Всю прошедшую неделю Россия отмечала «Царские дни», посвященные 90-летию со дня мученической кончины Императора Николая II и его семьи, а также Великой княгини Елизаветы Федоровны и алапаевских мучеников. Православная общественность и Церковь отмечают царские дни памяти уже более полутора десятка лет. В 75 годовщину расстрела Царской семьи Святейший Патриарх Алексий обратился к народу с призывом к покаянию, осознанию страшной трагедии, происшедшей в 1918 году. С тех пор - ещё до прославления Царственных Страстотерпцев на Архиерейском соборе 2000 года - ежегодно 17 июля в разных городах России в память об убиенной царской семье проходили молитвенные стояния, крестные ходы, проводились конференции, вечера памяти. За прошедшее время православные издательства выпустили множество книг на царскую тему, немало статей было опубликовано в православных СМИ, православными студиями сняты документальные фильмы.
В этом году впервые в праздновании приняло участие государство, и потому события «Царских дней» широко освещались не только в церковных, но и в светских СМИ. Праздник претендовал на то, чтобы стать всенародным. Стал ли он таким, время покажет.
Главный призыв, который прозвучал в эти дни со страниц газет и журналов, с телеэкрана и в Интернете был таким: сегодня мы нуждаемся в осознании того, что произошло в страшное время гражданской войны и репрессий, чтобы отторгнуть духовный яд, который продолжает отравлять наше общество. Для того, чтобы это осознание состоялось до каждого русского человека необходимо донести правду о последнем Царе, правду о революции и ее духовных корнях..
Как известно, именно с революционных времен сложилась так, что главным воспитателем нашего народа является кинематограф. Именно кинематограф может пробудить общественное сознание или заглушить его и одурманить. В советское время особое внимание в деле воспитания народа уделялось историческим фильмам. Все помнят знаменитые ленты тех лет, начиная с «Броненосца "Потемкин"», кончая «сериалом» о В.И.Ленине. На этих фильмах были воспитаны миллионы советских людей. Образ доброго, мудрого и справедливого «вождя социалистической революции» складывался в сознании нескольких поколений, во многом благодаря названным фильмам.
И в наше время кино и телевидение играют не меньшую роль в формировании сознания людей. И потому неслучайно празднование царских дней завершилось в воскресение демонстрацией по каналу РТР фильма Глеба Панфилова «Романовы. Венценосная семья». Фильму отдали прайм-тайм, несомненно, его посмотрели миллионы телезрителей по всей России. До людей попытались донести трагический образ Царской Семьи, явно противопоставляя большевистской банде, показанной, как олицетворение сил зла на земле.
С большой долей вероятности можно сказать, что большинство из телезрителей только из этого фильма впервые узнали подробности последних месяцев жизни царской семьи. Надо отметить, что при написании сценария были использованы документальные источники: письма, воспоминания, дневниковые записи. Прямые цитаты из них мы слышим в фильме. Однако, в целом идейная концепция, которая положена в основу ленты, попахивает творениями Эдварда Радзинского. При всем желании ни Радзинский, ни Панфилов не смогли бы правильно показать Николая II и его семью. Для этого нужно быть православными людьми. Царь и его семья действительно выделялись даже из среды многочисленных царских родственников. Чем? Православием, искренней верою, любовью к народу и Отечеству. Увы, в фильме на это нет и намека. Более того, религиозность Николая II показана, как истерическое состояние. А об Отечестве он, якобы думает во вторую очередь, на первом месте у него всегда - семья.
В целом в фильме на 90% правды приходится 10% неправды, но главный упор делается на эти 10%, чтобы именно они остались в подсознании. Ну, например, в фильме Царь уезжает на фронт, заходит в свой вагон и сразу с подчёркнутой нежностью выставляет из портфеля на столик портреты своих детей, Царицы, затем икону складень и… бутылку коньяка и ставит её вплотную к иконам. Весь экран застит эта бутылка и за ней еле угадываются иконы. И таких мелкопакостных перлов рассыпано по всему фильму очень много.
Но, пожалуй, в настоящее время это и есть тот уровень, на который способен современный исторический кинематограф. Потому что «старую русскую жизнь» теперь играть невозможно, артистам не у кого перенять хорошие манеры, а врожденное благородство и вовсе не изобразить. Таким образом, зритель получает смесь из изумления пред тем «как всё это было» и кощунством.
Хотя те, кто смотрел фильм в то время, когда он вышел на экраны, а это почти десять лет назад, помнят, что многие в зале плакали, жалели героев фильма. Авторы свели величайшую трагедию к банальной мелодраме. Вообще наше историческое кино пока ещё вообще не может разобраться с жанрами: если снимают фильм об Александре Невском или о 1612 годе, - обязательно нужно сделать блокбастер, если о трагедии семьи, то это обязательно должна быть мелодрама. Наверное, лучше вовсе не снимать фильмы на трепетные исторические темы, чем выпускать в широкий прокат откровенные фальшивки. С другой стороны, а сможет ли сегодняшний зритель, воспитанный голливудским прокатом, воспринять пафосное кино, как, скажем, довоенный фильм «Александр Невский» с Черкасовым?
Потому с одной стороны радует, а с другой стороны и настораживает недавнее заявление министра культуры о том, что в ближайшем будущем правительством будут выделены значительные средства для создания как можно большего числа исторических патриотических фильмов. Само по себе желание власти подчинить здравому смыслу госзаказ на теле и кино продукцию не может не радовать, потому что сколько же можно смотреть про бандитов и бизнесменов? Настораживает другое. У наших режиссеров выработалось некое клише: исторические деятели у них получаются до боли похожими на героев сериалов из современной жизни, только одеты по-другому и интерьер отличается от современного.
Решение казалось бы лежит на поверхности - у каждого исторического фильма должен быть серьезный научный консультант, рекомендации которого должны быть обязательными для авторов фильма, а если в фильме появляются прославленные Церковью личности - то и православный священник. Но даже и это гарантирует, что будет соблюдена мера, проявлен достаточный такт по отношению к реально жившему подвижнику, к реальной исторической личности. Есть в нашем кинематографе и удивительный пример, когда художественный образ не опустил до мелодрамы, а дополнил и возвысил скрытый в истории образ святого, - легендарный фильм Андрея Тарковского «Андрей Рублёв». Остаётся надеться, что и для трагических событий заката императорской России найдётся деликатный автор, который сумеет с должной доле такта изобразить героев той эпохи.
Л.Ильюнина