Протоиерей Геннадий Беловолов: Икона должна находиться в Церкви

По словам священника, музеи выполняют функцию не столько сохранения, сколько сокрытия нашего национального достояния

0
216
Время на чтение 6 минут
В ноябре 2009 года Министерство культуры России приняло решение о временной передаче иконы Богоматери Одигитрия Корсунско-Торопецкая из Государственного Русского музея верующим в церковь Александра Невского, недавно построенную рядом с поселком «Княжье озеро» Истринского района Московской области на средства предпринимателя Сергея Шмакова. 

Письмо Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на имя Министра культуры Андрея Авдеева, датированное 24 ноября 2009 года, было рассмотрено министром в тот же день, прошло все инстанции, и уже в полдень 25 ноября в адрес Государственного Русского музея факсом отправлено руководящее письмо за подписью Директора департамента культурного наследия и изобразительного искусства Рамазана Колоева. Этой бумагой Колоев информирует директора ГРМ о том, что возглавляемый им Департамент «рассмотрел данный вопрос и считает возможным передачу иконы «Богоматерь Одигитрия» в религиозную организацию сроком на один год». В размещенном на сайте министерства официальном «Комментарии Департамента культурного наследия и изобразительного искусства Минкультуры России по вопросу временного экспонирования иконы «Богоматерь Одигитрия» — Корсунская» заявляется, что 30 ноября Реставрационный совет музея и экспертная фондово-закупочная комиссия «приняли решение о возможности временного экспонирования иконы при обеспечении ее оптимальных условий хранения и возможность ее транспортировки в специальном киоте, обеспечивающим должный уровень температуры и влажности».

27 ноября группа сотрудников Государственного Русского музея, не согласных с решением Министерства культуры России о передаче иконы, направила Президенту России Дмитрию Медведеву протестное письмо. «Радетелями культуры» было заявлено, что «любое нарушение существующего режима хранения может привести икону к гибели, которая станет настоящей национальной трагедией». Президент, очевидно, не посчитал, что передача иконы из музея в церковь приведет к национальной трагедии, и уже в ночь со 2 на 3 декабря 2009 года икона была перевезена в церковь Александра Невского в Княжьем Озере. Перевозка прошла успешно, и в храме созданы идеальные условия для хранения иконы. В настоящее время в храме монтируется оборудование, при помощи которого в режиме онлайн сотрудники музея круглые сутки будут получать видеокартинку изображения святыни, данные о влажности и температуре. В храме икона находится в специальной полностью герметичной витрине-киоте («валиокассете») с собственной установкой микроклимата стоимостью более трехсот тысяч долларов, созданной на средства Сергея Шмакова. 

Сотрудников Русского музея решили поддержать деятели, уже известные своим активным противодействием Церкви. В «Открытом письме сотрудников музея-заповедника «Рязанский кремль» министру культуры А.Авдееву и начальнику департамента культурного наследия Р.Колоеву, поступившем в редакцию «Русской линии», указывается на то, что «передача древней иконы из фондов Русского музея в пользование приходской общины МП РПЦ [так в оригинале - РЛ] прямо нарушает федеральное законодательство России и является по сути разбазариванием общенационального культурного наследия», - то есть авторы письма недвусмысленно обвиняют в нарушении закона и «разбазаривании культурного наследия» самого министра культуры и начальника департамента культурного наследия, отдавших распоряжение о передаче иконы Церкви.

«Подобные действия создают опасный прецедент - если таким образом можно поступать с древнейшим и ценнейшим экспонатом, имеющим серьезные проблемы с сохранностью, то какая судьба уготована министерством остальным музейным предметам, имеющим отношение к религии?» - рисуют ужасные картинки музейщики. «К сожалению, случаи, когда передача икон и церковной утвари из музея в храм «для использования по функциональному назначению» заканчивались значительным ухудшением состояния, а то и полной утратой, стали обычной практикой», - добавляют авторы письма, не приводя, впрочем, конкретных примеров.

«Еще в XIX в. просвещенные церковные деятели начали собирать древние святыни в музеи, чтобы избежать их разрушения и сохранить для потомков. Нелепо выглядят попытки современных светских и церковных чиновников повернуть колесо истории вспять и раздать музейные реликвии по храмам, вместо того, чтобы заказывать копии, как это делается в цивилизованном мире», - поучают составители письма, в котором угадывается рука либеральных «правозащитников».

В заключение авторы уже совсем цинично призывают Министерство культуры «не уподобляться государственным деятелям 1920-1930 гг. [когда иконы как раз отбирали у Церкви в музеи - РЛ], когда власти, исходя из политических соображений, беззаконно распоряжались музейными коллекциями как своей собственностью, что имело самые плачевные последствия для страны».

Корреспондент «Русской линии» связался с известным петербургским священником и культурным деятелем, диретором музея-квартиры св. праведного Иоанна Кронштадтского, настоятелем Леушинского подворья протоиереем Геннадием Беловоловым. Комментируя ситуацию вокруг передачи Торопецкой иконы Божией Матери из музея в Церковь, о. Геннадий подчеркнул, что в оценке данной проблемы «надо исходить из понятия копирайта - авторского права». «Кто автор и правообладатель всех икон? Безусловно, не музеи и не Министерство культуры. Иконы создала и явила как особое духовное явление Православная Церковь. Именно она является правообладателем всех авторских прав. Это та исходная позиция, с которой нужно начинать все рассуждения», - сказал он.

«Я вполне допускаю, что какие-то иконы могут находиться в экспозиции музея, - продолжил священник. - Они могут и должны быть также доступны для многих, еще невоцерковленных людей. Эти иконы выполняют равноапостольную функцию или миссионерскую роль, проповедуя благую весть Христову». «Но этот вопрос должна решать Церковь, - еще раз отметил он. – Если Церковь передает икону на временное хранение в музей, то эта икона должна требовать особого хранения, особой реставрации, особого отношения. У нас же все перевернуто с ног на голову. После революции тысячи икон были изъяты у Церкви совершенно беззаконно. Теперь любая попытка восстановить законность воспринимается как посягательство на несуществующие права музеев и культурных учреждений». По словам о. Геннадия, Церковь не требует в Эрмитаже ни полотен Рембрандта, ни полотен Рубенса, ни шедевров русского модерна. - Церковь просит вернуть то, что ей принадлежит изначально. «Это настолько очевидная ситуация, что странно обсуждение этого вопроса», - добавил он.

Тихвинская икона Божией Матери, написанная в XIV веке, прекрасно хранится в Успенском Тихвинском монастыре, указал протоиерей Геннадий Беловолов. «Здесь музейные работники не поднимают вопроса, не бьют в набат. Почему? Потому что икона прекрасно сохраняется и всем доступна, потому что не нужно платить деньги, чтобы увидеть святой образ. Если бы Тихвинская икона находилась в Русском музее, отдали бы ее нам? Конечно, все музейное сообщество восстало бы и начало твердить, что это «общенациональное достояние». Здесь порочна сама постановка вопроса – что, якобы, передача иконы Церкви означает ее отчуждение от национального достояния. Наоборот, она становится доступной народу, и не возникает безнравственной ситуации, когда за то, чтобы человек увидел икону и перед ней помолился, берут деньги, берут билеты, ограничивая к ней доступ народа, о котором так беспокоятся музейные работники. По сути, идет торговля святыней. А это, конечно, недостойно», - сказал настоятель Леушинского подворья.

Икона Божией Матери Одигитрия Торопецкая«Почему музейное сообщество не бьет тревогу о том, что тысячи икон хранятся в запасниках, ожидая своей реставрации? Почему эти иконы не экспонируются? Почему большую часть икон народ не знает и не видит? – затронул важный вопрос священнослужитель. - Получается, что музеи сокрывают то, что они называют национальным достоянием. В данной ситуации музейные работники заняли конфронтационную позицию. Церковь всегда готова к сотрудничеству и она в нем заинтересована. Но создается ощущение, что музейные работники беспокоятся не столько об иконах, сколько о своих личных интересах. А ценность тех или иных хранилищ определяется наличием православных святынь. Если их не будет, встает вопрос - что же будут хранить научные сотрудники этих отделов? Давайте спросим честно: знало ли большинство культурной общественности до этого момента, что в запасниках Русского музея находится такая ценность и святыня - Торопецкая икона Божией Матери, написанная в XIV веке? Данный пример показал, что музеи выполняют функцию не столько сохранения, сколько функцию сокрытия нашего национального достояния. А о том, что из музеев пропадают иконы, поведала нам история хищений более 200 предметов церковной утвари и икон из Эрмитажа. Как известно, большинство из них не найдено до сих пор».

«Торопецкая Икона Божией Матери должна объединить наше общество, Церковь и интеллигенцию. Безусловно, она должна быть доступной и находиться в Церкви. Доступ к иконам не должен быть связан с материальной платой, и иконы не должны быть закрытыми в запасниках. В музее невозможно совершить молебен, невозможно почтить икону молитвенно, то есть делать то, ради чего она и создавалась», - заключил протоиерей Геннадий Беловолов.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Геннадий Беловолов
С настоящим Новым годом – Православным, Царским, Русским!
Новый год наступает только после Рождества Христова, и только тогда мы празднуем его вместе со Христом!
14.01.2025
«С этим концертом произошла таинственная история»
В Кронштадте состоялся XVII Таисиинский вечер-концерт
14.01.2025
Христос родися – воистину родися!
О христосовании на Рождественскую Пасху!
10.01.2025
Лето Господне или год змеи?
Кто под прикрытием восточного календаря вновь лезет в нашу страну?
03.01.2025
Ощущение, что мы на пороге Победы
Об итогах года – юбилеях, связанных с памятью о.Иоанна Кронштадтского и болевых темах России
30.12.2024
Все статьи Протоиерей Геннадий Беловолов
Последние комментарии
О так называемом подсознании
Новый комментарий от С. Югов
15.01.2025 09:31
Секрет Шафаревича
Новый комментарий от Апографъ
15.01.2025 06:13
Национальные республики живут за счёт русских регионов
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
15.01.2025 06:08
«У Бориса Якеменко, мягко выразимся, лицо в пуху»
Новый комментарий от Ленчик
15.01.2025 03:58
Эпос не в смерти, эпос в Победе
Новый комментарий от Мирянин
15.01.2025 03:53
«Геттизация»: миграционная политика Италии, итоги 2024 года
Новый комментарий от учитель
15.01.2025 03:40
Социализм – принуждение к бедности?
Новый комментарий от РомКа
14.01.2025 22:43