© РИА Новости. Алексей ДаничевПерейти в фотобанк
Геннадий Онищенко, депутат Государственной думы РФ
Публичные дискуссии о судьбе Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, разгоревшиеся сейчас в российском обществе, более всего напоминают пресловутый "спор хозяйствующих субъектов". Спорят о том, кто должен владеть этим без преувеличения великим архитектурным и духовным явлением - светская власть или Церковь.
Мне эта дискуссия кажется неоправданно приземленной. Если мы действительно хотим вернуться на свой изначальный исторический путь, то это возвращение должно быть не формальным, а содержательным. А то острое и бурное обсуждение, которое ведется в прессе, не затрагивает корней самого явления.От церквушки к собору
Нельзя забывать о той особой роли, которую сыграл Исаакиевский собор в становлении города Санкт-Петербурга, в формировании его духовности и культуры, и через это - в формировании духовности и культуры всей нашей страны. Путь этот был долгим и трудным.
Напомню, что современный Исаакий - третья версия храма, возведенного
на этом месте. В 1706 году Петр I распорядился именно тут построить
церковь, в которой могли бы молиться более десяти тысяч рабочих,
трудившихся на Адмиралтейских верфях. И именно с этого места начиналась
история Санкт-Петербурга - столицы Российской империи, во многом
изменившей жизнь нашей страны, в том числе культурную и ментальную.
Исаакиевский
собор имеет прямое отношение к самому Петру, потому что изначально был
посвящен Исаакию Далматскому, святому, в день почитания которого родился
будущий первый российский император.
В 1761 году Сенатским указом был заложен новый Исаакиевский собор. Проект проходил очень тщательный конкурсный отбор, который проводила лично Екатерина II. При ней строительство было начато, но с ее смертью приостановлено и возобновлено Павлом I. Освятили храм в 1802 году. Современная же версия Исаакия создавалась еще полвека и была освящена уже при Александре II - в 1858-м.
© РИА Новости. ШиманскийПерейти в фотобанк
Памятник императору Николаю I на Исаакиевской площади, замаскированный во время блокады Ленинграда
Боголепная оболочка
Исаакиевский собор в том виде, в котором он дошел до нас, строился в общей сложности более 150 лет. Тщательно выбирались проекты, элементы отделки, в этом лично участвовали самодержцы российские - и что же?
Сегодня, когда я смотрю на это сооружение, то вижу красивую, боголепную, но - лишь оболочку. Потому что истинно духовные здания - церкви, соборы - это единственные учреждения, которые выполняют одну-единственную функцию: общение с Создателем. И любое использование их для других целей носит совершенно четкое, понятное определение - поругание.
Церковь, собор, храм нельзя использовать для собраний - на любые, пусть даже государственные темы. Театр, который считается храмом искусства, может быть использован для проведения светских мероприятий - съездов, симпозиумов, научных конференций. А церковь - нет. Собор - это духовность, намоленность, которая всегда чувствуется в храме.Исаакий - главное архитектурное сооружение Санкт-Петербурга, его визитная карточка. Но не только из-за красоты самого здания, а прежде всего потому, что с первых дней строительства новой столицы Российской империи это место было местом духовности. Однако если в храме не хватает самого главного, того, для чего он предназначен, - тогда что это?
Да, там идут службы, но лишь в одном из приделов. И что бы мы ни говорили, храм находится в состоянии поругания.
Опыт богоборчества
У нас за плечами горький опыт, продолжавшийся с начала прошлого столетия до последнего десятилетия XX века - богоборческий период нашей истории.
Он был не нов. В определенной мере и цари занимались богоборчеством: тот же Петр I, когда он ликвидировал институт патриаршества и заменил его коллегиальным органом - Священным синодом. В 1917 году после свержения царского режима патриаршество было восстановлено. Согласно одной из версий, верх взяла тогда точка зрения российского крестьянства, рассудившего, что раз больше нет царя, то пусть будет патриарх.
Сегодня говорят о необходимости хранения картин, маятника Фуко, места для проведения всяких культурных мероприятий, но почему-то никто не говорит о том, что храмы для этого не приспособлены. И что любое другое действие, которое не относится к церковной службе, даже если оно имеет культурно-просветительское значение, недопустимо.
Уверен, что люди, воцерковленные в любой религии, тоже задаются вопросом: "Как же так? Почему специально построенное для богослужений здание используется не по назначению?"Церковь долгое время играла определяющую роль идеологического центра нации и Российского государства - ведь только после принятия христианства Россия обрела все черты государственности и выросла из Киевской Руси в огромную империю.
Дорога к храму
В XX веке церкви разрушались. Кто-то более предприимчивый использовал их под всякого рода конторы, склады, хранилища... Парадокс, но именно вот такая предприимчивость помогла нам сберечь немалую часть нашего духовного наследия - наши храмы. Хотя и поруганные, они уцелели.Не забуду одну сельскую церквушку в Белгородской области, из которой много лет уже не может выветриться едкий запах селитры, - в ней был устроен склад ядохимикатов. Сегодняшний Исаакий вызывает такую же ассоциацию.
И место, где расположен этот собор, и он сам во всех трех его интерпретациях от первой церкви до нынешнего облика - это было точкой зарождения важнейшего периода в становлении российской государственности. Он дался с большим трудом и стоил многих жизней.
Исаакиевская площадь, Исаакиевский собор - место зарождения особой духовности будущей (теперь уже бывшей) российской столицы, сегодняшнего Санкт-Петербурга. И именно оно, это место, находится сегодня на поругании.
Между тем есть прекрасный пример - судьба Смольного собора. Тоже большая и трудная история. Строительство, растянувшееся на 70 лет. В советское время - концертный зал с прекрасной акустикой, само по себе духовное, культурное учреждение, к тому же приносившее неплохую прибыль. Но все-таки власть решилась вернуть его Церкви. Только лишь потому, что это собор, храм. Созданный исключительно для молитв.Так, может быть, если мы восстановим справедливость и вернем Исаакию, этому очень важному в духовном строе современного Санкт-Петербурга месту, главное - намоленность, духовность, - тогда многое наладится и в самом городе?
А если все упокоится и встанет на свои места, если наступит духовный лад у петербуржцев, то это во многом сыграет позитивную роль в разрешении тех непростых проблем, с которыми сегодня сталкивается вся наша страна. Не только в вопросах духовности, но и в экономике, поиске пути своего дальнейшего развития, преодолении затянувшегося перехода от одной политико-экономической системы к другой.
И если мы считаем Исаакиевский собор символом Санкт-Петербурга, то он в полной мере должен быть собором. И выполнять свою первородную функцию - быть местом для общения с Создателем.