Напомним, что делегация Московского Патриархата покинула одно из первых заседаний комиссии, не согласившись с участием в нем представителей так называемой "Эстонской апостольской церкви". В результате участники заседания в отсутствие представителей РПЦ приняли итоговый документ, определяющий их общий взгляд на природу власти во Вселенской Церкви. Последующие заявления со стороны Московского Патриархата о том, что без подписи крупнейшей Поместной Православной Церкви равеннский документ легитимным считаться не может, были отвергнуты членами комиссии как с православной, так и с католической стороны. "Я думаю, что без Русской Церкви, численность которой превышает численность членов всех остальных Поместных Православных церквей вместе взятых, будет трудно сохранять впечатление, что в диалоге участвует полнота Православной Церкви. Это уже не будет православно-католический диалог, а будет диалог Ватикана лишь с некоторой частью Православной Церкви. И я не уверен, что все Православные Церкви примут результаты такого диалога", - считает епископ Иларион.
Он также опроверг сообщение в газете "Република" о том, что Смешанная православно-католическая богословская комиссия на Х пленарном заседании в Равенне приняла секретный документ. По его словам, документ посвящен "экклезиологическим и каноническим последствиям сакраментальной природы Церкви". "Один из его разделов касается понятия "соборности". Сегодня слово "соборность" используется как термин, указывающий на соборную структуру Церкви, ее соборное управление. Именно в этом контексте о "соборности" говорит равеннский документ. В то же время для авторов документа соборность выражается, прежде всего, в соборе епископов. И понятие соборности в церковном управлении неотделимо от понятия "власти". Сочетание соборности и власти рассматривается на примере трех уровней существования Церкви - местном, региональном и вселенском", - сообщил епископ Иларион.
По мнению архиерея, пока документ говорит о местном и региональном уровнях, серьезных проблем не возникает. "Они возникают, когда речь заходит о соборности и власти на "универсальном" уровне, то есть на уровне Вселенской Церкви. В данном случае имеется в виду не Православная или Католическая Церкви в том виде, в каком они существуют сегодня, а скорее некая теоретическая Церковь, построенная по модели Церкви времен Вселенских соборов. Как осуществлялась или должна осуществляться соборность в такой Церкви? Кому принадлежит первенство на уровне Вселенской Церкви? Отвечая на эти вопросы, документ приводит целый ряд сомнительных доводов и утверждений, не основанных на исторической правде", - считает епископ Иларион.
Именно поэтому, по его мнению, равеннский документ должен быть тщательно изучен группой специалистов по каноническому праву, экклезиологии и церковной истории. Такая группа создана в рамках Богословской комиссии Русской Православной Церкви. "Думаю, именно Богословская комиссия должна дать официальную оценку документа, которая должна быть затем утверждена Священным Синодом", - заявил владыка.
Епископ Иларион подверг справедливой критике некоторые пункты равеннского документа. В частности, в 39-м параграфе утверждается, что после разрыва между Востоком и Западом в 1054 году, "сделавшего невозможным созыв Вселенских соборов в строгом смысле слова", обе Церкви продолжали созывать соборы в кризисных ситуациях. "Эти слова я оспорил еще в Белграде в 2006 году, назвав их противоречащими экклезиологическому самопониманию Поместных Православных Церквей. Разве мы, православные христиане, являемся таковыми только потому, что находимся в общении с Константинополем? Все каноны Древней Церкви, в частности, 28-е правило Халкидонского собора (451 года) отводят Константинопольскому Патриарху второе, а не первое место. Это правило говорит о том, что, поскольку Константинополь - новый Рим - является "городом царя и синклита", то и епископу Константинополя должна усваиваться такая же честь, как и епископу Древнего Рима. Мотивация, как видим, чисто политическая. Но разве идет здесь речь о каком-нибудь первенстве юрисдикции, об универсальной власти?", - справедливо вопрошает епископ.
Далее, в 41-м параграфе утверждается, что епископ Рима в Древней Церкви занимал первое место среди Патриархов. "Делается осторожная попытка определить роль Римского епископа на Вселенских соборах: "Хотя епископ Рима не созывал Вселенские соборы ранних веков и никогда лично не председательствовал на них, он, однако, был активно вовлечен в процесс принятия решения на соборах". Что это за активная вовлеченность епископа Рима в работу Вселенских соборов? Католики считают, что решения соборов вступали в силу только после того, как они утверждались епископом Рима. Православные так не считают", - отметил епископ.
В параграфе 45-м говорится, что "Роль Римского епископа в общении всех Церквей должна быть изучена более основательно". Именно этот вопрос, по словам епископа Илариона, должен послужить отправной точкой следующего этапа диалога, когда на повестку дня будет поставлен вопрос о первенстве во Вселенской Церкви. "И здесь, по-видимому, мы окажемся в западне. А именно: католики будут стараться сформулировать экклезиологическую модель Вселенской Церкви, чтобы роль "первого епископа" была описана максимально близко к той, которую играет в нынешней Католической Церкви Римский папа. В свою очередь Константинопольский Патриархат будет стремиться к тому, чтобы "первому" были усвоены те права, которыми сегодня Константинопольский Патриарх в Православной Церкви не обладает, но, очевидно, хотел бы обладать", - предполагает глава делегации РПЦ в Равенне. Он напомнил, что РПЦ признаем за Константинопольским Патриархом "примат чести, но отнюдь не примат власти: он не имеет прямой юрисдикции над Предстоятелями и епископами других Поместных Церквей, а лишь занимает первое место в ряду Предстоятелей, когда они собираются на совместное служение".
В свою очередь, представитель Константинопольского Патриархата митрополит Иоанн (Зизиулас) считает, что понятие "примата чести" противоречит церковным канонам: по его мнению, каноны признают лишь один примат - реальной власти. "Именно этим приматом он хотел бы наделить Константинопольского Патриарха", - отметил епископ Иларион.
Русская линия