Перекрестки Божьего Промысла

О жизни протоиерея Симеона Кобзаря

0
314
Время на чтение 10 минут
Протоиерей Симеон Кобзарь родился в начале века на Донбассе. Он пережил немецкую оккупацию, прошел через сталинские лагеря, но всегда хранил теплую веру, которую передал своим духовным чадам.

«С преподобным преподобен будеши»

Жизнь отца Симеона началась в страшную пору революции и гражданской войны. Он родился 16 февраля 1912 года в деревне Веселогоровка Ворошиловградской области, в семье крестьянина-середняка. Отучившись 4 класса в сельской школе, стал работать с отцом в своем хозяйстве. Семья Кобзарей была большой (12 душ детей, Семен - младший), крепкой. Вера в Бога, надежда на помощь Божию, стремление жить по заповедям Божиим и быть добрым христианином - все это вложили в маленького Семена его отец, Максим Петрович и мама - Евфросиния. Страшные события, свидетелями которых они стали в те годы - революционный переворот, разрушение церквей, хаос в стране - заставили Максима Петровича поверить в скорое наступление конца света. Убежденный в этом, отец запретил своим к тому времени холостым детям вступать в брак - чтобы не рождать детей на мучение, а самим успеть праведной сосредоточенной жизнью подготовиться к скорой встрече со Христом. Таким образом, детство маленького Семена проходило в атмосфере практически первохристианской общины.

Детство маленького Семена проходило в атмосфере практически первохристианской общины

В 1931 году Максим Петрович не пожелал вступить в колхоз, сдал все свое хозяйство советской власти и перешел на иждивение сына Семена, который поступил на производство. Первое время Семену пришлось работать разнорабочим, а в 1933 году он поступает на Алмазнянскую гидрологическую станцию (ныне территория Кадиевки) в должности метеорологического наблюдателя. В 1934 году он был призван в РККА, но по состоянию здоровья был зачислен в переменный состав. Впоследствии в армию отца Симеона не призвали, так как он имел производственную бронь.

Перед войной умирает отец, и, с благословения матери, дети начинают устраивать свою личную жизнь. Будущему протоиерею Симеону очень нравилась девушка из знакомой воцерковленной семьи - к ней и посватались. Семнадцатилетняя Ольга Науменко ответила согласием - ей нравился Семен, хотя он и был старше ее на 10 лет. Молодые обвенчались в 1939 году, и через год родился первый сын отца Симеона - Александр.

5 декабря 1941 года немцы оккупировали всю территорию Алчевского района. Наступление было столь внезапным, что жители не успели прийти в себя, как оказались на захваченной территории. Пришлось жить по новым правилам - Семен Кобзарь отправился на общие работы. Немцы разрешили общине верующих открыть церковь, и Семен поступает в церковь псаломщиком.

В 1943 году появилась на свет дочь Юлия. А осенью 1944 года происходит событие, навсегда изменившее жизнь Семена Кобзаря - епископом Никоном (Петиным) он был рукоположен во священника. Как часто встречался и общался отец Симеон с владыкой Никоном, епископом Луганским - неизвестно, но горячую любовь к этому человеку, память о нем отец Симеон пронес через всю жизнь, оставив в наследство детям и духовным чадам.

После изгнания немцев с оккупированной территории власти весьма удивились, обнаружив на освобожденной Алчевской земле действующую церковь и нового священника. Начались дознания - кто? откуда? почему? Отцу Симеону угрожали репрессиями, а через его знакомого священника предлагали путь избавления: пусть, мол, отречется от сана, Христа и церкви, и делу хода не дадут, все забудут. Но отец Симеон был истинным христианином.

Подарки Вятлага

26 марта 1945 года протоиерей Симеон Кобзарь был арестован органами МВД и осужден по статье 54, часть 1 (контрреволюционные преступления) на 10 лет лишения свободы с поражением в правах на 5 лет. Отбывать наказание батюшку отправили в ИТЛ Кировской области - знаменитый Вятлаг.

После ареста отца Симеона рождается третий сын - Пантелиимон. С детьми матушка Ольга отправляется к своим родителям в поселок Красный Пахарь. Сестры отца Симеона - Марина и Анна - будут ее первыми помощницами в уходе за детьми. Матушка Ольга подрабатывала в школе - мыла полы. Воду зимой приходилось носить из реки, разбивая лед, потом ледяной водой мыть классы - из-за этого у матушки образовался нарыв на локтевом суставе, который удаляли оперативно. Правая рука с тех пор перестала сгибаться: так жена в полной мере разделила лишения и скорби мужа.

...Железнодорожный состав, который вез арестованных в лагерь, остановился посреди заснеженной тайги. Окоченевших узников вывели из вагона и сообщили: вот ваш дом, здесь будете есть, спать, жить. Мечтающим хоть о глотке теплой воды людям пришлось валить лес и строить себе бараки. Отец Симеон вспоминал, что именно тогда перемерз так, что на всю жизнь память - каждую зиму его ноги ломило, они до колен краснели и сильно чесались. Приходилось греть ноги около печки - только так наступало облегчение.

В лагере оказалось много священства, монахов. Но главными были урки - бандиты, которые, с ведома начальства, всячески издевались над «политическими». Обычным делом было, когда у батюшек отбирали еду, заставляли работать вместо себя. Однажды ослабевший от голода отец Симеон, получив свою баланду, не смог отдать ее урке - просто не мог разжать рук и выпустить миску этой теплой похлебки (по сути, воды с плавающими в ней двумя-тремя кусочками картошки). Урка тянул на себя - отец Симеон не выпускал; тогда озверевший бандит подбил миску ногой - и баланда выплеснулась прямо в лицо батюшке. А тут - снова нужно идти на лесоповал, на мороз, в мокрой одежде. Но и в этом была милость Божия - за такое «непослушание» бандиты вполне могли избить до смерти.

Бежать было некуда - отец Симеон упал на колени и стал молиться

Чудеса в этих страшных условиях являлись обильно - без чуда, наверное, протоиерею Симеону было бы и не выжить. Однажды в лесу на них пошел невесть откуда взявшийся голодный медведь. Бежать было некуда - отец Симеон упал на колени и стал молиться. Медведь остановился, постоял - и ушел назад в тайгу.

Но самым главным чудом была встреча с иеромонахом Рафаилом (Шейченко). Ныне прославленный в лике святых преподобноисповедник, будучи узником, работал в санчасти Вятлага: он имел определенный авторитет и уважение у начальства лагеря, и это позволяло ему помогать своим собратьям. Так, по ходатайству иеромонаха Рафаила, батюшку Симеона иногда отпускали с работ; он имел возможность отлежаться в санчасти и хоть немного поправить свое крайне плохое здоровье; отец Рафаил добивался лучшего пайка для ослабленного и немощного отца Симеона.

Всю жизнь хранил отец Симеон листки со стихотворениями и духовными размышлениями, которые он привез из лагеря. Большинство из них подписаны «Р» - автором их был сам преподобноисповедник.

«Прими, о, друг мой и брат мой, строки сии!

Они не плод сухой фантазии и витийства убогого разума моего. Нет! Это правдивый искренний голос души моей, написанный кровью сердца моего.

Пусть он раздастся торжественным аккордом в сердце твоем и родит в нем искреннюю чистую Св. молитву о своей душе и обо мне - скитальце и крестоносце.

Р.»

После смерти Сталина политических заключенных начали понемногу отпускать. 27 июня 1954 года по зачетам (то есть с применением ранее начисленных зачетов рабочих дней, сокращавших лагерный срок) освободился и был реабилитирован протоиерей Симеон Кобзарь.

Церковь - малая, земная, Небесная...

Вернувшись к семье, в Красный Пахарь, отец Симеон столкнулся с невозможностью служить - еще несколько лет власти не позволяли ему занимать иную должность в церкви, кроме псаломщика. По благословению владыки Никона (Петина) он направляется псаломщиком-регентом в Свято-Пантелеимоновский храм поселка Артемово Дзержинского района Сталинской области. 1 ноября епископом Донецким и Ворошиловградским Никоном отец Симеон был переведен на должность псаломщика в церковь Рождества Пресвятой Богородицы в город Красногоровку.

Часто после службы, вечером, когда отец Симеон ложился отдохнуть, вся семья собиралась вокруг него и просила рассказать о жизни в лагере. Батюшка вспоминал о тех событиях, людях, перенесенных страданиях - пока не начинала плакать матушка, за ней - дети, и этими всеобщими рыданиями и заканчивался очередной рассказ. Со временем батюшка перестал вслух вспоминать о днях заключения, чтобы не расстраивать себя и родных.

В 1955 году было получено разрешение совершать священническое служение, родился сын Виктор, и отец Симеон с семьей переезжает в Донецк, где до конца своих дней будет служить в Свято-Вознесенском храме поселка Петровка. При настоятеле протоиерее Григории Гавриленко в Свято-Вознесенском храме были поставлены еще два алтаря - в честь иконы «Всех скорбящих Радость» и преподобного Никона Радонежского - так выражалась любовь к епископу Никону (Петину).

Характеристика протоиерея Симеона Кобзаря:

Протоиерей Симеон Максимович Кобзарь, 1912 г. рождения, примерный пастырь. Совершает богослужения благоговейно и хорошо проповедует Слово Божие.

Миролюбивый.

Пользуется авторитетом среди верующих.

Добрый семьянин.

Прот. С. Кобзарь не имеет духовного образования, но в силу своего пастырского опыта и житейской мудрости достойно совершает свое пастырское служение Церкви Христовой.

В 1957 году рождается Павел. За пятого ребенка матушку Ольгу государство награждает медалью Материнства II степени. Матушка Ольга и отец Симеон регистрируют свой брак в ЗАГСе - почти через 20 лет супружеской жизни. В 1959 году рождается дочь Мария - и матушка Ольга получает медаль Материнства I степени.

Когда в 1957 году батюшка узнал о кончине иеромонаха Рафаила (Шейченко), он был потрясен, и сразу помчался на вокзал за билетом в Козельск. Но билетов не было - отец Симеон вернулся домой в подавленном состоянии, вошел в зал (комнату, которой пользовались только в особых случаях прибытия гостей) и долго оставался там, плача и прощаясь с отцом Рафаилом.

23 апреля 1972 года митрополитом Херсонским и Одесским Сергием, управляющим Ворошиловградско-Донецкой епархией, священник Симеон Кобзарь, настоятель Свято-Вознесенской церкви поселка Петровка, был возведен в сан протоиерея, о чем сообщил всей стране журнал Московской патриархии. Прочел об этой награде и священник Захарий Просоедов, живущий в Запорожье - бывший соузник отца Симеона. Отец Захарий разыскал своего друга - взаимной радости не было предела! Их дружба продолжалась до конца жизни.

Только повзрослев, дети узнали, что каждый вечер отец проводил в молитвах и чтении Псалтири - просил у Господа милости и вразумления для своих детей

О. Симеон был замечательным отцом. Воспитание детей было в большей степени его заслугой. Батюшка строго следил за исполнением семейного уклада: совместная молитва, работы по дому, регулярное посещение церкви, достойное проведение праздников. При этом дети вспоминают, что батюшка Симеон был чрезвычайно добрым, не поднимал на детей руку. Вспоминают всего два случая, когда отец таки взялся за ремень: первый раз заигравшиеся ребятишки в отсутствие родителей не покормили за целый день кур и не загнали их на ночь в сарай; во второй раз, на Новый год, в гостях у соседей младшие братья попробовали спиртное. Со смехом вспоминает протоиерей Виктор Кобзарь, как батюшка встречал утром следующего дня старшего, уже женатого, сына: «Ну что, вы уже позавтракали?» «Да, папа!» «Мы тоже. Я своих еще и "похмелил"!»

Только повзрослев, дети узнали, что каждый вечер отец проводил в молитвах и чтении Псалтири - просил у Господа милости и вразумления для своих детей.

Часто ребята вечерами окружали отца - и он рассказывал им истории из Священного Писания. Особенно любили мальчишки рассказ о Давиде и Голиафе - как маленький Давид пращей побил великана. Не таким ли был подвиг каждого новомученика в то время духовных испытаний и побед?

Когда сына Виктора сразила болезнь почек, так что и врачи уже ничем не могли помочь, семья Кобзарей взялась выхаживать его самостоятельно. Заботилась о сыне мать, много трудов положила сестра Мария и отец Симеон. Он вставал ночами к лежачему парню, часто причащал и соборовал, непрестанно молился о здоровье сына, подавал записки и денежные пожертвования во все монастыри. Эта болезнь познакомила отца Симеона с игуменом Саввой (Остапенко) из Псково-Печерского монастыря: отец Савва молился о здравии болящего Виктора, а семье передал благословение - стихотворное поучение-поздравление «Красное яичко». По сугубым молитвам чудо свершилось! В благодарность за исцеление отец Симеон и Виктор подарили Свято-Вознесенскому храму икону.

После болезни батюшка стал спрашивать Виктора, что он думает делать - закончил техникум, отслужил в армии, работал на производстве.

- Куда теперь ты? - спрашивал отец.

- Буду поступать в семинарию, - отвечал сын.

- Ну и хорошо! - улыбался отец Симеон. Он никогда не был категоричен в вопросах выбора жизненного пути своими детьми: если и вмешивался, то только молитвой. Тем не менее так сложилось, что все его сыновья, зять и многие другие родственники стали священниками.

Протоиерей Симеон очень любил служить: служил со рвением, благоговейно, не пропуская ни одной службы, ездил по возможности на престольные праздники к близким, на соседние приходы. Потом рассказывал сыновьям-священникам:

- Я по молодости, бывало, служу и не чувствую усталости: читаю и читаю - и служба, и панихида, и молебны с акафистами, и проповедь потом подлиннее - так мне нравилось! А потом к старости ноги стали болеть. И я думаю - эге, а у бабушек-то, наверное, тоже ноги болят! Вы жалейте прихожан, не держите долго!

Отец Симеон был чудесным хозяином - все и в доме, и в хозяйстве он мог сделать сам, брался за любую работу. Суровое время, на которое пришлась его молодость, научило его этому. Сыновей он тоже научил всему, но когда они уже стали священниками, советовал, что каждый должен заниматься своим делом: «Человек учился, имеет опыт, талант, профессию. Ему копейку нужно заработать. Пусть он делает свое дело, а ты делай свое!»

Праздники проводили по-христиански: посещали богослужения, помогали в церкви. Но когда Виктору сообщили, что на Пасху нужно быть на воскреснике, отец Симеон утешил сына и сказал, что ко всему нужно подходить с рассуждением: от чего будет больше вреда? Разве не от того, что Виктор пропустит воскресник - за такое «поповского сына» могли и из техникума исключить. И благословил после Пасхальной ночной службы ехать на воскресник.

Хозяйственность батюшки однажды привела к трагедии - поздней осенью он решил убрать листья с крыши сарая, кровля не выдержала, и он упал, ударившись спиной и головой о дерево. На вопросы родных и докторов, обеспокоенных его здоровьем, отвечал: «Все в порядке, со мной все хорошо». От госпитализации батюшка отказался. Но после этого случая стал болеть, одна сторона его тела начала отниматься. 16 февраля, в свой день рождения и день ангела, отец Симеон попросился в храм - увидеться с прихожанами, не одно поколение которых он духовно окормлял. Батюшку поздравляли тепло и трогательно - он был и остается родным человеком для всех своих прихожан. После этого дня отец Симеон практически не вставал, болел. 16 марта 1983 года его земная жизнь окончилась. Приехали многочисленные родственники и знакомые проводить в последний путь и попрощаться с любимым батюшкой. Пришлось даже перекрыть дорожное движение из-за множества людей возле дома, и дорогу от храма до кладбища. После заупокойной Божественной Литургии был совершен чин погребения. Гроб от храма до могилы несли на плечах сыновья - воины церкви земной провожали упокоившегося страдальца в Небесную отчизну.

Протоиерей Симеон Кобзарь похоронен на Петровском кладбище. И сейчас его память чтут духовные чада, близко знавшие его люди, на могиле батюшки регулярно служатся панихиды.

Юлия Скрипник

http://www.pravoslavie.ru/99680.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06