двусмысленное использование. В соответствии с правилами Второго Ватиканского собора и позднейшими Папскими посланиями, следует восстановить правильное использование этого словосочетания. Полезно начать с краткого исторического обзора.
I Возникновение выражения и развитие его использования
Выражение "Церкви-сЈстры" не встречается в Евангелии, тем не менее, имеется большое число указаний на сестринские отношения между местными Церквями во времена раннего христианства. Наиболее подходящей цитатой из Нового Завета следует признать отрывок из второго Послания Апостола Иоанна "Приветствуют
тебя дети сестры твоей избранной" (2 Иоан. 13). Здесь община, которая посылает приветствия другой общине, называет себя сестрой этой общины.
В христианской литературе выражение возникло на Востоке, когда, начиная с пятого века, приобрела законченный вид мысль о возглавлении Церкви пятью Патриархами, первым среди равных являлся епископ римский. В этой связи следует упомянуть, что ни один Римский понтифик не признал это уравнивание кафедр
и не подтвердил, что римской кафедре принадлежит только первенство по чести. Следует также отметить, что типичная для Востока патриархальная структура никогда не развивалась на Западе.
Как известно, разногласия между Римом и Константинополем позднее привели к взаимному отлучению.
Выражение снова появилось в двух письмах митрополита Никодимии Никетаса (1136) и патриарха Иоанна X (1198 - 1206), в которых они высказали негодование, что Рим, присвоив себе статус матери и учителя, аннулировал их авторитет. С их точки зрения, Рим является лишь первой среди равных Церквей-сестЈр.
Недавно Патриарх Константинопольский Афинагор I вновь употребил выражение "Церкви-сЈстры". В письмах, приветствуя братские поступки и призыв к единству, направленный патриарху Папой Иоанном XXIII, Афинагор часто упоминал, что он надеется в ближайшем будущем увидеть восстановленное единство
Церквей-сестЈр.
Второй Ватиканский собор одобрил использование выражение "Церкви-сЈстры" для описания отношений с "отделившимися": "на востоке преуспевают множество местных Церквей: среди них первенствуют Патриархальные (?) Церкви, среди которых многие основаны ещЈ самими апостолами. Поэтому, среди восточных
церквей преобладало и продолжает преобладать страстное желание навсегда сохранить общность веры и милосердия, которая свойственна местным Церквям, как сЈстрам".
Первым папским документом, в котором определение "сЈстры" применено по отношению к Церквям, является Апостольское послание "Anno ineunte" папы Павла VI к Патриарху Афинагору I. После заверений, что он сделает всЈ возможное, чтобы восстановить полное общение между Церковью Запада и Востока, папа
спросил: "Поскольку тайна Божественной любви присутствует в каждой местной Церкви, не является ли это аргументом для употребления слов "Церкви-сЈстры", которое использовали друг по отношению к другу Церкви, расположенные в разных местах? В течение столетий наши Церкви были как сЈстры, созывая
совместно Вселенские Соборы, которые защищали чистоту веры. Теперь, после долгого периода разделения и взаимного непонимания, Господь, несмотря на все препятствия, возникшие между нами в прошлом, даЈт нам возможность снова открыть друг во друге Церкви-сЈстры."
Это выражение часто использовалось Папой Иоанном Павлом II во множестве документов.
II. Инструкции к использованию выражения "Церкви-сЈстры"
Исторические ссылки, представленные в предыдущих параграфах, иллюстрируют важность, которое выражение "Церкви-сЈстры" принимает при использовании в рамках экуменического диалога. Указанные факты свидетельствуют о важности правильного использования данного термина с богословской точки зрения.
В действительности, в истинном значении этого слова, "Церкви-сЈстры" являются обособленными Церквями (или группами обособленных Церквей, примером чему служат Патриархаты или Митрополии). В то же время всегда должна присутствовать ясность, что Святая Католическая Апостольская Церковь является не
сестрой, но матерью всех обособленных Церквей.
Можно также употреблять выражение "Церкви-сЈстры" в истинном значении по отношению к обособленным Католической и некатолическим Церквям; таким образом, собственно Римская Церковь также может быть названа Церковью-сестрой других Церквей. Тем не менее, как было указано выше, по существу нельзя
говорить, что Католическая Церковь является сестрой обособленной Церкви или группы Церквей.
Это не просто вопрос о терминологии, но, прежде всего, отражение основ католического вероучения: а именно единственности Церкви Иисуса Христа. Действительно, существует одна Церковь, поэтому плюралистческий термин "Церкви" может употребляться только по отношению к поместным церквям.
Таким образом, следует избегать выражений типа "две наши Церкви", это может привести к непониманию и богословской путанице. Применение такого выражения по отношению к Католической Церкви и объединению Православных Церквей (или к одной Поместной Православной Церкви) не просто заключает в себе смысл
множественности поместных церквей, но также скрывает существование святой Католической и Апостольской Церкви, зафиксированное в Символе Веры.
Наконец, выражение "Церкви-сЈстры" в истинном значении, может быть использовано только по отношению к тем церковным организациям, которые сохранили епископское преемство и таинство Евхаристии, о чЈм свидетельствуют традиции как запада, так и востока.
+ Joseph Cardinal Ratzinger
Congregation for the Doctrine of the Faith