Однако либеральный дискурс индуистов на просторах Евразии, по словам Бориса Кнорре, оказывается "формой продвижения своеобразного этно-конфессионального "индуистского глобального проекта", альтернативного современной глобализации". Докладчик при этом оговорился, что "этничность в данном случае понимается в расширенном виде - "как отдаленная преемственность современных жителей этих стран далеким индоариям...". В данном случае ищут конкретные места якобы находившихся на территории Евразии индуистских храмов, видят в российских топонимах следы "ведической древности", заявляя о необходимости возвращения славян в "лоно родной веры". В частности, последователи Бабаджи и Сахаджа-Йоги производят название Москвы от слова "мокша", обозначающего состояние соединения с Богом, а Россия - от слова "ришия", что означает "страна мудрецов". Соответственно индуисты начинают отстаивать свои традиционалистские социальные нормы, пользуясь свободой, предоставленной западным либерально-демократическим порядком.
Дискуссионной темой встречи оказался вопрос о критериях, разграничивающих традиционный индуизм от его современных европейских модификаций, заставляющих говорить об индуизме с приставкой "нео-". Присутствовавший на семинаре пресс-секретарь московского отделения Международного Общества сознания Кришны (МОСК) Максим Осипов заявил, что делать подобное разделение на основе этнического происхождения некорректно, приведя соответствующие высказывание из древнеиндийских религиозных текстов. Кроме того, Максим Осипов привел в пример принятие индуизма за пределами Индии еще в дохристианскую эпоху.
Кришнаиту возразил Борис Кнорре, отметив, что на протяжении многовековой истории Индии, народы, живущие за пределами Индостана, воспринимались как "млеччха" (варвары). Докладчик привел в пример поездку принадлежащего к варне брахманов Раммохана Роя в Англию в начале XIX столетия, отметив, что "уже сам факт посещение брахманом территории проживания "млеччха" вызвал негодование со стороны индусов".
Борис Кнорре также сделал акцент на тревожных тенденциях ущемления религиозной свободы в самой Индии со стороны фундаменталистских организаций, таких как "Вишва хинду паришад" (ВХП, Всемирный совет индусов), "Раштрия сваямсевак сангх" (Союз добровольных служителей нации), да и со стороны представителей самой правящей партии Индии "Бхаратия джаната парти". Докладчик напомнил, что ВХП в последние два года особенно активно лоббирует закон, который запрещал бы переход индусов в другую веру, в частности, в христианство и ислам. Предполагается, что конфессиональная конвертация в случае введения подобного закона будет сопряжена с огромными штрафами и тюремным заключением.
Некоторые коррективы в выступление докладчика внесла известный российский индолог, сотрудник Центра индийских исследований Института востоковедения РАН Ирина Глушкова. Она отметила, что "мы слишком мало знаем не только об Индии, но и о жизни индусской диаспоры". По словам Ирины Глушковой, сегодня западный мир уже знакомится с беспрецедентным индусским фундаментализмом. С требованием запретить рекламу продуктов из говядины можно столкнуться не только в Индии, но и, например, в Северной Америке. Представители индусской диаспоры, отметила выступавшая, готовы отстаивать многие поведенческие нормы, свойственные традиционному индусскому укладу жизни. При этом критика с позиций секуляризма, которая звучит в адрес американских индусов, вызывает у последних достаточно болезненную реакцию, вплоть до судебных исков с требованием опровержений и запрета оскорбляющей индусов литературы,
Благовест-инфо / Седмица.Ru