17 декабря отмечается день памяти великомученицы Варвары. Святую великомученицу Варвару обычно изображают как прекрасную деву. Родилась она в IV веке на территории нынешней многострадальной Сирии, в городе Илиополе, в семье знатного царедворца Диоскора. Рано овдовев, он был страстно привязан к своей единственной дочери. Языческое общество было неистово развратным, и для того, чтобы сохранить красивую дочь для выгодного брака, Диоскор практически запер ее в богатом поместье. Здесь прекрасная девица изучала науки при помощи домашних учителей. Постигая красоту и сложность окружающего мира, она пришла к познанию его Божественной основы и осознала суетность язычества, была просвещена благодатию Святого Духа.
В языческом обществе девушки и женщины не принадлежали себе, а были собственностью сначала отца, а потом мужа. Диоскор был немало удивлен отказу дочери вступать в брак, но поначалу решил, что тому причиной затворническая жизнь Варвары. Подумав, что общение со сверстницами подвигнет ее к нужному решению, несколько ослабил контроль. И это было промыслительно, т.к. Варвара познакомилась с христианами, приняла крещение и еще более укрепилась в своем решении о безбрачии.
Упорное непослушание Варвары и отказ от традиционных представлений о жизненных ценностях привели ее отца в самое настоящее бешенство. Обезумевший отец собственноручно казнил родную дочь, отрубив ее голову мечом. За это последовала немедленная Божия кара - Диоскор был буквально испепелен молнией. Прямо у плахи.
* * *
Так началась вечная жизнь святой великомученицы Варвары. Спустя всего два столетия, ее мощи были перенесены в Константинополь. В XII веке состоялся брак княжны Варвары, дочери византийского императора Алексея Комнина, с русским князем Михаилом Изяславичем. Царственная невеста и привезла мощи своей небесной покровительницы в Киев.
Впрочем, среди историков факт этого брака подвергается сомнениям, т.к. письменные родословные не упоминают девицу по имени Варвара среди дочерей императора Комнина. Однако митрополит Евгений (Болховитинов) в начале XIX века предположил, что она могла быть не дочерью, а близкой родственницей императора.
Михайловский монастырь
Среди православных утвердилось мнение, зафиксированное в «Житиях святых» святителя Димитрия Ростовского, о том, что мощи святой великомученицы Варвары привезла, выйдя замуж за Михаила-Святополка, дочь византийского императора Алексия Комнина по имени Варвара, а при разорении Киева монголами в 1240 году святыню сокрыли «под ступенями столпа каменного, ведущего на верх церкви». Характерно, что в 1888 году под остатками винтовой лестницы на полати действительно был обнаружен тайник.
Немалый интерес представляют и сохранившиеся описания святыни. Так, немецкий посол Эрих Лясота оставил свидетельство, датированное 1594 годом, что в главном храме монастыря [Михайловского] «по левую сторону лежит в деревянном гробу тело святой девы Варвары, молодой невзрослой девушки, лет около 12, как можно заключить по длине ее. Оно еще нетленно и покрыто тонким полотняным покрывалом до ног, которые не прикрыты. Я к ним прикоснулся и нашел их твердыми и нетленными. На голове у нее деревянная вызолоченная корона». Описание Гийома Левассера де Боплана (1650 год) гласит, что в обители «показывают мощи великомученицы Варвары».
В 1654 году Михайловский монастырь посетил патриарх Антиохийский Макарий, направляясь в Москву. Его сын и спутник архидиакон Павел Алеппский записал, что в северном нефе храма стоит «красивая рака с мощами святой Варвары Илиопольской». На обратном пути в 1656 году владыка Макарий и отец Павел вновь посетили обитель: «Здесь мы присутствовали за обедней в приделе святой Варвары Илиопольской, ибо они празднуют воспоминание перенесения ее мощей из Константинополя в этот город [Киев]. Когда в первый раз мы прикладывались к мощам этой святой, то думали, что она - одна из новых святых Московии, но теперь, услышав чтение ее синаксаря, поняли, что здесь именно святая Варвара мученица Илиопольская. Тело молодой девицы с маленькими ножками и ручками. Недавно устроили для нее прекрасную раку из черного дерева, обложенную серебром. По просьбе нашего владыки патриарха, архимандрит дал ему частицу от ребра ее».
Пережив татаро-монгольское нашествие, польско-литовскую католическую оккупацию, полные святые мощи великомученицы Варвары пребывали в Михайловском монастыре, даря по благодати Божией всем притекающим к ней многочисленные исцеления и утешения. Так было до 1930-х годов ХХ века, когда святыня была перенесена в музей-заповедник на территории Киево-Печерской лавры. После Великой Отечественной войны она пребывала в знаменитом храме святого апостола Андрея Первозванного над Андреевским спуском, а позже в кафедральном Свято-Владимирском соборе.
Свято-Владимирский собор
В начале 90-х годов этот собор был захвачен раскольниками, а мощи святой великомученицы Варвары оказалась у них в пленении. Восстановленный Михайловский монастырь, в котором изначально находились мощи великомученицы, распоряжением украинских властей также отдан раскольникам.
Можно говорить, что и нынешняя Украина находится в пленении. Тем не менее православные могут прикладываться к мощам великомученицы, несмотря на место их нынешнего пребывания. Ведь из-за того, что святыня временно находится в чужих руках, она не утрачивает своего значения.
Мощи великомученицы Варвары во Владимирском соборе
Сегодня с особой надеждой звучит тропарь великомученице: «Варвару святую почтим: вражия бо сети сокруши и, яко птица, избавися от них помощию и оружием Креста, всечестная».
http://odnarodyna.org/content/velikomuchenica-varvara-sokrushayushchaya-vrazhii-seti