О.А. ПЛАТОНОВ,
главный редактор газеты «Русский Вестник», председатель президиума Всеславянского Союза, доктор экономических наук:
«Как величайшую трагедию России. В начале 1917 года под влиянием целеустремленной подрывной деятельности левых и либеральных партий, немецкой агентуры и масонских лож был подорван фундамент устойчивости Российской державы, нарушен баланс сил между русским народом и антирусскими силами, составлявшими значительную часть образованного и правящего строя страны.
Революция 1917 года имела не социальный, а национальный, антирусский характер. Она была направлена против русской цивилизации и ее носителя - русского народа. В этой революции хорошо организованные антирусские силы дали бой национальной России подрывным, предательским путем, предварительно уничтожив (развалив изнутри) ее главные жизненные центры, устранив физически или морально дискредитировав клеветнической пропагандой национальных лидеров страны. Особенностью этой революции было то, что ее «успех» определило участие в ней высших правящих и военных кругов, а также правящих элит Антанты. В 1917 году страна упала в пропасть, была отброшена на десятилетия назад, потеряла значительную часть своего человеческого, духовного и культурного потенциала».
Е.С. БЕХТЕРЕВА (1937-2014),
председатель Совета патриотического историко-литературного объединения «Память» (1984-1985):
«Ну как я могу оценивать? Только отрицательно, потому что это была трагедия для народа. Потом я считаю, что нынешний демократический переворот - это было продолжение 1917 года, потому что опять-таки та же компания захватила себе все ключевые посты, оттолкнула все лучшие силы от себя, уничтожила генофонд, нравственно унизила людей. Как в то время, так и в наше время».
М.Н. ЛЮБОМУДРОВ,
театровед, публицист и общественный деятель:
«Как величайшую катастрофу в Русской истории. И здесь я согласен с И.Я. Фрояновым по поводу того, что нерешенность крестьянского вопроса сыграла роль в этой катастрофе. Фроянов прямо говорит, что и 1905 год, и 1917 год - это крестьянское недовольство несправедливостью, длящейся с XVIII века, когда одних выпустили на волю, а других - нет, скрутили. Это классовое противостояние между дворянством и крестьянством ведь формировалось постепенно, и ничто не делалось для того, чтобы это ликвидировать. Я вспоминаю, как у нашего замечательного идеолога Льва Тихомирова в работе «Монархическая государственность» прямо написано, что к началу ХХ столетия между царем и народом образовалась пропасть. Конечно, это страшная опасность, и в конечном счете в эту пропасть свалились все, потому что она появилась благодаря легкомыслию или недомыслию династии и центральной власти.
А отчего возникла Гражданская война? Оттого, что не было религиозной солидарности. Еще петровская реформа начала это, как пишет князь Жевахов: «Заходишь в храм, а к причастию нет ни одного человека». К чаше никто не подходит - ослабла вера. Не было этнической солидарности, потому что русский национализм не воспитывался. Наоборот, вся система классического образования формировала европейское космополитическое сознание у людей. Естественно, было очень трудно сплотиться перед лицом любой угрозы, тем более что так легкомысленно отдали на истребление русский офицерский корпус, который в первые же два года пускали в атаку впереди солдат. Конечно, героизм и благородно, но надо же было подумать: а кто поведет тех же солдат в следующую атаку?
Поэтому 1917 год - крупнейшая катастрофа в Русской истории, а не только в ХХ веке».
В.М. СИМЧЕРА,
русский ученый, мыслитель, доктор экономических наук:
«Как трагедию, поскольку люди рассчитывали на одно, а получили совершенно другое. Люди рассчитывали на то, что та среда и то освобождение, которое только наметилось на рубеже XIX-XX веков, получит развитие, а, к сожалению, такого развития не получилось. Люди оказались обманутыми. Это одна сторона. Этот обман, который они осознали много времени спустя, уже стал необратимым, и это и есть трагедия.
А с другой стороны, стране не повезло: война. Война, которую эти злодеи и злые гении, какие бы они ни были масштабные, принесли в Россию. Потому что Великая Отечественная война началась в России в 1917 году, а не в 1941 году. Она только подводилась к 1941 году. И это трагедия. Единственное, что наш народ извлек в этой вой-не, - победа, и еще раз показал, что мы - несокрушимая сила в беде. Но хотелось бы дождаться того, чтобы мы были несокрушимой силой в радости, а не только, когда наступает беда. Дальнейшее продолжение: и трагедия Югославии, и распад Советского Союза - это тоже продолжение войны. Единственное, чего ждешь, что каждая война когда-то кончается, а победа наступает, когда люди объединяются.
Я, откровенно говоря, рассчитываю, что наступят еще те времена, когда мы под давлением беды и этого предельного мирового хамства объединимся. И Советский ли Союз в прежних границах, но какой-то Советский Союз со здоровым, ядреным славянским началом восторжествует. Вот тогда мы можем рассчитывать на устойчивое развитие или на тот подъем, который должно принести третье тысячелетие, раз все второе тысячелетие мы потратили на то, чтобы подойти к этой проблеме».
А.Д. СТЕПАНОВ,
публицист и общественный деятель, главный редактор портала «Русская народная линия»:
«Ну как 1917 год можно оценивать? Я думаю, что четко, ясно и недву-смысленно высказался на эту тему наш известный мыслитель Иван Александ-рович Ильин, когда заключил, что 1917 год - это национальная катастрофа. Это, действительно, национальная катастрофа: не убавить и не прибавить - все понятно и становится на свои места».
В.В. ХАТЮШИН,
поэт, писатель, главный редактор журнала «Молодая гвардия»:
«Конечно, отрицательно. И Февраль, и Октябрь. В Феврале пришли чисто разрушительные силы, это была масонская революция. К несчастью, ее поддержала Церковь. Церковь поддержала Временное правительство. В какой-то степени потом это ей и аукнулось. Те репрессии, которые потом начались против Церкви, произошли в том числе и по ее собственной вине. Церковь приветствовала свержение монархии и так называемую новую власть, и это самым жестоким образом отразилось на ней. Она не смогла распознать грядущего антихриста, который уже открыто пришел после Временного правительства в октябре. Это была абсолютно антихристианская, антирусская антихристова власть. Я так и называю тех, кто тогда пришел к власти: это были антихристы.
Цель двух так называемых революций, переворотов, произошедших в 1917 году - это уничтожение русского народа. Не просто разрушение государства, а уни-чтожение русского народа - народа-богоносца, народа, на котором, собственно, и держится Православие, духовность. Православие - это единственная по-настоящему духовная религия. Истинный Бог присутствует только в Православии. И вот разрушение страны как раз преследовало цель разрушения православной религии и русского народа - носителя этой религии».
Г.М. ШИМАНОВ,
русский мыслитель, публицист и общественный деятель:
«Я оцениваю 1917 год как величайшую катастрофу, последствия которой в дальнейшем оказались неоднозначными, потому что благодаря И.В. Сталину и в первую очередь русскому народу, в советской системе проявились положительные возможности. Но поскольку эти положительные возможности были духовно беспочвенными, у врагов появилась возможность проникнуть на руководящие посты и уничтожить все это.
Каждый оценивает исходя из своего опыта, а опыт у каждого ограниченный: один жил в одной среде, а другой - в другой. У всех - разные ракурсы, разные объемы знаний, поэтому здесь можно спорить бесконечно, и я думаю, с этими спорами надо кончать. А каким образом кончать? Надо вычленить все худшее, что было, и отбросить. Причем вычленить не только то, что было в советской системе, но и в дореволюционной. А то лучшее, что было и в советской системе, и в дореволюционной, соединить. Это не гоголевское присоединение носа ко рту - это совершенно другое и вполне реальное. Если в человеке нельзя так перестроить, то здесь все добрые начала должны быть соединены.
Критериев мы еще не имеем и не будем иметь до тех пор, пока не узнаем будущее. Если русский народ будет уничтожен полностью, то, значит, революция была к смерти русского народа, а если русский народ возродится к жизни - к жизни более высокой, то, значит, та революция была к этой жизни. Так что на данном этапе мы можем делать предварительную работу, насколько можно оценивать наше прошлое, настоящее и будущее, и делать главное, что я уже сказал, - то есть вырабатывать национальную идеологию, национальный проект, учиться агитировать. Каждый на своем месте должен делать то, что посильно для спасения русского народа и нашей Церкви. А насколько это будет успешно? Если успешно, то Господь Бог нам поможет. Сами по себе без него мы ничего не можем сделать».
http://www.rv.ru/content.php3?id=12029