Сокрыться в пустыне ради проповеди

Для чего и насколько священник может погружаться в окружающий мир? Где проходят граница миссии, какие формы допустимы и какие таят опасность. Общественная деятельность, культура, СМИ. Где грань между разумным и соблазнительным в деятельности священника и проповедника. C этими вопросами портал Православие.ru обратился к своим авторам.
 
    

На тему проповеди вне храма, в частности, на стадионах и в концертных залах я высказывался 6 лет назад в докладе «Антиномия неотмiрности христианской проповеди в мiре». За это время и широкомасштабных проповедников поубавилось, да и молодежные массы оформились во всякие волонтерские движения, что весьма неплохо - перешли от слов к делу. Но все же поле миссионерской деятельности проповедника всегда шире ограды храма. Сам Христос учил не только в Иерусалимском храме и в синагогах, но и в пустыне, и на море, и на горах. И Его ученики, святые апостолы, следовали примеру своего Учителя. Спецификой нашего времени стал интернет с его поистине бескрайними возможностями передавать информацию, причем всех трех видов - печатную, аудио и видео. И это замечательно! Нынешним одаренным проповедникам нужно использовать возможности интернета, радио и телевидения, чтобы нести слово Божие людям. Но тут действуют разные правила игры: одно дело, когда ты замыкаешься в пределах православной ойкумены, и совсем другое, если выходишь за ее границы. В первом случае проще - аудитория, как правило, доброжелательная и невзыскательная. Если же мы пытаемся «выйти в мир», то попадаем на чужое поле, где нас начинают со всех сторон лупить нещадно. На этом попались некоторые наши опытные проповедники, привыкшие вещать по «Радонежу», «Спасу» и по «Союзу». А когда этих, раскрученных на православных СМИ, медийных батюшек стали приглашать в разные ток-шоу, начался один конфуз за другим, так что Святейший Патриарх даже не рекомендовал лицам в священном сане принимать участие в этом спектакле. Выступая перед нецерковными людьми, нужно удержаться от соблазна опуститься на их уровень - душевного, а нередко и плотского мудрования. Они здесь в своей стихии, а мы нет. Мы должны покорять мiр неотмiрностью своей проповеди, удивлять инаковостью своей жизни. С историками стоять на высоте метаистории, с физиками - христианской метафизики, с философами - христианской философии, со всеми - на позициях богословия. Но для того, чтобы вести такой диалог, нужно становиться духовными, чтобы, по слову святого апостола Павла, иметь дерзновение «судить обо всем». А вот в этом как раз дефицит - мало у нас образованных и духовных, зачастую - или образованные, или духовные.

Что происходит в пастырской жизни современных проповедников? Получив, как правило, семинарское образование, которое готовит их к священническому служению, они попадают на приход и говорят с амвона одни и те же проповеди, не утруждая себя серьезной подготовкой к ним. Если проповедник одаренный, то вокруг него возникает круг почитателей, зачастую - это восторженные женщины преклонных лет, которые возносят своего кумира на пьедестал Московского, Питерского, Рязанского или Душанбинского Златоуста. Хорошо, если батюшка с чувством юмора относится к липнущей на него славе. Хуже, если начинает считать себя, действительно, кем-то или чем-то выдающимся. Но давайте посмотрим на житие самого святителя Иоанна Златоуста, а также других Вселенских учителей и святителей - Василия Великого и Григория Богослова. Все они, получив блестящее по тем временам языческое образование, став одними из самых ученейших людей своего времени, развив в себе дар красноречия, сравнимый только с даром великих античных риторов, все, как один, уходят в монастырь, предаются суровой аскезе, нанося непоправимый ущерб своему здоровью. При этом совершенно не помышляя о том, что они будут вселенскими учителями, великими светильниками, выдающимися богословами. Они борются со своей плотью, посвящая себя полностью Богу, и - самое интересное - отрекаются от всех тех знаний и умений, которые получили в языческой школе. Спрашивается - зачем нужно было столько лет отдавать усиленному сначала ученическому, а затем ученому труду, чтобы поступить затем в послушание к грубому и совершенно необразованному, но духовному старцу? Самый известный и, для мирского слуха, вопиющий случай - это условия поступления преподобного Иоанна Дамаскина в монастырь Саввы Освященного, когда этого гениального песнотворца, богослова и иконописца не хотел брать под свое духовное руководство никто из старцев славной обители. После продолжительных и слезных просьб, умягчился только один, но поставил условие: чтобы Иоанн не писал ни одной строчки. Когда же молодой подвижник по любви и сочувствию к горю брата, потерявшего близкого родственника, нарушил запрет, написав потрясающие по глубине и красоте заупокойные песни, разгневанный старец выгнал Иоанна из монастыря. После долгих уговоров всей братии старец согласился принять Иоанна обратно с тем условием, чтобы тот собственноручно вычистил все нечистые места обители. Иоанн поспешил исполнить волю старца, но тот, тронутый таким смирением, остановил его и, облобызав, сказал: «О, какого великого подвижника блаженного послушания родил я во Христе». А через некоторое время, получив особое извещение Богоматери, старец благословил Иоанна на написание как церковно-поэтических, так и богословских сочинений. Западные церковные историки, а вслед за ними и некоторые из наших (А.В. Карташов, например) обвинили «грубых старцев» в том, что они сделали из цветущих юношей практически инвалидов. Собственно, так рассудят все, кто о духовности не имеет никакого понятия.

Со всеми, кто старается получить обширные светские знания и великую мирскую ученость, происходит то, что наука и ученость начинают обладать теми, кто хочет обладать ими.

Но что же происходило с будущими светильниками Церкви в этих суровых монастырях под руководством «грубых старцев»? А происходило с ними то, о чем пишет святой апостол Павел во многих своих посланиях - они совлекались ветхого человека и облекались в нового, из душевных становились духовными. Со всеми, кто старается получить обширные светские знания и великую мирскую ученость, происходит то, что наука и ученость начинают обладать теми, кто хочет обладать ими. Знания обладают человеком, а не человек знаниями. Ученый, исследователь прилепляется к науке, начинает зависеть от нее, превращая в страсть обладание ею. А Апостол говорит: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1Кор.6;12). Чтобы избавиться от этой зависимости, чтобы по-настоящему обладать полученными знаниями, нужно полностью отказаться от них, отречься от сладостной зависимости, отдать эти знания Богу - и Он вернет их обнищавшему обладателю, но уже обоженными, очищенными от пристрастия. И уже полноправный обладатель знаниями-ведением дерзновенно судит обо всем, а о нем никто судить не может (Ср.: 1Кор.2;15). Собственно в этом секрет тех, губительных для плоти, но спасительных для души, подвигов суровой аскезы, которые брали и берут на себя все преподобные отцы.

Есть ли у нас сейчас такие подвижники, которые, обладая обширными знаниями, сокрыли себя до срока в дикой пустыни или потаенном скиту? На первый, поверхностный взгляд - нет! Но не будем спешить! Еще мало времени прошло с тех пор, как Церковь получила свободу и в ее ряды пришли из мира образованные люди; совсем недавно духовные школы стали готовить ученых-богословов, а не простых священников на приходы; нужно время, чтобы плод в пустыне созрел и явился миру в назначенный срок. По меньшей мере двоих таких ученых отшельников, живущих ныне по строгому уставу под руководством духовно опытного старца, лично я знаю. А сколько их еще сокрыто от мира, одному Богу известно. Надо молиться, чтобы образованные молодые люди возгорались ревностью последовать примеру великих святых Православной Церкви, воспитывать в своих семьях таких молодых людей, учить их в школах и университетах, духовных академиях и богословских институтах. На все нужно время. А когда новые подвижники явятся миру - он сам ляжет у их ног, поверженный пламенным словом, прошедшим через горнило огненных испытаний.

Епископ Душанбинский и Таджикистанский Питирим

http://www.pravoslavie.ru/99033.html

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Епископ Питирим (Творогов)
Все статьи Епископ Питирим (Творогов)
Последние комментарии
Есть ли альтернатива феодальному социализму?
Новый комментарий от Координатор
18.01.2021 10:54
Карнавал, трагедия, фарс, бунт, попытка захвата власти?
Новый комментарий от monarhist
18.01.2021 10:50
Как относиться к вакцинации?
Новый комментарий от monarhist
18.01.2021 10:02
Спасти Венедиктова
Новый комментарий от monarhist
18.01.2021 09:13
В Москве откроют Ельцин-Центр
Новый комментарий от Наблюдатель
18.01.2021 09:07