В защиту этих анемичных инструкций, российские должностные лица утверждают, что они не могут противоречить закону, который пропускает парламент. Это положение сомнительно. В силу того, что закон непосредственно противоречит конституции России, начиная с Президента, все его назначенцы имеют вполне достаточные основания для исполнительных действий в рамках конституции. Тем более что за Ельциным известна практика издания президентских декретов и других правительственных распоряжений, которые игнорируют или противоречат законам, принимаемым парламентом.
Государственно-церковные отношения, кажется, почти единственная область, в которой исполнительная власть подчиняется (или притворяется, что подчинилась) парламентскому превосходству.
По существу, назначенцы Ельцина были должны выбирать: или писать инструкции, последовательные по отношению к их собственным официальными сообщениями для печати и конституции, или к закону 1997 года. Теперь, когда они выбрали последнее, дамоклов меч продолжит висеть над религиозными меньшинствами России до тех пор, пока закон не аннулируют явно или отменят в суде. Некоторые российские активисты в области прав человека думают, что волна репрессий начнется, как только Москва будет убеждена, что проблема ускользнула от западного внимания. Другие предсказывают подавление сопротивления в январе 2000 года, так как после декабря 1999 истекает крайний срок для перерегистрации всех существующих религиозных организаций и любая церковь, которой будет отказано в перерегистрации потеряет юридическое основание для существования. Однако даже простое существование закона 1997 года увековечит климат запугивания. Многие организации религиозных меньшинств будут знать, что они формально незаконны и могут быть запрещены в любой момент по прихоти местных должностных лиц. При этом данные должностные лица будут иметь больше возможностей, чем когда-либо, чтобы вымогать взятки.
В конце 1997 одно должностное лицо в Сибири признавало, что его коллеги и предшественники неоднократно принимали взятки от религиозных организаций и согласилось, что новый закон делает такие дела даже более общераспространенными. Наиболее широко распространенное конкретное нарушение религиозной свободы в России - запрещение доступа к залам отдыха, школам, и другим, принадлежащим государству средствам обслуживания, объединениям религиозных меньшинств, особенно пятидесятникам и другим протестантам. Большинство в России должно все же правильно понимать свободный рынок в его реальном состояние: в большинстве городов фактически каждое общественное место, подходящее для больших или средних сборов людей, даже кино, принадлежит муниципальной власти или провинциальному правительству. В сегодняшней переходной российской экономике, такие участки обычно арендуются любой группой, желающей оплатить: продавцами компьютеров, автоимпортерами, политическими партиями. Выборочное запрещение этого религиозным организациям эквивалентно объявлению верующих религиозных меньшинств второразрядными гражданами, особенно, когда одной церкви дают право вето по отношению к другим. Так, протестанты рассказывают что, они могут использовать принадлежащий государству участок только, если получат разрешение от православного духовенства. Римские католики пока пострадали меньше чем протестанты из-за нового закона. Причина этого не в том, что антикатолические взгляды среди влиятельных русских выражены менее антипротестантских, но структура римской католической церкви является слишком тяжелой целью. Нападающий на один католический округ нападает на объединенную международную организацию с сотнями миллионов членов, многие из них живут в странах, с который кремлевские лидеры имеют хорошие отношения. Гораздо менее опасно расправиться с изолированными пятидесятниками или баптистами, которые не являются частью какой-либо национальной или международной структуры. Однако, католическое духовенство - иностранные граждане теперь получают визы с большим трудом, чем в начале 1990-х. Особенно в Сибири католическое духовенство жалуется, что может получить визы только в течение коротких периодов, типа двух или трех месяцев, реже - на целый год. Иногда им предлагают вернуться назад в их страны просто для того, чтобы возобновить визы. Данная ситуация широко меняется в зависимости от региона: некоторые католические священники сумели получить разрешение на постоянное жительство от местных должностных лиц. В некоторых провинциальных городах недавно восстановленные католические округи теперь имеют возможность занять здания католических церквей, построенных местными общинами этнических поляков или немцев в 19 столетии и которые были захвачены советским режимом после 1917 года. В других городах упрямо отказались вернуть эти церкви. По крайней мере, в одном случае местные власти даже притворились, что на их территории никогда не имелся католический округ. Нужно обратить внимание, что православный Патриархат Москвы также стоял перед трудностями в восстановлении зданий церкви, отобранных в течение советского периода и теперь занятый светскими учреждениями типа музеев. Одно различие - Московская Патриархия обычно получает, по крайней мере, некоторую компенсацию в форме государственных субсидий для восстановления других своих зданий и даже для строительства новых церквей. Главное опасение католиков теперь не принудительное закрытие округов, которые уже существуют, но большие трудности в расширении этих округов в города, которые все еще не имеют католических храмов и общин. Перед 1917 имелись приблизительно 330 католических округов, рассеянных широко на территории того, что является теперь Российской Федерацией, начиная с периода "гласности" католики сумели восстановить только приблизительно половину из них. Однако они постоянно обвиняются в проведении "духовного вторжения", как будто католики никогда не жили в России вне Москвы или Санкт-Петербурга.
CWN / РУССКАЯ ЛИНИЯ