Как сообщает радио "Свобода", президент Таджикистана Эмомали Рахмон призвал парламент республики как можно скорее принять новый закон "О языке". Если депутаты утвердят предложение президента, граждане Таджикистана должны будут использовать только таджикский язык при любых контактах или в официальной переписке с представителями власти. Согласно действующему закону, принятому 20 лет назад, таджикский язык считается в стране государственным, а русский - языком межнационального общения. Граждане страны имеют право обращаться в государственные инстанции на любом из двух языков. Если парламент примет новый закон, людям, не владеющим таджикским языком, придется обращаться к услугам переводчиков, говорят эксперты.
Ранее таджикский лидер, выступая с обращением по одному из национальных телеканалов, призвал принять новый закон как можно скорее. По его словам, новые правила будут способствовать повышению национального самосознания и чувства патриотизма таджикского народа. "О величии нации можно судить, прежде всего, по тому, насколько ее представители оберегают и уважают свой национальный язык", - сказал Рахмон.
Как отметил А.Грозин, "раньше руководству Таджикистана удавалось канализировать недовольство населения, направляя его на соседей, в первую очередь, на Узбекистан (узбеко-таджикские отношения в силу множества объективных и субъективных факторов исторически являются далекими от идеальных)". "Теперь очевидно, что Узбекистана в роли громоотвода недовольства населения уже недостаточно, и в последние годы стало заметно, особенно по тональности таджикских "независимых" СМИ, что происходят манипуляции с образом России. Всегда проще и удобнее обвинять в своих недостатках и неспособностях некоего недоброжелателя. В СМИ республики Россия предстает в весьма и неприглядном образе - фашистское государство, где по улицам бродят толпы скинхедов и отрезают таджикам головы", - добавил эксперт.
"Все эти проблемы обострились с ухудшением экономической ситуации в Таджикистане. Страна напрямую не испытала проблем, связанных с мировым кризисом, но кризис опосредованно сказывается и здесь через сокращение трудовой миграции. По официальным данным, поступление в бюджет от доходов мигрантов из России сократились на 30 %. Сокращение серьезное, но учитывая проблемы, возникшие и в России, и в Казахстане в строительной отрасли, проблемы Таджикистана только будут обостряться", - продолжил он.
"В преддверии визита Президента России в Таджикистан для запуска Сангтудинской ГЭС, которая построена практически на российские деньги, Таджикистан, очевидно, пытается, используя, в том числе языковую риторику, показать России, что он может геополитически переориентироваться. Хотя непонятно, с чем он собирается выходить на рынок, так сказать, многовекторных услуг, кроме своих баз и гидроэнергетического потенциала, который, кроме России, вряд ли кто сейчас соберется осваивать", - отметил он.
"Накануне визита Президента России Таджикистан пытается ужесточить свою позицию, продемонстрировать, что он может не оглядываться на Россию, что он может создать трудности для русскоязычного населения.
С учетом того гигантского количества таджиков, которые выезжают за рубеж в поисках элементарных денег для выживания и с учетом того, что большинство их едет на российский рынок, то, если это решение будет принято, оно ударит не по русскоязычному населению (которых уже осталось в республике относительно немного - по разным оценкам, от 70 до 100 тысяч человек), а по самим таджикам", - подчеркнул Андрей Грозин.