Судьи приняли ее сторону, обязав убрать распятия из всех школ и выплатить истице 5 тыс. евро. Как заявил глава пресс-центра Ватикана Федерико Ломбарди, в католической церкви узнали о решении Европейского суда "с удивлением и сожалением". "Распятие всегда было символом любви и призывом к единству для всего человечества. Печально, что теперь его предлагается считать знаком разделения или ограничения свободы", - посетовал он.
Критика данного решения прозвучала также из уст министров образования, иностранных дел и лидера оппозиции Паолы Бинетти. Правительство Италии уже заявило, что собирается обжаловать решение Страсбурга. Если в апелляции будет отказано, решение вступит в силу уже через три месяца.
На официальном сайте Московской Патриархии размещен комментарий представителя Московского Патриархата при Совете Европы в Страсбурге игумена Филарета (Булекова). Решение Европейского суда по правам человека, по словам священника, является закономерным проявлением тех процессов, которые идут в Европе в последние годы. "Всем памятна дискуссия о содержании преамбулы Евроконституции, то есть о роли религии, и прежде всего христианства, в общеевропейской культуре. Составители проекта конституции не решились, следуя исторической правде, сказать об этой роли прямо, и теперь мы видим последствия этой нерешительности уже в юридически обязывающем постановлении Европейского суда по правам человека", - отметил игумен Филарет.
По его словам, принятым судебным решением концепции прав и свобод человека нанесен очень серьезный удар - как в теоретическом, так и в практическом плане. "Это свидетельство глубокого кризиса правозащитного подхода. Кризис проявляется, в том числе, в уже застарелом конфликте между индивидуальными и коллективными правами", - сказал он.
"Стала реальностью ситуация, когда отдельный человек, гражданин европейской страны, обращается в Европейский суд с требованием, затрагивающим миллионы граждан в разных странах Европы. Этим человеком, возможно, движет субъективная нелюбовь к религии или некий индивидуальный опыт, породивший в нем отталкивание от религии и от связанных с ней культуры и символов. И для того, чтобы реализовать свои субъективные предпочтения, интересы, склонности и прочее, он задействует механизм Суда по правам человека, чьи решения оказывают влияние даже не на все страны Евросоюза, а на всю Большую Европу, от Атлантики до Урала", - констатировал представитель РПЦ при Совете Европы. "Получается, что этот индивид, озабоченный защитой своего собственного, субъективно понятого права, проявляет неуважение к миллионам своих сограждан - в своей стране и в евросообществе. Защищая свои права на общеевропейском уровне, он игнорирует права других. И высокий Суд становится заложником такого подхода", - добавил он.
"Созданный прецедент крайне опасен, - подчеркнул о.Филарет. - Сегодня требуют убрать распятия из школ в странах католической культуры. Завтра потребуют убрать и "христианские знаки" из исторической государственной символики европейских стран. И вполне можно представить, что придет время, когда на тех же основаниях и используя ту же аргументацию, будут требовать убрать кресты с тысяч европейских храмов (этот опыт хорошо знаком народам, пережившим правление богоборческих тоталитарных режимов в странах Восточной Европы). Это путь к постепенному разрушению тех символов европейских культур, которые являются ее неотъемлемой и существенной частью".
"Такому развитию событий должны сопротивляться все, для кого культура и история Европы имеет безусловную значимость - и в индивидуальном, и в общественном плане. Для этого необходимо объединение усилий разных людей: верующих и неверующих, христиан и приверженцев других религий. В конечном счете, речь идет не только о религии, но прежде всего о возможности свободно чувствовать себя и жить в таком духовном и культурном пространстве, которое мы унаследовали от предыдущих поколений и которое никакой "отдельный субъект прав и свобод" не должен иметь права разрушать, исходя их своих частных предпочтений и пристрастий. Нельзя допустить, чтобы радикальные и экстремальные трактовки принципа прав человека взяли верх в международной практике и были навязаны гражданам правовых государств в качестве нормативных", - заключил отец Филарет.