Официальный Белград продолжает лгать, и 16 октября сего года представил в гаагское судилище справку МИД Сербии. Согласно этой официальной бумаге, Здравко Толимир был задержан на территории Боснии и Герцеговины, не больше не меньше, как в ходе операции преследования Ратко Младича.
С момента своего первого появления в зале суда 4 июля прошлого года Здравко Толимир упорно требует, чтобы были расследованы все обстоятельства его задержания. Толимир демонстративно отказывается от сотрудничества с судом до обнародования всех обстоятельств его захвата. Так, журналистка Лиляна Булатович утверждала, что он был похищен из собственной квартиры, и вынесен из дома связанным в пакете для перевозки трупов, а затем вывезен на территорию РС.
Итак, в официальном документе МИД Сербии, составленном по требованию судьи Кимберли Прост, утверждается, что, опираясь на данные МВД РС и МВД Сербии, можно придти к выводу, что Толимир арестован 31 мая 2007 года на территории БиГ, недалеко от города Братунац в ходе операции по поискам Ратко Младича. После того, как от сербских спецслужб стало известно, что "Ратко Младич или лица из его непосредственного окружения" должны перейти границу в районе Зворник-Любовия, полиция Сербии и РС скоординировано усилили контроль за машинами и людьми в этом районе недалеко от реки Дрина.
Около 14 часов 15 минут по дороге к деревне Сопотник общины Братунац служащие криминальной полиции РС "остановили одного человека" без документов. Задержанный представился Здравко Толимиром, офицером АРС. Его немедленно посадили в полицейскую машину и отправили в Баня Луку (столицу РС). Якобы во время транспортировки Толимир заметно нервничал и отказывался говорить о Ратко Младиче, "переводя разговор на вопросы веры". В то, что генерал отказывался говорить о Младиче, верится охотно, а в то, что начальник службы безопасности ГШ АРС нервничал, как-то не очень. В Баня Луку прибыли в 18-00. После оповещения Гааги о захвате генерала Толимир на вертолете ЕУФОР в районе 21 часа был отправлен в Сараево, а затем в Гаагу.
Гаагское судилище обвиняет Толимира в пресловутом геноциде в Сребренице и Жепе и других военных преступлениях в июле 1995 года.
Однако спецы из гаагской инквизиции стараются найти к каждому сербу особый подход. Так, в свое время, поверив гаагским палачам, что ему снизят срок до минимального, оговорил своих соратников Милан Бабич, признав и коллективный преступный сговор, и геноцид и военные преступления. Да ничего у него не вышло. Дали ему больше десяти лет, от чего он в камере и удавился. Хотя, по другой версии был удавлен, а затем подвешен к веревке.
Нашелся еще один наивный бывший сербский боец. Как сообщает агентство "Фонет" 17 октября, бывший участник подразделения специальной полиции РС Васо Тодорович признался в "широких и систематических нападениях" на боснийцев Сребреницы. "Фонет" подчеркивает, что это первый обвиняемый за военные преступления в Сребренице, признавший вину за участие в преступлениях над боснийцами в июле 1995 года. Он признался в пленении и убийстве более тысячи человек в ангаре местечка Кравица. За это ему обещано, что обвинение против него будет пересмотрено. Гаагская инквизиция больше не вменяет ему в вину геноцид, а только преступления против человечности.
На этой же неделе трибунал отказался выпустить на временную свободу для лечения генерала Армии Югославии Драголюба Ойданича, обвиняемого в мнимых преступлениях в Косово в 1999 году. Судилище посчитало, что Ойданич указал недостаточно причин, по которым его было бы можно временно выпустить на свободу для лечения.
Ойданич вместе вице-премьером Союзного правительства Николой Шиновичем, экс-президентом Сербии Миланом Милутиновичем и генералами армии и полиции Небойшей Павковичем, Владимиром Лазаревичем и Сретеном Лукичем обвиняется в преступлениях в Косово в 1999 году.
Михаил Ямбаев, к.и.н., н.с. Института славяноведения РАН, специально для Русской линии