НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ПРИОБРЕТЕНИИ КОЛОКОЛА
Выбрать колокола очень просто. Надо знать лишь два принципа: http://www.kolokola.ru/vibor.html
1. Стоимость колокола рассчитывается исходя из его звучания, а не веса.
Стоимость колокола рассчитывается исходя из его звука (преимущественно основного тона). Например, колокола, имеющие основной тон "ми" первой октавы должны стоить примерно одинаково, вне зависимости от того, сколько они весят - 90 или 120 килограммов. То, что последний тяжелее, вовсе не означает, что он даст лучший звук. Скорее, наоборот, из-за неправильного соотношения размера и веса звучание утратит свою красоту и силу. Колокол - это церковный музыкальный инструмент. При грамотной оценке его стоимости должны применяться принципы общие для оценки музыкальных инструментов. В килограммах можно считать картошку или помидоры, но не скрипку или фортепиано, и тем более не колокол.
То есть, прежде всего, нужно обращать внимание на звук, а не на вес колокола.
Ввиду того, что определение стоимости в килограммах - пока что общепринятая система
измерения, то мы приводим свои цены, также исходя из расчета $/1кг.
2. На производстве колоколов необходимо присутствие специалиста-звонаря. http://www.kolokola.ru/Archcentr.html
Главная функция такого специалиста - проверка качества звучания каждого колокола, а также настройка звонницы в целом. Даже если колокола по отдельности дают хороший звук, то их неправильным подбором можно все испортить. Причем проверять надо строй не только моделей-матриц, но и сочетание отдельных, уже отлитых колоколов, так как каждая отливка индивидуальна по своему звучанию. К сожалению, сейчас таких производств очень мало, поэтому хороший гармоничный подбор колоколов - большая редкость.
ИСТОРИЯ С "БЛАГОВЕСТНИКОМ".
В качестве примера неправильного подбора колоколов приведем один показательный случай.
На одну из звонниц в Сергиевом-Посаде, где уже висел ряд малых и средних колоколов, требовался благовестник. Заказ был размещен на одной из современных фирм. Колокол был сделан очень быстро. Оснащенный орнаментами, иконами и надписями, он выглядел красиво, и все были очень рады его приобретению. Разочарование наступило тогда, когда колокол был подвешен, и звук его был опробован в сочетании с другими колоколами. Весил он значительно больше, чем самый большой из уже имеющихся колоколов, но звук давал на несколько тонов выше. В результате в дальнейшем ему пришлось выполнять роль среднего колокола.
В другом известном случае, в приобретенном колокольном наборе оказалось два колокола разных по весу (разница примерно в 1,5-2 раза), но совершенно одинаковых по тону. То есть какой-то колокол оказался явно лишним и звукоряд стал на один колокол меньше.
К сожалению, подобные недоразумения в наше время не редкость. Впрочем, изучая исторические документы, часто встречаешь подобные истории и в прошлом.
МОЖЕТ ЛИ БИЛО ЗАМЕНИТЬ КОЛОКОЛ?
Било заменить колокол не может. Особенно это касается современных, так называемых, "бил". Звон на этих инструментах только отдаленно напоминает колокольный. Звон, исполняемый даже на 3-х маленьких колоколах, звучит намного эффектнее и более традиционно, чем звон, сыгранный на билах (причем большего количества и больших весов).
Звон на билах по своему звучанию скорее напоминает китайскую музыку или мелодии из музыкальной шкатулки, исполняемые на гигантском металлофоне.
Тем не менее, современные била имеют определенную музыкальную ценность и могут быть рекомендованы к использованию в симфонических произведениях для имитации звучания колоколов.
О ПРЕДПРИЯТИЯХ
ОТМЕННОЕ ЛИТЬЕ - www.sculptor.ru
колокола 8, 16, 32, 42, 88, 109, 236, 330, 524, 830, 1300 кг. (Добавочные: 17, 12 и 6.5 кг.)
Колокола предприятия "Отменное литье" отливаются с 1995 года. Особенностью этих колоколов является то, что они создаются по классической русской технологии - их форма является точной копией формы колоколов одних из лучших производителей в дореволюционной России - колокололитейных заводов Самгина и Оловянишникова. Специалистам предприятия "Отменное литье" удалось добиться басового, богатого обертонами и при этом мощного звучания своих колоколов. Это большой шаг вперед в деле развития современного колокололитейного ремесла.
Особенного внимания заслуживает работа мастеров скульпторов, создающих прекрасные орнаменты в традициях русского медного литья 18 века. При создании внешнего оформления колоколов строго соблюдаются каноны Православной Церкви.