Не так давно на одном из Интернет-сайтов была размещена публикация Шевченко под претенциозным названием "Как принимаются решения в Церкви". В ней он сделал "открытие": оказывается центром интеллектуального влияния в РПЦ является Отдел внешних церковных связей. Но кто бы мог сомневаться в этом? ОВЦС действительно одна из ведущих структур Церкви, призванная обеспечивать ее успешную жизнедеятельность во внешнем мире. В отделе работают десятки опытнейших сотрудников. Но если главный тезис автора о роли ОВЦС - бесспорный и очевидный факт, то каким же целям служит публикация?
Весь пафос "православного" журналиста, как выясняется, направлен против любых попыток создания альтернативных ОВЦС аналитических центров. Действительно, в последние годы появились церковные и околоцерковные организации, стремящиеся содействовать духовному возрождению России. Вместо пожелания им успехов и помощи Божией одним росчерком пера Шевченко заклеймил и пригвоздил их к позорному столбу. Не все эти организации равнозначны, но ни одна из них не стремится подменить или потеснить на информационном и аналитическом пространстве ОВЦС. "Анализируя" их деятельность, Шевченко, по сути, опускается до оскорбительных высказываний, которые лишь характеризуют стиль и уровень его профессионализма. Между тем, деятельность многих из этих структур получила высокую оценку как церковной, так и светской общественности. Кроме того, каждая из этих организаций имеет свои собственные цели и задачи. Автор, по сути дела, пасквиля "забывает", что упоминаемые им редакция "Православной энциклопедии", Фонд имени митрополита Макария (Булгакова) были созданы по благословению и Указу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Тома "Православной энциклопедии", а также "История Русской Церкви" митрополита Макария, другие уникальные издания пользуются и известностью и повышенным спросом как в России, так и за ее пределами. Макариевские премии, присуждаемые за фундаментальные научные изыскания, получили высокую оценку в авторитетных академических кругах. Многие другие начинания, названные или подразумеваемые Шевченко, также имеют патриаршее благословение, одобрение священноначалия и широкую общественно-церковную поддержку.
А что можно сказать по поводу следующего высказывания Шевченко: "Страшно представить, что может начаться, когда Господь все-таки призовет к себе нынешнего Патриарха"? Публикация как бы подготавливает общественное мнение к тому, что со Святейшим Патриархом должно что-то случиться и единственной дееспособной церковной структурой останется лишь ОВЦС во главе с митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом (Гундяевым). Такой тон публикации нельзя назвать доброжелательным по отношению к ныне здравствующему Патриарху Алексию II и получившим его благословение церковным структурам.
Неясно для кого была предназначена "медвежья услуга" по рекламе ОВЦС и очернению других церковных структур? Журналист фактически "подставил" один из авторитетнейших церковных отделов. Естественно, подобные публикации не могут способствовать укреплению авторитета и позиций Церкви в обществе. Но если с "православным" журналистом Шевченко, как говорится, все понятно, то остается загадкой одно - по чьему заказу уже не первый год выполняет он роль "троянского коня" в Русской Православной Церкви. Печально, что сам рекламируемый отдел от его публикации до сих пор так и не отмежевался, хотя со дня ее выхода прошло уже достаточно времени...
Пресс-служба Фонда по премиям имени митрополита Макария (Булгакова)