Издание сообщает, что речь якобы идет о 18 ежедневниках с записями, которые Ратко Младич вел в период с 29 июня 1991 года до 28 января 1995 года, и с 14 июля 1995 года по 28 ноября 1996 года. Генерал писал на кириллице, очень аккуратно, обязательно ставил дату и указывал место, где произведена запись. Если запись была о какой-то встрече, то он обязательно приводил имена всех присутствовавших, отмечает «Пресс».
Некий «осведомленный источник» «Пресс» сообщил: «В дневниках Младича приведено огромное количество разговоров с Радованом Караджичем, указаны разногласия с ним. Из дневника видно, в чем Младич не соглашался со Слободаном Милошевичем, и что все попытки последнего заполучить Младича на свою сторону были безуспешны. В дневниках описаны встречи с высшими офицерами миротворческих сил в Боснии и Герцеговине, встречи с М.Краишником, Й.Станишечем, Ф.Симатовичем. В записках часто упоминается начальник Генштаба Армии Югославии Момчило Перишич».
По словам «осведомленного источника», «военные дневники Младича» открывают, кто был замешен в криминальной деятельности в ходе боснийской войны: «Он много пишет о контрабанде оружия, продовольствия, лекарств, пишет о тех, кто наживался на войне. Эти дневники будут очень сильным доказательным материалом против Радована Караджича, а также и против самого Младича. Эти записки могут нанести серьезный ущерб тем, над кем в гаагском трибунале еще продолжаются судебные процессы».
В интервью 19 мая белградским «Вечерним новостям» адвокат семьи Младич Милош Шалич отмечает, что речь идет о дневниках, изъятых, как 23 февраля сего года, так и ранее. На вопрос, почему дневники хранились дома, и не были изъяты ранее, Шалич ответил: «Не было причин их скрывать. И раньше все знали об их существовании». «Пресс» напоминает, что обыски в доме Младичей проводились четыре раза. Источник «Новостей», «имевший возможность» прочитать дневники Младича, сказал, что в них не написано «ничего эффектного»: «Он писал о встречах, но нигде прямо о событиях в Сребренице, Жепе или Сараево».
Тем не менее, пишут «Новости», гаагская прокуратура потребовала внести «дневники Младича» в список доказательств против Караджича, Й.Станишича, М.Станишича, Симатовича и Жуплянина. Издание подчеркивает, что «несмотря на то, что перевод еще продолжается, Прокуратура уже подтвердила их подлинность». В дневниках якобы описывается ситуация в Боснии и Герцеговине, говорится о стратегических целях и военном значении Сараево, а также о его разделе. На одной из описанных встреч сербского руководства в 1993 году речь якобы шла об «улучшении тактических позиций боснийских сербов», об отделении от хорватов и мусульман и ликвидации границы с Сербией по реке Дрина.
А уже 20 мая «Вечерние новости» сообщили, что «военные дневники Ратко Младича» будут использованы и на полностью провалившемся для обвинения процессе над Воиславом Шешелем. «Военные дневники Младича» трактуются гаагским судилищем как официальный документ. Под датой «30 июня 1992» якобы имеется запись: «Успех Аркана и Шешеля».
О том, что прокуратура гаагского судилища собирается внести «военные записки Младича» в «дополнительный доказательный материал» на судебном процессе над Шешелем сообщило 20 мая и сербское агентство «Фонет». Если эти «записки» будут приняты в качестве доказательств, то процесс над Шешелем вновь затянется на неопределенное время.
Адвокат Радована Караджича, Горан Петрониевич, сообщил, что защита экс-президента Республики Сербской еще не получила «дневники Младича», но у него есть информация, что они будут введены в качестве доказательства против его подзащитного.
Между тем, появление на свет очередной порции «военных дневников Ратко Младича» вызывает ряд вопросов. Напомним, «Пресс» пишет: «Генерал писал на кириллице, очень аккуратно, обязательно ставил дату и указывал место, где произведена запись. Если запись была о какой-то встрече, то он обязательно приводил имена всех присутствовавших». Возникает вопрос, для кого так старался генерал? Почему «дневники» находят не сразу, а в «два захода»? К сожалению, Дарко Младич принципиально не общается с прессой, и никаких пояснений от него ожидать не приходится.
Далее «Пресс» пишет: «Подлинность дневника и рукописи Младича подтвердил бывший начальник Главного штаба Армии Республики Сербской генерал Манойло Милованович, который несколько раз появлялся в Гааге как свидетель». Отметим, Манойлович, чтобы избежать преследований гаагского судилища, согласился с ним сотрудничать в 2006 году, и проходит как свидетель в позорнейших показательных процессах против сербских офицеров по сфальсифицированным делам о событиях в Сребренице. Поэтому о достоверности его указаний на «подлинность» дневников Младича теперь можно только размышлять. Тем более что, как мы уже писали год назад, Мирослав Тохоль, бывший министр информации в правительстве республики Сербской назвал еще предыдущую «версию» «дневников Младича» фальшивкой. Пока можно констатировать, что заявления о подлинности «дневников Младича» базируются исключительно на показаниях «добровольного помощника» гаагского судилища генерала в отставке Миловановича, который сделал соответствующие заявления 26 и 27 апреля в Гааге.
Ну а теперь, небольшой арифметический подсчет. 3500 страниц записей за неполных 5 лет. Получается около 60 страниц в месяц, две рукописные страницы в день. Так, что за те пять лет делал Младич? Создавал ли практически с нуля армию, командовал ли он ей, разрабатывал ли военные операции, вел ли переговоры или писал военные мемуары?
Михаил Ямбаев, к.и.н., н.с. Института славяноведения РАН, специально для «Русской народной линии»