В России и бывших республиках СССР сегодня отмечают День знаний, - праздник который был учреждён ещё при советской власти и, благодаря своей органичности, прочно прижился в новых государственных образованиях. Органичность его состоит в том, что напутствовать учащихся на труд целого года - дело благое и нужное.
Однако, следует признаться, что теперешние напутствия звучат несколько натянуто. В наше время мало кто верит в то, что детей ждут, как поется в одной популярной песенке «школьные годы чудесные», а после этого - радостное вхождение во взрослую жизнь. В советское время в это ещё верили, но в первый же день учебного года детям напоминали о подвиге. По всей огромной стране проходили в этот день уроки мужества, на которых выступали ветераны Великой Отечественной. Хотя по директивам Минобразования эти мероприятия должны были носить, прежде всего, идеологический характер, говорили-то детям о человечности, о личном пути на войне, о друзьях, о погибших.
Хотя придаваться ностальгии всё-таки не стоит, - советская школа была частью советского общества. И то, что мы распростились с гнётом атеистической идеологии, - этому можно только радоваться. Но что мы получили взамен? Непрекращающиеся эксперименты в общественной жизни и в сфере образования, не имеющие под собой никакой прочной основы. А ведь основа-то эта у нас есть, нужно о ней только вспомнить. Эта основа - вечные христианские ценности, которые совпадают с нравственными постулатами, живущими подспудно в душе каждого человека. Они так просты: не красть, не убивать, беречь семью, любить и почитать родителей, не завидовать, не лгать и не обманывать.
А в дореволюционной школе, где этим основам учил Закон Божий - предмет, который занимал первое место среди списка всех предметов, первым нравственным постулатом было - почитание Бога. Исходя из этого постулата, в гимназиях проводили не уроки мужества, а уроки нравственности. И учебный год начинался в день церковного новолетия, церковного Нового года (по новому стилю 14 сентября) с благодарственного молебна. В молитвах, которые звучали в этот день и сейчас звучат в наших храмах накануне начала учебного года, содержатся прошения о трех важнейших основах школьного образования - развить ум ребенка, научить его грамотности, укрепить нравственные основы будущего гражданина Отечества и члена Церкви. Так просто - и так необходимо для любого времени и строя.
В советское время и, отчасти благодаря отдельным учителям-гуманитариям, в «постперестроечное время» нравственные вопросы освящались на уроках литературы и истории. Теперь, когда эти предметы подверглись формализации и так же как точные предметы переведены на тестирование, о нравственности в школе говорить некому. На место нравственных критериев ставится «конкурентоспособность». Руководители школ думают, прежде всего, о конкуренции друг с другом, потому нагружают учащихся неимоверным количеством предметов, этому учат и своих воспитанников: чем больше будет предметов сдано на «отлично», тем выше твоя конкурентоспособность. Таким образом, воспитываются не люди, обладающие умственной, нравственной и предметной основой, - основательные люди, а суетливые «искатели счастья», комфорта, быстрого успеха.
Уже много лет об этом напоминает обществу Русская Православная Церковь, предлагая ввести в школу новый предмет «Основы православной культуры». Этот предмет позволил бы говорить о забытых в школе нравственных основах, при чем делать это не прямо, как было на уроках Закона Божия, а опосредованно через культурологические понятия.
Однако на введение «Основ православной культуры» до сих пор не получено одобрение Министерства образования, при этом чиновники ссылаются в основном на западные модели свободной от нравственности школы. Но, если и дальше эксперименты в школе будут идти по пути «образованщины» по меткому термину А.И. Солженицына, то лучше было бы общий праздник День знаний переименовать, назвать его Днем конкурентоспособности или ещё каким-то словом, которое соответствует действительному положению дел в школе.
Л.Ильюнина