Детская Пасха в Петербурге

На Леушинском подворье состоялась передача иконы Царственных мучеников, написанной детьми, нижегородцу Ярославу Тиховодову, создавшему первую церковь в родном селе

0
145
Время на чтение 7 минут
Около года юные изографы иконописной школы "Святогорье" под руководством Ростислава Гирвеля выполняли заказ мальчика из села Уста Уренского района Нижегородской обрасти, знаменитого тем, что из своих семнадцати лет уже десятилетие он подвизается на ниве православного просветительства.

Образно и емко описал необычную историю создания иконописного образа и его торжественной передачи в тот солнечный первомайский день настоятель Леушинского подворья в Санкт-Петербурге протоиерей Геннадий Беловолов в своем пастырском слове после Божественной литургии.

Детская Пасха. Леушинское подворье, СПб. Перед иконой Царственных мучеников"Сегодня у нас особый день. И хотя Светлая седмица уже отошла, этот день хочется назвать детской Пасхой. Потому что особую пасхальную радость испытываешь, когда видишь в храме так много детей. Ведь они - те побеги, которые будут жить после нас. Это те, кому передадим лучшее из нашего духовного наследия.
Это событие стало неожиданной, нечаянной радостью для всех нас. Казалось бы, будничный день после Светлой седмицы. К тому же, небезызвестный праздник первомай... Но у нас сегодня своя радость и свой праздник", - сказал о.Геннадий.

И далее объяснил: "Надо сказать, что у этого праздника есть виновник. Раб Божий Ярослав, который приехал к нам из нижегородской земли. Велика наша матушка Россия... Но, несмотря на свое величие, она едина в своей православной вере. Ярослав Тиховодов приехал к нам вместе со своей семьей с миссией: принять икону Царственных мучеников в дар нижегородским детям для первой церкви-часовни в селении Уста".

"Явление этой детской часовни удивительно, можно сказать, чудесно, - продолжил священник, - ведь еще младенцем Ярослав стал просить родителей, чтобы они его непременно покрестили, что и совершилось в семь лет. Ярослав всегда чувствовал какую-то необыкновенную тягу к молитве. Меня это заинтересовало, я пытался расспросить его, узнать, откуда у него такая жажда молитвы? А он ответил всего одним словом: просто тянет... И в этом ответе есть необыкновенная глубина. Действительно, Господь нас призывает, тянет к себе. Если Господь призывает, то должна притягивать и молитва, и богослужение, храм Божий и все, что мы называем церковностью. И Ярослав, будучи по возрасту еще младенцем, на окраине деревни, в лесу, нашел вагончик и стал там молиться", - продолжил протоиерей Геннадий Беловолов.

"Потом построили небольшую часовенку. Со временем она обветшала, разрушилась, потому что в нее стали заходить и стар и млад, так как раньше в селе не было храма. В конце концов, осенью 2007 года построили новую часовню, по сути уже небольшой храм, и с того времени в нем ежедневно совершается молитва. В 5-30 утра Ярослав начинает богослужение. После школы он опять приходит в часовню. Читает утренние, вечерние молитвы, каноны, акафисты, односельчане приносят в часовню записочки", - рассказал батюшка.

"И единственный день, когда Ярослав не читал там молитвы - это сегодняшний день, - пояснил о.Геннадий, - но сегодня он у нас в храме читал на клиросе Часы, Апостол. И те, кто пришел к началу службы, слышали, что чтение у него не только громкое, но и глубокое, серьезное. Читает он по-взрослому, по настоящему".

"А когда об этой необычной часовне стало известно в России, - продолжил о.Геннадий, - одной рабе Божией, петербурженке Ольге Николаевне Веселовой, которая, подражая своей небесной покровительнице, равноапостольной Ольге, не осталась безответной к воздвижению детской часовни, захотелось внести свою лепту в это богоугодное дело. Тем более, что поначалу Ярославу приходилось вырезать иконочки и репродукции из журналов. Поэтому Ольга Николаевна решила принести в дар часовне настоящую икону. Но какую, она не знала. Для того чтобы узнать, какая икона больше всего нужна Ярославу в его часовне, она написала ему, почти как небезызвестный герой чеховского рассказа "на деревню дедушке", поскольку адреса не знала, кроме того, что село Уста находится в Нижегородской области. Много справедливых нареканий вызывает работа нашей почты, но бывает, она творит чудеса. Так случилось и на этот раз: Ольга получила ответ, собственноручное письмо Ярослава. Он ответил, что больше всего ему хотелось бы иметь икону Царственных мучеников. Такую мысль положил Господь на сердце Ярославу. И такую икону для детской часовни, конечно же, должны были написать тоже дети. Слава Богу, у нас в Петербурге есть детская иконописная школа при Казанском соборе под руководством Ростислава Мартиновича Гирвеля".

Икона Царственных мучеников. Студия "Святогорье", СПб. Руководитель - Р.Гирвель"И вот дети иконописной школы принялись за этот почетный заказ. Ростислав Мартинович пишет иконы почти пятьдесят лет, но еще никогда не приходилось ему создавать такой образ: для детей и руками детей. Он сказал, что не касался своей кистью иконы. Ее написали только дети. Девять ликов на иконе писали девять детей. Как им удалось это объединить так, что даже не поверишь, что писало несколько детей?.. Это возрождение древней традиции, артелями писали иконы во времена преподобного Андрея Рублева. Но, думаю, что не ошибусь, сказав, что, наверное, такой иконы еще не было в России... Эта икона, написанная детьми, воплощает наше заветное желание, чтобы русская земля не оставалась сиротствующей без Царя... И дети на иконе - такие маленькие, такие беззащитные... Так написать детей могли только другие дети. Может быть, ни на одной другой иконе не увидишь, как были беззащитны Царские дети перед теми злодеями...", - сказал о.Геннадий.

"А когда икона была написана, накануне Пасхи, в Вербное воскресение, мы ее освятили, - объяснил настоятель, - молились перед нею все это время. Затем Ольга Николаевна сообщила Ярославу, что икона написана. Тогда Ярослав решил однажды оставить свою часовню, приехать в Петербург. Мы приглашали Ярослава и его родителей несколько дней погостить в нашем городе, но он сказал, что не может оставить свою часовню больше чем на два дня. Учитывая дорогу, в Петербурге они всего на один день".

"Импульс к написанию этой необычной иконы дало создание часовни Ярославом. На это отозвалось детское сердце рабы Божией Ольги. Затем были вдохновлены юные иконописцы. И дети будут молиться пред этим образом в детской часовне. Рад, что сегодня на службу пришли петербургские дети. Хотя Светлая седмица закончилась и крестные ходы прошли, думается, что мы сегодня можем пройти с вновь написанной иконой Крестным ходом", - завершил о.Геннадий. Закончилось богослужение Коленопреклоненной молитвой перед новым образом Царственных мучеников.

О том, как шла работа над необычном образом Царственных мучеников, Русской линии рассказал руководитель иконописной студии "Святогорье" Ростислав Гирвель.

"Ребята с восторгом приняли идею написания этого образа. Всем вместе писать икону для храма им было очень радостно. Перед работой над образом Ольга Николаевна оправила Ярославу записочку с именами ребят, которые будут участвовать в создании образа. И он молился о наших иконописцах", - поведал мастер.

Крестный ход. С иконой Царственных мучеников - Максим Тарасов и Ярослав Тиховодов (справа)"Изобразить Державную икону Божией Матери на нашем образе предложил ребятам я, а композицию они продумывали сами. Каждый из девяти ребят должен был изобразить свое видение композиции будущей иконы на так называемом форэскизе (предварительном карандашном эскизе без дополнительной прорисовки). Совместно с ребятами мы отобрали лучшую композицию, сделанную Машей Соловьевой (14 лет). Затем Маша должна была увеличить этот эскиз до размера иконы. И независимо от Маши другая девочка, Аня Прыгункова (10 лет), решила тоже самостоятельно увеличить этот вариант эскиза. Она чуть поменяла расположения фигур, поставив Цесаревича Алексия ближе к отцу - Императору Николаю. И когда мы с ребятами увидели этот вариант, то все согласились, в том числе и Маша, что так будет лучше", - продолжил иконописец.

"Поскольку прорисовки образов на эскизе не было, каждый ребенок должен был перевести себе через кальку месторасположение святого, которого он должен был писать, на отдельный лист, чтобы дальше работать над написанием образа. Когда каждый прорисовал лик и фигуру, мы перенесли эти рисунки на общий лист. Затем общий рисунок перенесли уже на иконописную доску. Потом уже стали писать красками. Кроме фигур, надо было делать фон, поле, ковчег, мандорлу у Богоматери. Поэтому ребята шли друг за дружкой, кому что попадалось. Фигуру святого каждый делал полностью самостоятельно, а остальное - вместе", - рассказал Ростислав Мартинович.

"Поскольку эскиз выбрали Машин, ей поручили писать лик Богородицы. Лере Томашевской - Императора Николая, так как она уже взрослая (17 лет), поступила в художественное училище, более-менее умеет рисовать, а здесь необходимо было суметь найти хотя бы некоторое сходство с Государем. Она руководила и остальными детьми, присматривала, кто что делает. Бывали занятия, когда я и не подходил к этой работе, дети сами писали. Обращались, если возникало какое-либо затруднение. Чего говорить, ребята уже обучены. Даже самая маленькая, семилетняя Аполлинария, третий год у меня занимается. Насколько обучены, так и написали. Более тонко писать лики не имело смысла в данной работе", - сказал изограф.

"Аня выбрала для написания лик Цесаревича Алексия, которого очень любит, она даже посвятила ему стихотворение. Ксюше Киповской (15 лет) пришлось рисовать Императрицу Александру Федоровну. Остальные детки: Максим Тарасов (13 лет), Лиза Соловьева (10 лет), Женя Медведев (9 лет) и Полина Яхонтова (7 лет) писали Великих княжон. Богомладенца на Державной иконе написал Миша Ильин (14 лет), ученик художественной школы при Мухинском училище", - объяснил Р.Гирвель.

Трудно не согласиться с о.Геннадием Беловоловым, тот ясный майский день действительно стал для всех богомольцев, собравшихся на Леушинском подворье, пасхальным. Светлая радость участия в литургии, встречи с удивительной детской иконой, множество чистых детских лиц вокруг, и, конечно, знакомство с Ярославом Тиховодовым, явились прекрасным праздником для наших душ.

...Признаюсь, что до знакомства с Ярославом имела некое недоверие к истории, связанной с так рано ставшим знаменитым мальчиком. Одолевали сомнения: может быть, это какая-то затянувшаяся детская игра, которая со временем пройдет? Слишком уж много шумихи подняли вокруг детской часовни телевизионщики и светские журналисты, которым ровным счетом безразлично, какого рода сенсации описывать.

Но достаточно было увидеть этого золотоголового, до боли знакомого по полотнам русских художников и народным сказкам мальчика, чтобы поверить ему. Вся суета, поднятая вокруг, не затронула его, прошла мимо. Ярослав обезоруживающе прост, одновременно застенчиво-улыбчив и серьезен. Бог тебе в помощь, светлый отрок!
Марина Михайлова, Русская линия
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Марина Михайлова
Академик К.Я.Кондратьев: наука и любовь
Беседа со С.И.Кондратьевой, вдовой ученого
10.04.2024
Родительский крест преподобного
Светлой памяти Лидии Соколовой (29.03.1948 - 16.06.2016)
05.04.2024
Обитель посреди болот
1/14 марта - память преподобного Мартирия Зеленецкого
14.03.2024
Горький урок
3 февраля - память прп.Максима Грека
04.02.2024
В блокаду духовную
80 лет назад, в день памяти равноап. Нины, просветительницы Грузии, была снята блокада Ленинграда
27.01.2024
Все статьи Марина Михайлова
Последние комментарии
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 13:59
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:29
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:17
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
19.04.2024 11:09
Молекулярно-генетические экспертизы екатеринбургских останков, найденных в 1991 году
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
19.04.2024 11:07
На картошку!
Новый комментарий от Сергей
19.04.2024 09:51