"К сожалению, в новый год мы вступили под аккомпанемент боевых действий в Газе и искусственно созданного кризиса газоснабжения в Европе. Думаю, что в конечном счете все эти события повернут участников международных отношений лицом к реальности. Заставят всех понять, что современные конфликты не имеют силовых и иных неправовых решений. В условиях глобализации не остается места для национального эгоизма, для попыток решить собственные финансово-экономические проблемы или в сфере безопасности за чужой счет", - отметил российский министр.
"Думаю, что накопление критической массы конфликтного потенциала в международных отношениях должно стать катализатором их более быстрой и глубокой трансформации, катализатором формирования полицентричной системы глобального управления, включая его материальный фундамент, и понимания безальтернативности коллективных подходов к решению общих для всех проблем на основе универсального применения международного права. В истекшем году Россия действовала на мировой арене с полным осознанием своей ответственности и своих возможностей. В основе нашей внешнеполитической линии лежало четкое понимание национальных интересов, помноженное на здравый смысл и готовность к равноправному сотрудничеству с международными партнерами. Президент Д.А.Медведев утвердил новую Концепцию внешней политики Российской Федерации, тем самым была обеспечена преемственность нашего внешнеполитического курса. Конкретная стратегия в реализации этой Концепции была сформулирована Президентом в целом ряде его выступлений и, особенно, в его первом Послании Федеральному Собранию Российской Федерации", - продолжил глава МИД России.
"Главный вывод, который мы делаем для себя по итогам 2008 года, состоит в том, что Россия в основном завершила период "сосредоточения". А вывод, который, наверное, напрашивается для всего мирового сообщества заключается в том, что мы имеем дело с качественно новой геополитической ситуацией, может быть, как говорится, нет худа без добра, глобальный финансовый экономический кризис заставляет всех сфокусировать внимание на насущных вопросах, а не на виртуальных проектах. Важно также и то, что кризис подталкивает всех нас к коллективным действиям. На это, в частности, указывает фактическое переформатирование финансовой "семерки" в финансовую "двадцатку", как это произошло на саммите в Вашингтоне в ноябре 2008 года. Этот форум является достаточно представительным и в географическом, и в цивилизационном отношениях. Не говоря уже о том, что на страны "двадцатки" приходится 80% мировой экономики. Россия действовала в тесном контакте со своими партнерами и единомышленниками на пространстве СНГ, в Европе, в формате БРИК и приняла активное участие в Вашингтонском саммите "двадцатки". Предстоят дальнейшие усилия на этом направлении, усилия по перестройке мировой финансовой системы. Думаю, что эти усилия должны, в принципе, помочь наработать критическую массу доверия, что позволит разобраться и с противоречиями по некоторым политическим вопросам, должны способствовать деидеологизации международных отношений", - отметил С.Лавров.
"Хорошим примером конструктивного, прагматичного подхода является взаимодействие России с Евросоюзом и в период кризиса на Кавказе, и по преодолению искусственно созданных препятствий на пути газоснабжения Европы. Думаю, что мы еще никогда так плотно не сотрудничали с Евросоюзом по действительно значимым для обеих сторон вопросам. Отмечу активную роль президента Саркози в качестве председателя Евросоюза в прошлом полугодии. Очень активно, ответственно и с должной инициативой занимается сейчас урегулированием вопросов газоснабжения наших партнеров в Европе премьер-министр Чешской Республики М.Тополанек. Прошедший год также показал, что евроатлантическая архитектура в сфере безопасности является лоскутной и неадекватной современным требованиям. Думаю, что многим стала понятнее актуальность инициативы Президента Д.А.Медведева по разработке Договора о европейской безопасности. Не можем в этой связи не приветствовать недавнее открытое обращение министра иностранных дел ФРГ Франка-Вальтера Штайнмайера к избранному президенту США с предложением вернуться к идее создания евроатлантического пространства безопасности от Ванкувера до Владивостока. Идея старая, но в силу разных причин она не была реализована сразу после окончания "холодной войны"", - отметил С.Лавров.
"Разумеется, мы готовы к любому развитию событий, но, как и многие другие страны, возлагаем серьезные надежды на перемены к лучшему в политике США и, в том числе, перемены в политике Вашингтона на международной арене. Мы готовы к таким переменам и рассчитываем на тесное сотрудничество", - добавил министр.
"Нашим важнейшим приоритетом во внешнеполитическом плане остается пространство Содружества Независимых Государств. В истекшем году была принята стратегия экономического развития СНГ до 2020 года, укреплялось интеграционное ядро СНГ в лице ЕврАзЭС и ОДКБ. Инструментом повышения эффективности нашего курса на постсоветском пространстве призвано стать создание при Министерстве иностранных дел Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и международному гуманитарному сотрудничеству", - подчеркнул глава МИД России.
"Укреплялись и другие направления многовекторной внешней политики России. Отмечу взаимодействие в рамках Шанхайской организации сотрудничества, развитие отношений с партнерами на Ближнем Востоке, в Азии, Латинской Америке, Африке. Обеспечению национальных интересов способствовала и многосторонняя дипломатия по линии "Группы восьми", в рамках БРИК, АТЭС и других форумов", - заявил российский министр.
"Так что в наступившем году всех нас ждут масштабные внешнеполитические задачи. Омрачившие начало года события - это очередное свидетельство необходимости объединения усилий для системной коллективной работы. От успеха этой работы будет зависеть благополучие и самочувствие всего мира. Россия к такой работе готова и надеется на аналогичный подход всех наших международных партнеров", - подчеркнул Сергей Лавров.
Русская линия