Проблемами неблагополучных семей, находящихся на грани лишения родительских прав, должны заниматься не столько чиновники из органов опеки, сколько психологи и педагоги, считает сопредседатель Межрегионального союза организаций, защищающих права детей, Светлана Пронина. "Мы теряем детей, потому что мы теряем семьи", - заявила Пронина во вторник на пресс-конференции в РИА Новости, посвященной вопросу реструктуризации детских домов.
По ее мнению, система государственного надзора за социально неблагополучными семьями, не настроена на то, чтобы "сделать первый шаг навстречу семье", в которой появились проблемы.
Пронина сообщила, что ежегодно в России родительских прав лишаются 77 тысяч семей, а так как в России приняты "силовые" методы воздействия на нерадивых родителей, дети чаще всего попадают в специализированные дома и интернаты.
Эксперт считает, что чиновники в лице органов попеки и попечительства, зачастую не имеют ни возможности, ни желания заниматься проблемами семьи. Их задача сводится к тому, чтобы "отобрать ребенка у неблагополучных родителей". "Если кто-то видел эту процедуру изъятия ребенка из семьи - она очень драматическая. И у нас никто не выясняет причины, почему семья или мама спиваются", - сказала Пронина.
По ее словам, часто родителям, у которых есть свои неразрешенные проблемы, нужна помощь специалиста - психолога. Однако у государства нет задачи спасти семью, есть задача - изъять из плохой среды ребенка.
Пронина уверена, что необходимо досконально определить в законодательстве понятия "угроза жизни" и "угроза здоровью ребенка". "Нужно четко соблюдать их, когда речь идет об изъятии ребенка", - считает специалист.
Выпускники сиротских заведений мало приспособлены к самостоятельной жизни и предпочитают "сбиваться в стаи", чтобы жить в привычных рамках понятных им взаимоотношений, отметила Пронина. "Даже когда их приглашают в гости пить чай, они не понимают, что чай находится в пакетиках, потому что они привыкли, что им чай разливают из большого чайника", - привела пример эксперт.
Пронина отметила, что часто девочки, выросшие в условиях детского дома, воспроизводят модель матери-одиночки в своей собственной жизни, так как не знают примеров полноценных семейных взаимоотношений. Проблемой для выпускников детдомов остается и распоряжение выделенной им государством жилплощадью.
В частности, по словам Прониной, нередко бывшие воспитанники одного детдома живут в одной квартире, а остальную жилплощадь сдают внаем, что снова возвращает их в иждивенческой модели поведения. Известны специалистам и печальные истории продажи жилья за бесценок аферистам. Пронина считает, что изменить ситуацию к лучшему в России сможет постинтернатный патронат для таких детей.