Апостолы среди апостолов

0
330
Время на чтение 6 минут

«Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц», - читаем мы в православном календаре. Иногда этот праздник называют «церковным женским днем», но это всё же не совсем верно. День жен-мироносиц - это воспоминание о первой христианской проповеди, в которой мир - пусть в виде очень ограниченного круга лиц - впервые услышал пасхальное приветствие: «Христос воскрес!».

Давайте поиграем в игру! Смысл простой: назвать выдающихся женщин. В памяти сразу же всплывают имена героинь Великой Отечественной, первая женщина-космонавт, несколько женщин-ученых, писательниц, кто-то вспомнит императриц и так далее. Десятка два-три, я думаю, наберется. А теперь называем героев-мужчин... В разы больше, даже в десятки раз. Почему так? Потому что во многие эпохи и во многих странах отношение общества к женщине было, скажем так, снисходительным. Это отношение ярче всего иллюстрирует известное немецкое выражение «киндер, кюхе, кирхе», то есть «дети, кухня, церковь».

К сожалению, в современном обществе до сих пор бытует мнение, что и Православная Церковь относится к женщине как к субъекту второго сорта, принижая ее достоинство, не уделяя должного внимания ее развитию. Так ли это? Нет, потому что когда в христианском обществе женщины не имеют тех же прав, что и мужчины, это положение дел не проистекает из христианства. А если внимательно почитать Новый Завет, то мы увидим в нем как раз принципиальный отход от «традиционной» нормы и отношение к женщине как к совершенно равному мужчине в ценности перед Богом творению.

Из Евангелия мы знаем об одной семье - близких друзьях Христа. Это две сестры и брат - Марфа, Мария и Лазарь. Однажды Христос приходит в их дом, и Марфа уходит на кухню готовить угощение. Это не просто желание угодить дорогому гостю, а обычный порядок вещей для женщины того времени - заниматься трапезой, пока мужчины беседуют. Мария же, вопреки этому порядку, садится у ног Иисуса и слушает Его слово. Марфа вполне законно возмущается: «Господи, почему Ты не отправишь Марию на кухню?». Но Христос отвечает: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее (Лк. 10, 41-42). Господь как бы говорит: «Марфа, твое место не на кухне, а здесь, со Мной. Забудь про вековой жизненный уклад, потому что Я пришел в твой дом и обращаюсь и к тебе, наравне с другими».

Но самый яркий пример того, что христианство уготовляет женщине совсем другое место, нежели она занимала в традиционном дохристианском обществе, мы находим в последних главах Евангелия, где говорится о воскресении Христовом и последовавших за ним событиях. Именно тогда, после распятия Господа, на фоне рассеяния и растерянности учеников обнаруживается необычайная вера и верность Его учениц. Их подвиг и вспоминает Церковь в третье пасхальное воскресенье. Жены-мироносицы... Вот их имена: Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Сусанна и иные.

Сколько мироносиц было всего, мы доподлинно не знаем. Церковная традиция присвоила звание мироносиц семи ученицам Христа. Все они впоследствии потрудились в благовестии Христовом, как и апостолы. Мария Магдалина, например, так и именуется - равноапостольной, то есть имеющей ту же славу и понесшей тот же крест, что и ученики-мужчины. Но кто были эти женщины? Предание сохранило для нас совсем немного сведений о каждой из них.

Мария Магдалина. Одни усматривают в ней знаменитую евангельскую блудницу, которую Христос спас от избиения камнями и которая помазала Ему ноги дорогим маслом. Другие видят в ней простую еврейку, исцеленную Христом от тяжкого недуга одержимости бесами. После выхода апостолов на проповедь она пренебрегла тогдашними нормами (у иудеев женщине запрещалось проповедовать) и в одиночку ходила из города в город, возвещая всем о воскресшем Учителе. По одной версии жития, святая окончила свои дни в доме Иоанна Богослова в Эфесе, дожив до глубокой старости. Другие варианты жизнеописания говорят о том, что Мария провела конец жизни в покаянии, около тридцати лет прожив в пещере близ Марселя. Перед смертью, согласно западным житиям, подвижницу причастил случайно забредший к ней священник. Он же и похоронил святую.

Марфа и Мария - уже упомянутые сестры Лазаря. Сведения о том, как сложилась их судьба после евангельских событий, очень скудны. Вместе с братом, которого некогда воскресил Сам Христос, они перебрались из Иерусалима на Кипр, где помогали Лазарю нести епископское служение. Где, когда и как умерли святые сестры - неизвестно.

Иоанна была женой Хузы - одного из чиновников при дворе правителя Галилеи Ирода Антипы. Она занимала очень высокое положение в обществе, обладала большим влиянием и связями. В дни проповеди Христа именно Иоанна, по всей вероятности, брала на себя львиную долю расходов апостольской общины, заботясь о пропитании и всем необходимом для Господа и Его учеников. Есть версия, что женщина обратилась к Богу после совершенного Христом в ее жизни чуда: по мнению ряда библейских историков, сын царедворца, исцеленный Господом (см.: Ин. 4, 46-54), был ребенком Иоанны, и благодарная женщина после этого последовала за Спасителем.

Мария Клеопова была одной из родственниц Христа, больше о ней практически ничего не известно. По одной из версий, Мария приходилась дочерью или женой Клеопе - брату Иосифа Обручника.

Мария Иаковлева, по преданию, являлась младшей дочерью Иосифа Обручника. Она находилась в очень теплых отношениях с Пресвятой Богородицей и была, по сути, Ее ближайшей подругой. Есть версия, что она же является Марией Клеоповой, а еще и Иаковлевой именуется потому, что один из ее сыновей - Иаков - входил в число апостолов.

Сусанна служила Христу от своего имения, то есть, видимо, была довольно обеспеченной. Больше о ней не известно ничего.

Эти женщины следовали за Христом во дни Его земной жизни и пошли за Ним до самого конца - на Голгофу. Они видели Его страшное распятие и смерть, проводили Его «в последний путь», а потом снова собрались, ранним утром, когда ночная тьма еще покрывает землю, ко гробу, чтобы закончить погребальный обряд - по иудейскому обычаю помазать тело усопшего благовониями.

Слабые, напуганные женщины... Они идут одни, мужчин среди них нет, поэтому так тревожен их вопрос: Кто отвалит нам камень от двери гроба? (Мк. 16, 3). Но в этом уже нет нужды: камень отвален, а гроб пуст. Звучат слова Ангела: Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам (Мк. 16, 6-7).

«Ну и что?» - спросит неискушенный читатель...

Есть вещи очевидные и не очень. То, что было очевидно для людей далеких эпох, далеко не всегда очевидно для нас. Вспомним время и место действия: Восток, почти две тысячи лет назад. Женщины тогда занимались домом, не вникали в мужские разговоры, не участвовали в политике и общественной жизни. Если им приходилось свидетельствовать на судебном процессе, их показания ставились гораздо ниже мужских показаний. Если бы евангелисты придумали всю эту историю с пустым гробом и Ангелами, они бы наверняка сделали провозвестниками воскресения мужчин. Но Евангелие описывает именно реальность, даже если она не очень укладывается в менталитет людей того времени. К слову, и апостолы, услышав слова о воскресении Христовом от женщин, не сразу верят им. Клеопа, по дороге в Эммаус, рассказывает таинственному спутнику: Некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив. И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели (Лк. 24, 22-24). Мария Магдалина оставляет слезы и призывает учеников сделать то же самое, но они, услышав, что Он жив и она видела Его, - не поверили (Мк. 16, 11).

Жены-мироносицы ликуют, а апостолы-мужчины запирают двери, опасаясь мести иудеев. Женщины уже проповедуют, а мужчины думают, что видят призрак, и слышат укор Христа: Что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? (Лк. 24, 38). Разве могли евангелисты намеренно изобразить апостолов - будущих столпов Церкви - в столь неприглядном свете?.. Нет, просто всё так и было, но в этом опять-таки является сила и слава Божия: представительницы «слабого пола», не боясь никого и ничего, начинают благовествовать о христианском спасении человечеству. В этом заключен очень глубокий смысл: когда-то Ева первой увидела змея-искусителя и поверила его лукавым словам, но теперь женщины первыми видят воскресшего Христа и верят в Его воскресение. Жены-мироносицы становятся апостолами среди самих апостолов. Христианская проповедь начинается с женщин.

Жены-мироносицы - это героини первых дней христианства. Но это и пример для всех нас. Пример того, что нам не всегда и не во всём может хватить «природного» мужества и силы, но жертвенность, верность, любовь и живая пламенная вера могут преодолеть самый сильный страх.

...Они не испугались, они поверили, поэтому мир и услышал радостное «Христос воскрес!».

Иллюстрация из открытых интернет-источников

Газета «Православная вера» № 08 (580)

Священник Василий Куценко

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/apostoly-sredi-apostolov
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Василий Куценко
Все статьи Священник Василий Куценко
Последние комментарии
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 20:09
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 19:52
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06