Непосредственным поводом к "восстанию" стал скандал с так называемым "манифестом" "Единой России". После появления этого документа накапливавшееся в течение года недовольство Александром Беспаловым и его главной помощницей Юлией Крыжанской достигло пика. По настоянию Кремля, Крыжанской и ряду ее сотрудников было предложено уйти с занимаемых постов. Однако питерская политтехнологиня оказалась несговорчивой. Она отказалась подавать в отставку и более того - пригрозила обратиться в суд, если к ней будут приняты дисциплинарные меры. Дело в том, что Крыжанская была избрана съездом "Единой России", значит, освободить ее без ее согласия может только следующий съезд.
Тогда Кремль через лояльных ему членов федерального совета начал настаивать на скорейшем назначении даты съезда. Партия в любом случае должна была собраться на съезд не позже лета, так как это нужно для утверждения избирательных списков. Но ждать так долго Кремль не желал. На Александра Беспалова оказывалось давление с тем, чтобы он собирал съезд как можно скорее.
Наконец, 13 января собрался узкий круг руководителей "Единой России", в составе зам. главы президентской администрации Владислава Суркова, Грызлова и глав думских фракций - Пехтина, Володина, Морозова, которые, посовещавшись, решили, что ждать больше нельзя, съезд нужно созывать срочно, чтобы на нем положить конец единоличной власти Беспалова. От имени этого собрания Генеральному совету было предложен проект решения, который предусматривает проведение съезда 29 марта сего года, а его подготовку полностью поручает рабочей группе в составе Володина, Морозова, Пехтина и члена ЦИК партии Евгения Трофимова. Как мы видим, Беспалова в этом списке нет, то есть, готовить важнейшее для партии мероприятие ему не доверено.
А с учетом того, что из четырех членов группы трое - это руководители думских фракций, которые вряд ли смогут реально и практически заниматься подготовкой съезда, что на аппаратном языке означает: все властные полномочия передаются в руки Трофимова - бывшего функционера КПСС, который затем успешно работал в аппаратах НДР и "Единства". Та же мишень - Беспалов - и в другом решении Генсовета о внесении и закреплении на съезде таких изменений в уставе партии, которые делают невозможным совмещение должностей председателей Генерального Совета и ЦИК.
Предлагается также, что должность председателя Генсовета впредь будет ротируемой, то есть, члены Генсовета могут занимать ее по очереди, а исполком и его председатель будут не избираться на съезде, а назначаться тем же Генеральным советом. То есть, феномен Беспалова более повториться не сможет. Все эти решения были поддержаны 11 из 13 членами Совета.
Стоит отметить, что за их внешней скандальностью кроется достаточно глубокое содержание. Во-первых, налицо очередная блистательная победа Суркова. Он фактически избавился от опасного соперника, каким был для него Беспалов, имевший самостоятельный выход на президента и обеспечил себе на будущее отсутствие в "Единой России" единого руководства, поскольку ротируемые председатели Генсовета явно не смогут быть самостоятельными фигурами. Сурков смог объединить очень противоречивые интересы Бориса Грызлова, который уже понял, что ему не стать новым Фуше, и теперь стремится вскочить на подножку уходящего партийного поезда, Сергея Шойгу, до сих пор не скрывающего досады, что не он стал единоличным председателем партии, и руководителей думских фракций, очень обеспокоенных тем обстоятельством, что контроль за составлением списков кандидатов в будущую Думу мог оказаться не в их руках. В результате же торгов Сурков остался единственным реальным игроком на этой сцене.
Во-вторых (и это, наверное, самый главный итог прошедших событий), можно констатировать, что впервые достаточно гласно и публично прошла расправа над видным представителем путинской команды. Роль Беспалова в партии, как всем понятно, определялась не столько его должностными полномочиями, сколько личными отношениями с президентом. Можно даже провести некоторую аналогию с судьбой другого "питерца" - Ильи Клебанова. Однако в сравнении с Беспаловым, его понижение было обставлено почти благопристойно. Теперь силы, выступающие против кадровой политики президента, сочли возможным действовать куда более прямо. Интересно узнать, кто будет следующим?
АПН