
Как заметил Борис Грызлов, "кризис вызван был не перепроизводством, не дефицитом каких-либо ресурсов, не какими-то стихийными бедствиями, а тем, что крупнейшая в мире экономика - американская - на протяжении целого ряда лет фактически жила в долг, расплачиваясь за продукцию и услуги обильным печатанием денег и разного рода производными финансовыми инструментами". "Такая долговая экономика, экономика чрезмерных и необоснованных расходов, могла до поры до времени кредитовать свои корпорации и своих граждан, но всему приходит конец. Плохо то, что ценой такого как бы восстановления справедливости стали финансовая нестабильность, закрытие предприятий, недоверие к финансовым инструментам, акциям и облигациям, падение производства и рост безработицы, кризис пенсионных систем и другие известные последствия во всём мире. Соответственно снизился спрос и цены на продукцию, которую экспортировала наша страна", - сказал он, рассуждая в интервью изданию о нынешнем кризисе.
Что же касается роли России, то заметил в интервью РЛ Михаил Делягин, "она не виновата в том, что оказалась втянутой в этот кризис". "Россия виновата в том, что ее руководство очень долго не верило в этот кризис; в том, что это руководство создало неадаптируемую систему. Ведь разве не Грызлов говорил, что парламент - это не место для дискуссий? А это означает, что система управления не эффективна и просто не может реагировать на изменения - ни на хорошие, когда нефть дорожала, ни на плохие, как сейчас. Россия также виновата в том, что она не противодействует этому кризису, не пытается повысить свою эффективность, не занимается модернизацией, а терпит бесконечные разговоры грызловых", - считает экономист.
"Руководство России и не искало пути преодоления кризиса, - считает М.Делягин. - Оно искало пути, как "отмазаться" и переложить всю вину на США. И хотя в нынешней ситуации в России действительно виноват мировой кризис, но дело не только в нем. Потому что если бы Россия хотя бы в 2004 году начала модернизацию, имея огромное количество нефтедолларов, то у нас была бы сейчас примерно такая же ситуация, как в Китае. То есть кризис был бы заметен в нашей стране в значительно меньшей степени".
Русская линия