"Пока еще рано говорить, сумеет ли Таможенный союз заработать так, как это планировалось и планируется руководством трех государств, или же все останется на уровне деклараций, а частные национальные эгоистические подходы прогнут этот союз под себя", - заявил в интервью "Русской линии" заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин, говоря о созданном 27 ноября Таможенном союзе России, Белоруссии и Казахстана.
"Судя по настрою, который продемонстрировали вчера лидеры государств, есть общее понимание того, что в кризисных условиях, а главное на перспективу, подобная система просто необходима. Много-много лет каждое из этих государств по отдельности и в составе ЕврАзЭС пытались пробиться на мировые рынки и в своем экономическом статусе достичь паритета с ведущими экономическими центрами. В конечном итоге понимание того, что никто нас на мировых рынках не ждет, что экономика - очень жесткая штука, основанная часто на узких корыстных интересах и на отстаивании своих национальных интересах, девальвирует все прекраснодушные мысли о том, что можно создать некий единый гармоничный экономический порядок. Кризис поставил большой жирный крест на мечтах о том, что можно быть на равных с Евросоюзом, со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, с США", - считает эксперт.
"Если мы хотим сохраниться в качестве полноценного экономической единицы, а не сырьевого придатка мирового рынка, необходимо просто-напросто выстраивать правила под себя. Необходимо строить свою систему, нельзя все время плестись в хвосте экономических процессов. И в России, и в Казахстане, отчасти в Белоруссии экономики находятся до сих пор в постсоветском переходном периоде. Экономики этих стран ориентированы на добычу сырья, его первичную переработку и поставку на развитые рынке. Кризис показал, что сырьевые экономики становятся в проигрышное положение по отношению к ведущим финансовым и промышленным центрам мира", - полагает аналитик.
"Необходимо гармонизировать отношения внутри хотя бы нашей тройки на постсоветском пространстве. Ясно, что введение единого внешнего тарифа, ограничения на тарифные санкции на пересечение границ трех государств и ориентация на полную унификацию таможенного и налогового в перспективе законодательства до лета 2011 года, в конечном счете, будут способствовать тому, что на первом этапе межгосударственные отношения между Белоруссией и Казахстаном станет осуществлять гораздо проще. Не будет тех многочисленных таможен, которые в серьезной мере девальвировали экономические усилия наших компаний и ставили реальные препоны, ограничивая экономическую активность. Каждая из стран пожертвовала частью своего экономического суверенитета", - отметил Андрей Грозин.
По его мнению, "мировая экономическая система не претерпела каких-то серьезных кардинальных изменений. По большому счету, может так статься, что экономический кризис повторится не в слишком отдаленном будущем, потому что если система не трансформировалась и работает на прежних принципах, - значит кризисы, подобные нынешнему, могут повториться в любое время, значит следует выстраивать страховочные механизмы".
"Таможенный союз, снижение барьеров, мешавших межгосударственному партнерству, возведение определенных барьеров уже по границам Таможенного союза для иностранной экономической экспансии, ряд других механизмов - это новая реальность. Это попытка играть по собственным правилам. Россия извлекает серьезные преференции из создания Таможенного союза. Во-первых, мы привязываем к себе наших стратегических партнеров на западе и на юге. Во-вторых, с учетом объективной реальности мы получаем серьезные возможности за счет усиления рынков своего присутствия за счет Казахстана и Белоруссии. Появляются возможности для совместных усилий по выходу на высокий международный уровень экономической кооперации. То есть работает масса положительных моментов, касающихся и геоэкономики и геополитики. Такого близкого экономического партнерства у России больше нет ни с кем", - отметил заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ.
"Несмотря на особый уровень отношений России с Белоруссией. Понятно, что, поставив свои подписи под документами вчера, лидеры отстаивали собственные национальные интересы. Поэтому я более склоняюсь к оценке, данной российским Президентом, который считает, что Таможенный союз нужен всем его участникам в равной степени. Речь не идет о жертве каких-то интересов. Это сугубо прагматический уровень отношений. Обратите внимание на цифры, которые приводят и российские и иностранные СМИ, - о том экономическом эффекте, который даст работа Таможенного союза в ближайшее десятилетие. Это десятки миллиардов долларов, которые будут получены за счет снижения таможенных пошлин, за счет унификации и упрощения тарифной политики. Но есть и категория экономических преференций, лежащая в субъективном поле. Речь идет о наших белорусских коллегах. Понятно, что белорусская товарная продукция, в том виде, в котором она сейчас существует, не может найти серьезных рынков сбыта, за исключением российского и казахстанского, прежде всего, в сфере машиностроения, металлообработки, нефтехимии, автопрома", - выразил уверенность эксперт.
"Беларусь в рамках единого советского экономического механизма играла роль своеобразного сборочного цеха. Экономика получит серьезный импульс, если доступ к российским и казахстанским сырьевым ресурсам для белорусского бизнеса будет облегчен. Поэтому Александр Григорьевич Лукашенко, как мне кажется, несколько лукавит, когда говорит, что в этом вопросе "идет навстречу России". Я полагаю, что здесь в первую очередь имеет место обоюдная заинтересованность, причем равная, а наши партнеры по Таможенному союзу в перспективе получат даже больше преференций из числа тех, что четко просчитываются сейчас. Мультипликативный эффект этих решений смотрится пока не так четко, но наверняка после 2011 года, как мыслится его создателям, он заработает в полную силу", - подчеркнул Андрей Грозин.
Русская линия