Вчера, 15 февраля, Скупщина союза общин Косово и Метохии выступила с критикой решения Священного Синода Сербской Православной Церкви об отстранении епископа Рашко-Призренского и Косово-Метохийского Артемия (Радосавлевича) от управления епархией, сообщает Српска.Ру. В сообщении, подписанном председателем Скупщины Радованном Ничичем, утверждается, что владыка Артемий был отстранен из-за критики политики президента Сербии Бориса Тадича по отношению к Косово.
«Не прошло и недели после того, как владыка Артемий на народно-церковном Соборе в Косовской Митровице, организованном Скупщиной союза общин Косово и Метохии, критиковал президента Сербии и его политику по отношению к Косово и Метохии, как последовала смена епископа Рашско-Призренского», - говорится в сообщении организации.
Напомним, что в интервью сербскому журналу "Печат" владыка Артемий, в частности, заявил, что «нынешние власти в Белграде, однако, упорно твердят, как они никогда не отдадут Косово, а на практике не предпринимают необходимых действий, во всяком случае, правильным образом и в нужном объёме, для того, чтобы Косово осталось в границах Сербии. Боюсь, это речи больше для внутреннего употребления. Они постоянно говорят, что вхождение в Евросоюз "не имеет альтернативы", все силы направлены в эту сторону. Во что бы то ни стало хотят видеть там Сербию, неважно, с Косово или без нашего края. Это для властей в Белграде абсолютный приоритет, достижение чего ставят как высшую цель. Создаётся впечатление, что они в действительности исполняют желания Америки и Евросоюза, чьими сотрудниками на самом деле и являются... Так, их слова, что никогда не признают Косово, всего лишь слова, а практика совсем другая. Три-четыре года назад я говорил президенту Тадичу: никто у вас не будет требовать письменно отречься от Косово, но вы своими действиями или бездействием будете этому способствовать».
В Скупщине союза общин Косово и Метохии считают, что владыка Артемий был смещен на основании «неточных и необоснованных аргументов». По мнению Скупщины, организаторами смещения косовского архипастыря являются митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий (Радович) и викарный епископ Липлянский Феодосий (Шибалич). Скупщина союза общин Косово и Метохии обвинила владыку Феодосия и монастырь Дечаны в распространении клеветы в адрес владыки Артемия.
Портал Српска.Ру отмечает необычайную спешку, с которой был отстранен от своей кафедры епископ Рашко-Призренский Артемий. «На вопрос епископа Артемия после вчерашнего заседания Синода, - пишет издание, - почему процесс против него проводится с такой спешкой, в преддверие Великого Поста, который начинается 15 февраля, один из членов Синода ответил, что здесь вообще и речи нет о спешке, так как все это продолжается уже пять лет!»
«Может быть, этим процессом управляют из Вашингтона, по приказам Джозефа Байдена, так же как и пять лет назад, когда из Вашингтона пришел приказ подписать Меморандум о восстановлении церквей в Косово и Метохии, а послы западных стран в Белграде уже давно упорно требуют, чтобы епископ Артемий был снят с кафедры епископа Рашско-Призренского?». Такое предположение было высказано на официальном сайте Рашко-Призренской епархии, который со вчерашнего дня заблокирован.
Как известно, управление епархией Синодом было возложено на епископа Афанасия (Евтича), который начал действовать чрезвычайно активно. Уже через час после завершения заседания Святейшего Синода, на котором было решено назначить его администратором Рашско-Призренской епархии, он, как сообщил до закрытия сайт епархии, уже находился в резиденции епископа Артемия, где "начал свой деспотический пир". Сопровождал владыку Афанасия "его верный послушник Феодосий (Шибалич) и несколько монахов из Высоких Дечан, уже известных по своему безобразному и хулиганскому поведению, когда летом 2008 года они напали на игумена монастыря Баньска Симеона, нанеся ему тяжелые травмы". Одним из их главных защитников тогда был как раз епископ Афанасий (Евтич).
«Сразу же после проникновения в Грачаницу, 13 февраля, за несколько часов до возвращения епископа Артемия с заседания Синода, уже началось взламывание замков и проникновение в личные помещения епископа Артемия, к ужасу и удивлению находившихся в Грачанице монахов. Приспешники Афанасия врывались в монашеские кельи и проводили обыски, как наихудшие судебные следователи. Откуда, однако, полномочия на это, по каким законам, на основании каких канонов? Хотя приемопередача и была назначена на следующий день, в воскресенье, 14 февраля, ужасающая ненависть, которой просто дышали приехавшие исполнители неудержимо сочилась и разливалась по двору святой Грачаницы. В этот раз ненависть не агарянская или шиптарская, а ненависть тех, кто представляется как проповедники Любви», - говорится в сообщении, опубликованном на епархиальной сайте.
На епархиальном сайте также отмечается, что «на Литургии, отслуженной в воскресенье 14 февраля, которую отслужили Афанасий (Евтич) и Феодосий (Шибалич), монахини монастыря Грачаница не присутствовали. Верующие стояли около храма, не входя внутрь, а силы КФОР (от англ. Kosovo Force, международные силы под руководством НАТО, ответственные за обеспечение стабильности в Косово - ред.) обеспечивали «порядок». В храме, на литургии присутствовали лишь так называемые «шиптарские сербы», то есть сербы, участвовавшие в выборах, которые недавно организовал Хашим Тачи и сейчас, за большие деньги, участвующие в шиптарских органах власти».
Портал Српска.Ру отмечает, что «состояние косовских сербов на данный момент можно охарактеризовать как глубокую скорбь и смятение. Никто из них не знает, что принесет завтрашний день. Происходящее они сравнивают с событиями 1999 г., когда большинство сербского населения Косово и Метохии было изгнано из своих домов, только теперь гонению подвергся оплот сербского присутствия в крае - косовское монашество. Все монахи Рашко-Призренской епархии являются духовными детьми владыки Артемия и составляют единую монашескую семью. Число иноков здесь больше, чем в других епархиях Сербской Православной Церкви, причем, это всецело является заслугой епископа Артемия, имеющего особый дар к возрождению монастырей и организации в них монашеской жизни».
«Представителями международного протектората и албанской администрации, - пишет издание, - предпринимались неоднократные попытки выбить епископскую кафедру из-под ног владыки, но до сих пор это не удавалось. Тем трагичнее принятое самими же сербами решение об отстранении одного их самых уважаемых и стойких епископов Сербской Православной Церкви по явно надуманному предлогу. Причем, несмотря на то, что расследование по данному делу только началось, многие сербские СМИ уже говорят о вине владыке, как о доказанном факте. Косовские сербы выражают глубокую тревогу в связи с настоящими событиями, т.к. расценивают их: во-первых, как очередной шаг западных сил по принуждению Сербии отказаться от Косово и Метохии; во-вторых, как угрозу существованию сербских анклавов, т.к. личность владыки Артемия и монастыри с проживающими в них насельниками являются основополагающим ядром, вокруг которого объединяются косовские сербы».