Красной нитью в новом уставе проходит недоверие к священнику и приходу, которые почти полностью теряют свои права. При его чтении трудно отделаться от мысли, что его целью является паралич воли настоятеля и прихода, чтобы обязав их подписать новый устав, они не смогли бы и слова сказать вопреки начальству. Я уж не говорю о решениях Поместного Собора 1917-1918 гг. в части прав приходской общины.
Возьмем более позднее время: в чем разница этого устава с тем, что было до этого. И до этого сплошь и рядом архиереи, ссылаясь на принцип целесообразности (а не на конкретные каноны) переводили, снимали, расформировывали и т.п. А сейчас все эти "наработки" четко фиксируются и мы должны подписаться под безоговорочным приговором.
Более того за всеми этими формулировками просматривается государство с его мощным репрессивным аппаратом. Это государство уже ликвидировало преподавание "Основ православной культуры" в школах России, а сегодня обещает урезанный, адаптированный вариант "религиозной культуры" через несколько лет (и только в 10 регионах) разрешить преподавать в одном единственном 4 классе, в 2-х четвертях этого класса (раньше "Основы православной культуры" преподавались в 50 регионах с 1 по 11 класс). И этот противоправославный по сути аппарат обрушит на твою голову всевозможные прещения и ограничения.
И еще одна мысль: после того как если, не дай Бог, на грядущем Всеправославном Соборе, будут утверждены все намеченные реформы в отношении календаря, дисциплины постов и т.д., то при воплощении их в жизнь, на низовом приходском уровне будет парализована всякая возможность несогласия и противодействия. Так, что нас ожидают очень непростые времена, причем скоро. Бросается в глаза полное бесправие прихожан - они, получается, только источник дохода.
Смущает то, что нам предлагается для подписания синодальный документ. Он что отменяет ныне действующий устав, утвержденный Собором? Но разве может меньшая инстанция отменить постановление вышестоящей?
Новый Устав жестко привязывает клириков к епископу, устанавливает зависимость похожую на крепостническую. Без епископа священник и шагу ступить не может - отъехать на несколько дней, поведать СМИ какие-то свои размышления и тревоги и т.д. и т.д.
Настоятель может быть снят по причине нарушения государственного законодательства. А если это законодательство нарушает 3акон Божий и возникает дилемма: слушать более Бога, нежели человеков - как быть тогда?
Словом, новый приходской устав производит тягостное впечатление.
Владимир Осипов, глава Союза "Христианское Возрождение", писатель