"Николай Фильченков" вошел в территориальные воды Украины около трех часов ночи. В 7.55 утра он пересек государственную границу, а высадку десанта начал в 10.40 утра. Однако из-за протеста украинской стороны высадка десанта была прекращена, а вскоре корабль покинул территориальные воды Украины.
Украинский МИД заявил протест. Во внешнеполитическое ведомство был вызван временный поверенный в делах РФ в Украине Евгений Пантелеев, которому была вручена нота с требованиями объяснений несогласованного пересечения российским военным кораблем украинской госграницы и "грубого нарушения" россиянами "положений двухстороннего соглашения о статусе и условиях пребывания Черноморского флота РФ на территории Украины от 28 марта 1997 года".
В течение дня с заявлениями в эфире украинского телевидения выступили министр иностранных дел Борис Тарасюк и глава Службы безопасности Украины Александр Турчинов. Последний прямо заявил, что пребывание на территории Украины российской военной базы создает "дискомфорт" для государства. Призывов к ликвидации базы, правда, на сей раз не прозвучало. Тарасюк потребовал от России только официальных разъяснений.
Никаких комментариев со стороны ведомства Лаврова, однако, не поступило. За дипломатов ответило командование Черноморского флота РФ. В пресс-релизе адмиралы бодрым тоном, без тени сожаления или неудобства, сообщают о "технической недоработке", в результате которой "ВМС Украины проявили заинтересованность в проведении на российском полигоне в те же сроки учения своего подразделения морской пехоты". "В интересах дальнейшего развития сотрудничества просьба украинских моряков была удовлетворена. По сложившейся традиции черноморцы выразили готовность безвозмездно предоставить партнерам полигонное оборудование", - почти издевательски отмечается в заявлении. Командование ЧФ также дежурным образом выражает надежду на то, что инцидент "не повлияет отрицательным образом на партнерство моряков обеих стран".
На дипломатическом языке это означает классический розыгрыш дуры - принятие позы недоумения, невзирая на явный политический подтекст дела. Необходимо заметить, что Киев некоторое время сомневался в том, стоит ли придавать происшествие широкой огласке. Однако, российские СМИ со ссылкой на украинские дипломатические источники проинформировали первыми, г-дам Тарасюку и Турчинову не оставалось ничего иного, как реагировать на все публично. Бюрократические маховики скандала завертелись на полную...
Повод и время вставить украинской стороне "шпильку" оказался подобран удачно. Запад в последние недели методически притормаживает дрейф "оранжевой власти" в евроатлантические структуры - Евросоюз и НАТО. У Саакашвили под боком зреет новое оппозиционное движение, настроенное на повторение революционных событий. В этих условиях намерения двух лидеров сколотить антипутинский альянс и играть впредь заметную роль в "демократизаторских" процессах на постсоветском пространстве, к примеру, в Киргизии, теряют почву и оказывается простым политическим театром. Возобновление работы по блоку ГУУАМ, о котором в пятницу было заявлено президентами Украины и Грузии, на данном фоне прозвучало вяло и малоубедительно. Узбекистан и Азербайджан в лице их нынешних руководителей И.Алиева и И.Каримова в ситуации существующей неопределенности вряд ли соберутся активно играть против Москвы. Грузии, судя по ходу переговоров с российскими военными, придется еще по крайней мере 4 года терпеть у себя под боком базы в Батуми и Ахалкалаки и испытать на себе диктат в отношении поставок электроэнергии и газа. Высадка же десанта на Украине в этой цепи явилась по-видимому недвусмысленным подтверждением решающей роли, которую продолжает играть Россия в черноморско-кавказском регионе и демонстрация того, что позиция Кремля в отношении проблемных автономий: Абхазии, Южной Осетии и самого Крыма в принципе может становиться более твердой.
Проводивший десантирование 382-й отдельный батальон морской пехоты постоянно дислоцирован в Темрюке, на кавказском побережье России, и является специальным подразделением Минобороны России. По требованиям соглашения от 1997 г. о пребывании ЧФ России на территории Украины, подобное подразделение должно было получить специальное разрешение на пользование полигоном Опук, хотя его на постоянной основе и арендует Россия. Ранее в украинских политических кругах неоднократно высказывалось недовольство тем фактом, что в учениях в Крыму бывают задействованы воинские части, воевавшие в Чечне. На сей раз ни тарасюковский МИД, ни депутаты Рады предпочли не затрагивать невыгодную для себя в изменившихся обстоятельствах тему. Ющенко же и вовсе поспешил объявить происшедшее "обычной косолапостью военных" и тем успокоить общественное мнение.
Самое большое, о чем пока осмелился сказать Тарасюк, что Украина расценивает случай, "как попытку нарушить договор с Россией 1997 года о базировании Черноморского флота". Кроме того, министр подчеркнул, что есть две возможные причины инцидента - "или российская власть не контролирует действия своего Черноморского флота, или хотела проверить готовность новой украинской власти". Но, как показывает практика, готовность эта вступать в клинч по всякому поводу зависит больше не от самой киевской власти, а от желания Запада идти на дальнейшее обострение отношений с Москвой. После прошедшей же четырехсторонней встречи глав Германии, Франции, Испании и России, положение революционеров на обоих берегах Черного моря оказывается незавидным. Путину в Париже, похоже, удалось-таки добиться принципиальной договоренности о сдерживании наиболее горячих голов и сохранении, по крайней мере на время, собственного влияния на происходящее в СНГ. Инцидент в Крыму, как и события в Киргизии, происходящие на подчеркнутой дистанции от роз и майданов, под значительно большим влиянием Москвы, являются в этой связи индикаторами перемены политических ветров.
Соединенные Штаты в ближайшие месяцы намерены вплотную заняться Ближним Востоком; ЕС же не заинтересован в дальнейшем раскручивании возле своих границ "революционной спирали" и занимает осторожную позицию в отношении новых "цветных режимов". Смягченная по сравнению с обычным политическая реакция Киева на инцидент в Крыму, как и приостановка Тбилиси своей прежней воинственной риторики, скорее всего, свидетельствуют о том, что, вопреки вошедшим в моду заключениям и прогнозам аналитиков о "провале политики Путина в СНГ", Кремль продолжает вести активную политическую игру и рассчитывает привязать к себе постсоветские государства уже не на основе мифической "дружбы лидеров", но на основании более жестких силовых и экономических сценариев.
Андрей Рогозянский, Санкт-Петербург, специально для Русской линии