Обращаясь к собравшимся, владыка Иларион сказал: «Церковь объединяет людей вне зависимости от их этнической принадлежности. Еще апостол Павел сказал, что в Церкви христианской нет ни эллина, ни иудея,.. варвара, скифа,.. но всё и во всем Христос (Кол. 3, 11). Церковь - это та реальность, которая помогает преодолевать все национальные противоречия. В Церкви могут встречаться и приносить друг другу мир даже те люди, которые в обычной мирской ситуации находятся в состоянии вражды. Задача Церкви всегда, во все века заключалась в том, чтобы примирять людей. Церковь никогда никому не отдает предпочтения, в том числе и одному народу над другим: она никогда не скажет, что русские лучше, чем грузины или что осетины лучше, чем курды, потому что для Христа все равны, и для Церкви все должны быть равны. Она является духовной Матерью для людей самых разных национальностей, самого разного социального положения, самых разных возрастов».
«Церковь, - подчеркнул владыка, - это реальность, которая объединяет нас поверх всех различий, в ней нет даже различия между священниками и несвященниками - есть различия в функциях, в служении, но не в ценности. Нельзя сказать, что один священник важнее другого, или что митрополит дороже для Бога, чем простой верующий, чтец, алтарник или монахиня в монастыре. Бог любит каждого человека, и невозможно сказать, что кого-то Он любит больше, а кого-то - меньше».
«От Бога никуда невозможно уйти - Он везде присутствует, но для одних присутствие Бога является источником радости и вдохновения, а для других людей - источником скорби и страданий, - продолжил свою речь митрополит Иларион. - Это зависит от того, как себя человек позиционировал в отношении добра и зла. Если человек живет так, что в каждый конкретный момент, когда надо сделать выбор между добром и злом, он становится на сторону добра, то присутствие Божие не вызывает у него никакого дискомфорта, заповеди Божии не кажутся ему слишком трудными для исполнения. А вот если некто сознательно становится на сторону зла, если не хочет строить жизнь в соответствии с теми нравственными ценностями, следовать которым заповедал Господь, то присутствие Божие вызывает у него дискомфорт и даже страдания. Некоторые из таких людей отказываются верить в Бога, им комфортнее считать, что Бога нет, чтобы творить свои злые дела, чем считать, что Он есть, и бояться наказания за грехи. Но есть и такие, что верят в Бога, но при этом совершают злые дела. Эта, казалось бы, совершенно невозможная ситуация с точки зрения Божественного правосудия встречается в нашей земной реальности регулярно».
В связи с этим архиерей заметил, что Бог долго терпит грехи людей, ждет нашего покаяния, нашего обращения к Нему, и «очень часто, когда мы заслуживаем наказания, Он не наказывает нас, а если и наказывает, то не для того, чтобы отомстить, а чтобы нас научить чему-то, чтобы через скорби или через испытания мы пришли к познанию Бога».
Подчеркнув, что собравшиеся на встречу с ним - это молодые люди, владыка Иларион указал, что будущее Православной Церкви зависит от них, а «не от людей старшего поколения, которые уже выполнили свою священную миссию». «В трудные годы гонений они передали православную веру людям среднего поколения, к каковым я отношу себя, и молодежи, к числу которой принадлежит большинство из вас. Они передали нам эту веру, а наша задача заключается в том, чтобы передать ее нашим детям и внукам, и для этого верой надо жить», - сказал он.
«Сегодня очень многие люди называют себя православными. Однако на самом деле далеко не все из них знают, что такое Православная Церковь и для чего она нужна. Очень часто Православие для таких людей сводится лишь к следованию некоторым культурным традициям, к тому, что на Пасху красят яйца, пекут куличи, исполняют еще какие-то обряды; в лучшем случае они крестят своих детей, отпевают своих родственников, а ведь Церковь - это та реальность, которая может сопровождать человека на протяжении всей его жизни, это как бы некое особое измерение в жизни человека. Это можно сравнить с тем, что существует двухмерное и трехмерное пространства. Жизнь без Церкви есть существование в двухмерном пространстве, а жизнь в Церкви дает новое измерение, дает совершенно особую возможность проникновения в суть событий. Многие события жизни человека, которые с точки зрения человеческой кажутся случайными или абсурдными, для верующего обретают смысл. Господь открывает человеку верующему смысл происходящих в его жизни событий», - подчеркнул архиерей.
По его словам, человек, не имеющий веры, подобен незрячему, который идет при помощи трости или опираясь на руку другого человека, вслепую нащупывая свой путь: «Часто люди неверующие, далекие от Церкви вообще не знают, для чего они живут. У них в жизни может быть все: богатство, деньги, слава, - а счастья нет. А почему нет счастья? Потому, что нет смысла в жизни. Такой человек не понимает, зачем и ради чего он живет. И очень часто ощущают себя страдающими и даже кончают жизнь самоубийством те люди, у которых по земным меркам все есть, а нет самого главного - счастья. У них нет духовной внутренней наполненности, нет понимания того, ради чего и зачем они живут. Церковь дает человеку эту наполненность, этот смысл, это содержание жизни. Церковь показывает человеку, что всякое дело, которое он совершает, может быть не просто человеческим деянием или способом заработать деньги, но служением Богу и служением людям. И если мы, каждый на своем месте выполняя профессиональный, семейный, человеческий долг, помним о том, что призваны к служению Богу и людям, то как раз наша жизнь обретает «третье измерение», которого нет в обычной жизни неверующего человека. Тогда все обретает смысл, все замыкается, все получает высшее оправдание. И вот мы уже не просто прозябаем на этой земле, ожидая, пока один день сменится другим, один год придет на смену другому и незаметно подкрадется старость, а живем, сознавая цель нашей жизни, и каждый день ее имеет значение».
Владыка также отметил, что Православие является духовной традицией не только для русских, но и для многих кавказских народов: «Мы знаем, что Иверия, по преданию церковному, является уделом Пресвятой Богородицы. Мы знаем, что весь Кавказ - древняя земля апостольской проповеди. По некоторым сведениям, апостол Матфей погребен близ Батума, мощи апостола Симона Кананита сокрыты под спудом в Абхазии; на этой земле также нашел свое последнее пристанище святитель Иоанн Златоуст, и место его упокоения до сих пор почитается верующими. Апостолы Варфоломей и Фаддей считаются основателями Армянской Церкви. Очень глубокие корни у Христианства на Кавказе. Уже в IV веке Кавказ был просвещен светом Христовой веры. На протяжении многих веков православные верующие Кавказа страдали от нашествий иноплеменников. Но Христианская вера на Кавказе не погибла, она осталась той основой и той закваской, которая на протяжении веков создавала духовно-культурную идентичность кавказских народов. Православная Церковь всегда служила делу миротворчества, и сегодня Церковь продолжает служить этому священному делу. (...) Церковь способна примирять людей, которые не могут примириться по человеческим меркам, и очень много в истории Христианства на Кавказе было случаев, когда именно Церковь благодаря своей миротворческой роли умела гасить межнациональные и межэтнические конфликты».
Подчеркнув, что сегодня «много молодых людей с Кавказа живет и трудится в России», митрополит Иларион выразил мысль, что для «молодых людей, объединенных православной верой, задача налаживания мостов между представителями разных народов является священной задачей, которую каждый, по возможности, должен исполнять». «Человек не может жить все время в состоянии конфликта, человек по своей природе ищет мира, и всякий конфликт по своей природе является состоянием временным и скоропроходящим. Даже если конфликт длится многие годы, все равно он должен рано или поздно закончиться. От каждого из вас зависит, насколько быстро удастся преодолеть существующие ныне межнациональные конфликты», - заметил он.
«Христос учил нас не только любить друзей, но и любить врагов, - продолжил он. -...Любить своих ближних в каком-то смысле легко: мы любим своих родственников, мы любим своих друзей, мы любим своих сослуживцев, мы любим представителей своего народа, - тех, которые нам близки и которые разделяют наши культурные традиции. Гораздо труднее любить «иных» людей: представителей иных народов, людей, у которых другой цвет кожи, у которых другой язык. Но еще труднее любить людей, которых история или политическая ситуация развела на разные стороны баррикад, людей, которые знают, что их, может быть, отцы и деды проливали кровь представителей нашего народа, и вот эта историческая память существует и передается из века в век».
«Нет другой силы, кроме Церкви, которая способна преодолеть эти разделения. Нет другой силы, кроме Божественной благодати, которая способна внести мир и примирение в сердца людей. И вот я хотел бы призвать вас, дорогие братья и сестры, трудиться над этим: трудиться над тем, чтобы примирились те, кто сегодня враждует, потому что в конечном итоге от каждого из нас зависит не только наша судьба и судьба наших потомков, но и судьба наших стран, наших регионов, наших народов», - заключил митрополит Иларион.