ОЦЕНКА РОССИЙСКОГО ЗАКОНА О РЕЛИГИИ ОФИЦИАЛЬНЫМ ВАТИКАНОМ

Религия 
0
53
Время на чтение 6 минут
Больше чем шесть месяцев прошло после того, как новый закон России по религии формально вступил в силу. Это время для некоторых общих наблюдений и заключений относительно его практического осуществления. Отмечают около двух случаев ограничения миссионерской деятельности в России: один из них - на Дальнем Востоке выслали американского миссионера. Других примеров ограничения прав иностранных миссионеров за последние шесть месяцев не наблюдали. Значительно легче найти случаи нарушения свободы деятельности местных российских религиозных меньшинств. Плохой новостью считают и то, что по тексту закона иностранные граждане и иностранные церкви имеют меньше прав, чем русские верующие. Однако на практике пока имеет место противоположная ситуация. Реальные права религиозных меньшинств меньше зависят от объективных юридических норм, чем от политических связей, включая связи с иностранными государствами, с которыми Москва поддерживает хорошие отношения. С момента принятия закона можно отметить небольшое усиление той отрицательной тенденции, которая появилась приблизительно четыре года назад. Русские сегодня только немного менее свободно заявляют о своих религиозных верованиях и практикуют их, чем это было в сентябре, но значительно менее свободно, чем они это делали в 1993 году. Религиозные репрессии - запрещение конфессиям, вызывающим неприязнь, осуществлять религиозное поклонение и заявлять о нем - являются разрозненными, но растущими. Религиозная дискриминация - предпочтительное жестокое обхождение с определенными религиозными объединениями по сравнению с другими, принуждение налогоплательщиков субсидировать то, что стало де-факто признанными церквями распространяющееся явление. Следует подчеркнуть, что простое существование установленной государственной церкви не всегда нарушение религиозной свободы. Но когда государство декларирует, согласно конституции, что все религиозные ассоциации являются равными перед законом, но затем систематически нарушает конституцию на практике, каждый имеет право подвергнуть сомнению обязательства государства по выполнению закона. Например, субсидируются строительства новых мест для поклонения православных христиан и мусульман, но не для других конфессий. Также подписывается официальное двустороннее соглашение, посредством которого государственные структуры типа Министерства Обороны обязываются сотрудничать именно с Русской Православной Церковью, в то же время с другими конфессиями никакие подобные соглашения не подписываются. Однако через шесть месяцев еще слишком рано судить о результатах работы нового закона. Только в марте Министерство Юстиции, наконец, выпустило официальные инструкции, позволяющие осуществлять действие закона для регистрируемых церквей. Некоторые местные должностные лица в больших провинциальных городах еще не получили эти инструкции. Но на национальном уровне движение по осуществлению действия закона развивается быстрее. Министерство Юстиции достаточно быстро предоставляет регистрацию двум самым большим национальным ассоциациям пятидесятников России, которые испытали наиболее серьезную дискриминацию и репрессии, чем другие протестанты. Пока Министерство, кажется, не использует процесс регистрации для создания искусственных процедурных препятствий для конфессий, находящихся в "в немилости". Однако, самое большое разочарование последних шести месяцев то, что вопреки повторным неофициальным гарантиям, которые западные дипломаты и журналисты получили от российских правительственных должностных лиц, до сих пор не предъявлены принципы, позволяющие уравнять в правах конфессии, находившиеся последние 15 лет "в подполье" с существовавшими в дореформенном советском государстве.
В защиту этих анемичных инструкций, российские должностные лица утверждают, что они не могут противоречить закону, который пропускает парламент. Это положение сомнительно. В силу того, что закон непосредственно противоречит конституции России, начиная с Президента, все его назначенцы имеют вполне достаточные основания для исполнительных действий в рамках конституции. Тем более что за Ельциным известна практика издания президентских декретов и других правительственных распоряжений, которые игнорируют или противоречат законам, принимаемым парламентом.
Государственно-церковные отношения, кажется, почти единственная область, в которой исполнительная власть подчиняется (или притворяется, что подчинилась) парламентскому превосходству.
По существу, назначенцы Ельцина были должны выбирать: или писать инструкции, последовательные по отношению к их собственным официальными сообщениями для печати и конституции, или к закону 1997 года. Теперь, когда они выбрали последнее, дамоклов меч продолжит висеть над религиозными меньшинствами России до тех пор, пока закон не аннулируют явно или отменят в суде. Некоторые российские активисты в области прав человека думают, что волна репрессий начнется, как только Москва будет убеждена, что проблема ускользнула от западного внимания. Другие предсказывают подавление сопротивления в январе 2000 года, так как после декабря 1999 истекает крайний срок для перерегистрации всех существующих религиозных организаций и любая церковь, которой будет отказано в перерегистрации потеряет юридическое основание для существования. Однако даже простое существование закона 1997 года увековечит климат запугивания. Многие организации религиозных меньшинств будут знать, что они формально незаконны и могут быть запрещены в любой момент по прихоти местных должностных лиц. При этом данные должностные лица будут иметь больше возможностей, чем когда-либо, чтобы вымогать взятки.
В конце 1997 одно должностное лицо в Сибири признавало, что его коллеги и предшественники неоднократно принимали взятки от религиозных организаций и согласилось, что новый закон делает такие дела даже более общераспространенными. Наиболее широко распространенное конкретное нарушение религиозной свободы в России - запрещение доступа к залам отдыха, школам, и другим, принадлежащим государству средствам обслуживания, объединениям религиозных меньшинств, особенно пятидесятникам и другим протестантам. Большинство в России должно все же правильно понимать свободный рынок в его реальном состояние: в большинстве городов фактически каждое общественное место, подходящее для больших или средних сборов людей, даже кино, принадлежит муниципальной власти или провинциальному правительству. В сегодняшней переходной российской экономике, такие участки обычно арендуются любой группой, желающей оплатить: продавцами компьютеров, автоимпортерами, политическими партиями. Выборочное запрещение этого религиозным организациям эквивалентно объявлению верующих религиозных меньшинств второразрядными гражданами, особенно, когда одной церкви дают право вето по отношению к другим. Так, протестанты рассказывают что, они могут использовать принадлежащий государству участок только, если получат разрешение от православного духовенства. Римские католики пока пострадали меньше чем протестанты из-за нового закона. Причина этого не в том, что антикатолические взгляды среди влиятельных русских выражены менее антипротестантских, но структура римской католической церкви является слишком тяжелой целью. Нападающий на один католический округ нападает на объединенную международную организацию с сотнями миллионов членов, многие из них живут в странах, с который кремлевские лидеры имеют хорошие отношения. Гораздо менее опасно расправиться с изолированными пятидесятниками или баптистами, которые не являются частью какой-либо национальной или международной структуры. Однако, католическое духовенство - иностранные граждане теперь получают визы с большим трудом, чем в начале 1990-х. Особенно в Сибири католическое духовенство жалуется, что может получить визы только в течение коротких периодов, типа двух или трех месяцев, реже - на целый год. Иногда им предлагают вернуться назад в их страны просто для того, чтобы возобновить визы. Данная ситуация широко меняется в зависимости от региона: некоторые католические священники сумели получить разрешение на постоянное жительство от местных должностных лиц. В некоторых провинциальных городах недавно восстановленные католические округи теперь имеют возможность занять здания католических церквей, построенных местными общинами этнических поляков или немцев в 19 столетии и которые были захвачены советским режимом после 1917 года. В других городах упрямо отказались вернуть эти церкви. По крайней мере, в одном случае местные власти даже притворились, что на их территории никогда не имелся католический округ. Нужно обратить внимание, что православный Патриархат Москвы также стоял перед трудностями в восстановлении зданий церкви, отобранных в течение советского периода и теперь занятый светскими учреждениями типа музеев. Одно различие - Московская Патриархия обычно получает, по крайней мере, некоторую компенсацию в форме государственных субсидий для восстановления других своих зданий и даже для строительства новых церквей. Главное опасение католиков теперь не принудительное закрытие округов, которые уже существуют, но большие трудности в расширении этих округов в города, которые все еще не имеют католических храмов и общин. Перед 1917 имелись приблизительно 330 католических округов, рассеянных широко на территории того, что является теперь Российской Федерацией, начиная с периода "гласности" католики сумели восстановить только приблизительно половину из них. Однако они постоянно обвиняются в проведении "духовного вторжения", как будто католики никогда не жили в России вне Москвы или Санкт-Петербурга.
CWN / РУССКАЯ ЛИНИЯ
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Религия
Есть ли конфликт между Церковью и наукой?
Не стоит преувеличивать жестокость инквизиции по сравнению с репрессиями в Советском Союзе
19.10.2024
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Почему украинцы не хотят в РФ
Новый комментарий от Павел Тихомиров
13.12.2024 13:41
Опасность караул-патриотизма
Новый комментарий от Алексей Ощепков
13.12.2024 13:38
120 лет со дня рождения Клиффорда Саймака
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
13.12.2024 12:29
Сирия – «родовые схватки» мира перед появлением Машиаха?
Новый комментарий от Русский танкист
13.12.2024 10:17
Суверенная политическая культура России
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
13.12.2024 09:50
Не получается верить в Христа – почему?
Новый комментарий от Игорь Ал
13.12.2024 09:33
Об образе нашей Победы и образе будущего России
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
13.12.2024 09:33