Скачать
(MP3 файл. Продолжительность 10:46 мин. Размер 7.8 Mb)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня в воскресный день за Божественной литургией слышали мы с вами, дорогие братия и сестры, слово апостола Павла: «Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2 Кор. 6: 16).
Что такое языческий идол и что такое храм Божий, каждый из нас прекрасно представляет себе, а сам же апостол во время своих трудов, по благовествованною слова Христова, посетил многие города, где были действительно прекрасные по красоте и гармонии языческие храмы-капища, и конечно же, с благоговением и молитвой посещал он Иерусалимский храм истинного единого Бога.
И только лишь один город из множества посещенных апостолом Павлом вызвал у него, мужа просвещенного и мудрого, отвращение и чувство брезгливости: как ни парадоксально, это был один из крупнейших тогдашних культурных и интеллектуальных центров всего обитаемого мира - город Афины. Апостол возмутился духом при виде этого города, полного идолов. Можно смело утверждать, что город этот был просто «завален» статуями божеств, разными капищами и жертвенниками. Сами языческие историки и поэты говорили об Афинах как об «одном великом алтаре, одной великой жертве», и, как следствие, «в Афинах было больше богов, чем во всей остальной стране», а в самом городе было «легче найти какого-нибудь бога, чем человека». Среди прочих увидел апостол удивительный жертвенник, на котором было написано: «Неведомому (то есть незнаемому нами) Богу».
Жители Афин, эти самые настоящие эллины, любящие философию и искусство, были совершеннейшие язычники, верующие во множество ложных богов и богинь. Но не были они уверены, что почитают всех богов: страх, чтобы какие-то неизвестные, а потому и не почитаемые боги могут прогневаться за непочитание, побудил воздвигнуть их и подобный жертвенник, чтобы их умилостивить. Надеюсь, что среди зде стоящих и молящихся нет такого страха, никто не уподобится той неизвестной старушке, которая ставила свечечку перед изображением беса на иконе Страшного суда, и на вопрос, что это она делает, резонно отвечала: «Я не уверена, что попаду в рай. А своего заступника везде иметь надо».
В поклонении афинян «неведомому Богу» высказывалось и бессознательное стремление многобожия к Истине
Несомненно для нас и то, что в этом поклонении афинян «неведомому Богу» высказывалось и бессознательное стремление многобожия к истине, сознание его несостоятельности и искание единого истинного Бога. Об этой-то истине, только смутно сознаваемой, апостол Павел и счел необходимым дать полное познание: «Сего-то Бога, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам» (Деян. 17: 23).
Но мы знаем, что не много афинян послушало апостола Павла: им, словоохотливым празднолюбцам, показалось нелепым и скучным слово о Воскресшем Христе. И вышел апостол из среды их, но «некоторые же мужи, пристав к нему, уверовали; между ними был Дионисий Ареопагит и женщина, именем Дамарь, и другие с ними» (Деян. 17: 34).
Сегодня Церковь и вспоминает память этого бывшего афинянина, мужа знатного и ученого, - Дионисия Ареопагита, оставившего все - и власть, и благополучие, и славу, взявшего на себя благое иго Христово и пронесшего его даже до мученической смерти.
Его житие повествует нам о том, что, когда он был еще молодым, желание постигнуть истину привело его, как ранее Пифагора и Платона, в Египет, а именно в город Гелиополь, то есть город Солнца, откуда давно еще взял себе в жены Асенефу, дочь жреца Илиопольского, ветхозаветный патриарх Иосиф. В этом египетском городе Дионисий изучал астрономию - науку о небесных светилах, и как персидские волхвы были просвещены светом Вифлеемской звезды, так и он через небесные светила, через изучение Солнца почувствовал нечто великое, что поколебало его сознание. Он стал свидетелем страшного солнечного затмения во время распятия Господа Иисуса Христа. Видел это астрономическое чудо и воскликнул: «Это или Бог, Создатель всего мира, страждет, или этот мир видимый кончается!»
По возвращении в Афины, как муж образованный и мудрый, Дионисий был избран членом Ареопага - важнейшего и авторитетнейшего властного и судебного органа управления Афин. После принятия крещения он три года провел у стоп апостола Павла, а затем был рукоположен во епископа Афинского. Затем вместе со своими учениками он прошел с проповедью Евангелия сегодняшние земли Германии, Испании и Франции, а в городе Лютеции Галлийской (нынешнем Париже) во время гонения императора Домициана за отказ отречься от Христа был обезглавлен.
Вот такой небольшой, но прекрасный плод на ниве Христовой принесла проповедь апостола Павла в Афинах. Но мы с вами не будем ни хулить жителей Афин, ни восторгаться ими. Многие из них не слышали того, что мы с вами слышали сегодня: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7: 12). Не знали они этих слов Христовых, но, не ведая Того, Кто заповедал это, исполняли их.
Мы же с вами лучше посмотрим внимательнее вокруг, а в первую очередь на себя, и после богослужения сего, вступая в свои квартиры и домы, попадем в свои домашние Афины. Увидим в них и храм Диониса-Бахуса, и капище Киприды, и алтари Аполлона, и множество других жертвенников, на которых мы усердно приносим жертвы своим идолам - своим страстям. Но только мы не увидим на этих своих ложных святынях надписей, кому именно они посвящены.
И среди такого многообразия ложных святынь и неустанного им поклонения не можем мы забыть и про порой неведомый нами алтарь Ведомого Бога, про оскверненный и поруганный нами же храм нашей души.
Почему порой неведом нам жертвенник Ведомого (Знаемого нами из Священного Писания, из молитвы, из общения с Ним)? Мирская суета и заботы, наши слабости и увлечения, эти наши идолы, закрывают Его для нас, затмевают само памятование о Нем. А этого не должно быть в нашей жизни - жизни учеников Спасителя. Как стремительно вышел наконец-то нашедший долгожданную истину во Христе священномученик Дионисий из языческого суетного Ареопага, так и мы должны уйти от греховной скверны или хотя бы для начала сделать попытку. «Выйдите из среды нечестивых и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» (2 Кор. 6: 17-18).
Святые отцы напоминают нам о важности помнить про Бога: «Бога имей началом и концом всякого дела» (святитель Григорий Богослов); «Имея в сердце постоянную память о Боге, мы не дадим ни времени грехам, ни оставим места в сердцах своих врагу» (святитель Иоанн Златоуст); «Во всякое время вспоминай о Боге, и Он вспомянет о тебе, когда впадешь в беды» (преподобный Исаак Сирин). А как достигнуть нам этого памятования, очень хорошо сказал святитель Игнатий (Брянчанинов): «Начало непрестанного памятования Бога уже заключается в тщательном изучении закона Божия, во внимательном чтении Евангелия и всего Нового Завета, в чтении святых отцев Православной Церкви». Кавказскому святителю вторит Затворник Вышенский - святитель Феофан: «Чтобы удобнее навыкнуть памятованию о Боге, для этого у христиан ревностных есть особый прием, именно: непрестанно повторять коротенькую - слова в два-три - молитовку». Какую именно молитовку, он не сказал, тем самым заставляя каждого из нас самостоятельно выбрать из своего сознания самые теплые и искренние для нее слова.
Будем помнить в своих домашних Афинах, заваленных страстями-идолами, о едином Ведомом нами Боге
Последуем же мы с вами, дорогие братия и сестры, совету этих наших добрых и опытных наставников, будем памятовать (помнить) в своих домашних Афинах, заваленных различными страстями-идолами, о едином Ведомом (знаемом) нами Боге и постараемся уже сейчас, в этой земной жизни, соорудить в сердце своем Ему храм и жертвенник, не забыв сокрушить храмы ложные.
И по молитвам священномученика Дионисия Ареопагита, его же память ныне совершаем, очистим себя от всякой скверны плоти и духа и совершим святыню в страхе Божием. Аминь.