На протяжении почти 17 столетий главный христианский храм - Воскресения Христова в Иерусалиме - не раз разрушался и восставал из пепла. Касающиеся его исторические факты переплетены с вековыми преданиями, а уцелевшие святыни многие века скрыты под каменной облицовкой. Но главной тайной храма остается Святой Огонь, сходящий с небес в Великую Субботу по соборной молитве Церкви и верующих.
Свет невечерний
Первые упоминания о ежегодной церемонии сошествия Благодатного Огня в храме Воскресения Христова появляются в мусульманских источниках начала IX в. Наиболее древние свидетельства со стороны христиан рассказывают о чудесном возжигании лампад, поставленных непосредственно на камне Гроба Господня.
«И когда миновал девятый час, - писал игумен Даниил, - и начали петь песнь проходную «Господу поем», тогда внезапно пришла небольшая туча с востока и стала над непокрытым верхом церкви, пошел небольшой дождь над Гробом и очень намочил нас, стоящих у Гроба. Тогда внезапно и засиял Святой Свет в Святом Гробе, исходило из Гроба блистание яркое. Пришел епископ с четырьмя дьяконами, открыл двери Гробные, взял свечу у короля Балдуина (Иерусалим в это время принадлежал крестоносцам. - Ред.), вошел в Гроб, зажег первой королевскую свечу от света святого... от свечи короля мы зажгли свои свечи... Свет Святой не такой как земной огонь, но чудный, светится иначе, пламя его красное, как киноварь, несказанно светится».
Храм Воскресения Христова
Существуют и более детальные повествования, например, Трифона Коробейникова (1583) о «ходящу огню по доске Гроба Господня аки молния и цвет в нем зрится всяк... Патриарх же... приступает ко Гробу, держаще свещи вскрай Гроба, и снидет от Гроба Господня огонь на патриаршеские руки и на свещи, и абие в патриаршеских руках вожгошася свещи. Тогда же и кандила христианские сами вожгошася, иже над Гробом Господнем... Прочих же вер ни едино кандило не зажжется. И потом все прочие взимают огни от христианских кандил».
Иеромонах Мелетий из знаменитой Саровской пустыни, совершивший паломничество в Святую землю в 1793-1794 гг., в своем «Хождении...» передавал следующий рассказ со слов архиепископа Мисаила, епитропа Патриарха Иерусалимского, получавшего Огонь в течение почти четырех десятилетий. «Вшедшу мне, сказывал он, внутрь ко Святому Гробу, видим бе на всей гробной плите блистающ свет, подобно рассыпанному мелкому бисеру, в виде белого, голубого, алого и других цветов, который потом, совокупляясь, краснел и претворялся в течение времени в вещество Огня; но Огонь сей, в течение времени, как только можно прочесть не спеша четыредесять крат (40 раз) «Господи, помилуй!», не жжет, и от сего-то Огня уготованные кандила и свещи возжигаются. Но, впрочем, присовокупил он, как и откуда явление сие бывает, сказать не могу».
Известный русский писатель-паломник Андрей Муравьев сообщал в 30-х гг. XIX в. о том, что игумен храма «ставит на Святой Гроб незажженную лампаду, вместе с двумя пучками свеч, из 33 каждый, в память годов Христовых, и кладет хлопчатую бумагу, дабы собирать ею Святой Огонь, появляющийся, как говорят, малыми искрами на мраморной плите».
У входа в храм Воскресения Христова
Стоит добавить, что константинопольский клирик Никита, рассказ которого датируется 947 г., повествовал о «всей Божией церкви, исполненной неприразимым и Божественным Светом».
По свидетельству очевидцев, мгновению первой вспышки Огня предшествует неожиданный, каждый раз непредсказуемый ливень голубоватых молний, пронизывающих сверху донизу святую Кувуклию, бьющих снизу вверх и сверху вниз, что иногда удается зафиксировать фотографам и кинооператорам.
Надо сказать, что световые явления в разных частях храма можно увидеть в разное время независимо от воли и ожидания паломников или духовенства. Об этом, в частности, рассказывают монахини русского Горненского монастыря в Иерусалиме. По их словам, Благодатный Огонь в последние годы сходит очень быстро, не заставляя долго волноваться собравшихся.
Предание же о том, что схождение Огня прекратится в последние времена, уходит корнями в другое многовековое поверье, будто мусульмане в случае несошествия Благодатного Огня истребят все христианское население Палестины.
Литания Святого Огня производит настолько потрясающее впечатление, что к этому моменту в храм стремятся не только православные. Не было ни одного случая ожога или пожара, несмотря на то что буквально весь храм в Огне - ведь Огонь зажигается не только в Кувуклии, сами по себе вспыхивают даже свечи паломников, которые порой лишаются чувств под воздействием происходящего на их глазах чуда.
Некоторые паломники, приезжающие на Пасху в Иерусалим на протяжении многих лет, рассказывают, что в этот момент что-то плавает над храмом - подобно тому, как на гору Фавор в праздник Преображения сходит облако.
Трещина в колонне Святых Ворот
Неизвестный храм
Никому еще не удалось и не удастся написать полную и достоверную историю храма Воскресения. В ней много неясных моментов и легенд. Неизвестно, как именно выглядел первый собор, построенный равноапостольным Константином в IV в. и разрушенный персами в VII в., второй - восстановленный Патриархом Модестом и разрушенный Хакимом Безумным (1009), даже третий - восстановленный к 1048 г.
Что касается древнейшей истории, точнее даже предыстории Святого места, результаты археологических исследований XIX-XX вв. показали, что участок, на котором сейчас находится Храм Гроба Господня, с IX в. до нашей эры служил каменоломней. Ко времени евангельских событий карьер был давно заброшен, превращен в сад, на склонах которого совершались захоронения, причем богатые евреи заказывали гробницы еще при жизни. В одну из таких гробниц, принадлежавшую состоятельному человеку Иосифу Аримафейскому, и был положен Иисус Христос, после того как жены-мироносицы омыли Его и укутали в Плащаницу. Погребальную пещеру, как и полагалось, завалили специальным камнем. Именно на нем жены-мироносицы, пришедшие умастить тело Иисуса благовониями, увидели Ангела, возвестившего о Воскресении.
В 135 г. римский император Адриан разрушил старый город и заложил новый под названием Элиа Капитолина. Гора Голгофа оказалась в пределах нового города, и над Гробом Господним был воздвигнут храм Капитолийской Троицы, посвященный трем богам - Юпитеру, Юноне и Минерве. В результате вместо того, чтобы изгладить в народе память о Святых местах Нового Завета, Адриан, по сути, сберег их. Святой равноапостольной царице Елене (ок. 250-330 гг.) - матери первого христианского императора Римской империи Константина Великого - предстояло лишь снести языческий храм, а на его месте поставить христианский.
Если приложиться к Столбу бичевания, то станут явственно слышны удары, но только один день в году - в Чистый Четверг
Императором Адрианом была построена и Кардо Максимус - главная улица, присутствовавшая во всех римских городах и проходившая с севера на юг. Не так давно ее раскопали израильтяне. Она дает очень хорошее представление о том, где пролегал Крестный путь Христа: в южной части на 12 м ниже современного уровня. Вековые наслоения уменьшили и возвышенность Голгофы, которую к тому же еще и стесали во время строительства и неоднократного восстановления храма.
С именем Елены народные предания связывают поиски Гроба Господня и обустройство Святых мест. Самая известная из этих историй повествует о том, как императрица нашла при раскопках вблизи Голгофы Крест Христов - в заброшенной водосборной цистерне, использовавшейся уже во времена Спасителя как мусорная свалка. Место обретения Креста и церковь во имя святой царицы Елены, устроенная там, откуда она по преданию бросала монеты работникам, искавшим святыню, - важные составляющие храмового комплекса.
Храм, воздвигнутый Константином менее чем за 10 лет и освященный в праздник 30-летия его царствования - в сентябре 335 г., имел мало общего с нынешним храмовым комплексом. Его строили (по некоторым источникам, зодчими храма были сирийцы Зиновий и Евстафий) по типу античных базилик со множеством колонн, портиков, внутренних двориков.
«Внутренность этого здания, - пишет отец церковной истории Евсевий Кесарийский в своем труде «Жизнь блаженного василевса Константина», - была покрыта облицовкою из пестрого мрамора, а внешний вид стен, блещущих тесаным камнем, точно прилаженным каждый к краям другого, представлял нечто сверхъестественное по красоте... Внутренняя сторона кровли (потолок), составленная из резных кессонов и, наподобие некоего обширного моря, расширяющаяся над всем средним нефом, покрытая золотом, озаряла весь храм блеском, подобным лучам света».
Кувуклия
Историки архитектуры и археологи сходятся на том, что первоначально храм состоял из трех больших, отдельно поставленных святилищ: базилики Страстей Господних с часовней Обретения Животворящего Креста, Ротонды - круглой постройки, в которой находилась Кувуклия Гроба Господня, и окруженным с четырех сторон колоннадами открытым двором с алтарем на Голгофе. Этот ансамбль был разрушен при нашествии персидского шаха Хозроя в 614 г. Сегодня во дворе и в самом храме Воскресения можно увидеть лишь остатки его колонн.
Возобновленный после разгрома персов, храм был снова разрушен через три с половиной столетия, в 1009 г., по приказу халифа Хакима Безумного. К 1048 г. священный комплекс был вновь отстроен византийским императором Константином IX Мономахом - дедушкой Владимира Мономаха, но теперь имел уже совсем другой, «сокращенный» вид. Лишь Ротонда - круглое здание с куполом, покрывающим часовню Гроба Господня, - сохранила первоначальный план, другие же почитаемые Святые места превратились в небольшие изолированные часовни.
Следующий, можно сказать, завершающий этап строительства связан с эпохой крестоносцев, в 1099 г. на полтора века освободивших Иерусалим от мусульманского владычества. Французские зодчие (мы знаем по имени лишь мэтра Журдена, создателя пятиярусной звонницы, укороченной позже на два пролета ударом молнии, но, возможно, проектировавшего и само здание базилики) объединили все Святые места под одной крышей, создав уникальное монументальное здание в романском стиле. Этот свой облик середины XII в. храм, освященный 15 июля 1149 г., сохраняет и сегодня, хотя серьезные испытания ждали его и в последующие столетия.
Где находятся настоящие святыни
Храм серьезно пострадал от пожара 1808 г., когда рухнувший купол Ротонды полностью разрушил Кувуклию. Она была возведена заново греческим архитектором Николаем Комниносом из Митилены. Ему же принадлежит и нынешний облик Голгофы и Кафоликона - греческого соборного храма.
Замечательный зодчий претерпел мученическую смерть от турок во время Греческого восстания 1821 г. А 13 лет спустя новая беда в буквальном смысле слова стряслась и над воздвигнутым им куполом - это майское землетрясение 1834 г. 35 лет уйдет у христианского мира на переговоры, конфронтации и согласования представителей различных стран и конфессий по вопросу о его восстановлении, включая Крымскую войну 1853-1856 гг. Сохранилась огромная дипломатическая переписка на этот счет - так называемое «Дело о куполе». В конечном счете финансировали восстановление Россия и Франция. Архитектором с российской стороны был Мартын Иванович Эппингер, с французской - архитектор К. Маусс. Нынешнее оформление купола с позолотой и изображением звезд - работа уже XX в.
Тридневное ложе Спасителя в Кувуклии с XVI в. накрыто мраморной плитой, а сохранившаяся часть отвального камня в приделе Ангела заключена в каменный ковчег. Дело в том, что святыни серьезно страдали от благочестия паломников, всячески старавшихся унести хоть какую-то их частичку. По преданию, мраморную плиту над Ложем специально раскололи пополам, дабы у турок не возник соблазн ее унести.
Всего в Храме Гроба Господня находится более десяти Святых мест, связанных со Страданием и Воскресением Христа.
Специалисты считают, что наибольшей евангельской, топографической и археологической достоверностью обладают Голгофа, пещера Гроба и место обретения Животворящего Креста Господня. Другие - Камень Помазания, могилы Никодима и Иосифа Аримафейского, место Трех Марий - тесно связаны с событиями Евангелия, но предание о точном их местоположении засвидетельствовано лишь в более поздних источниках. Результатом историко-литургической реконструкции являются, например, приделы Богородицы Скорбящей и Уз Христовых, святого Лонгина Сотника и Тернового Венца. А такие святыни, как придел на месте захоронения главы Адама, совмещают евангельскую основу события с глубоким богословским и символическим значением. Предание о погребении Адама здесь, у подножия Голгофы (или о перенесении его главы сюда легендарным Первосвященником Мельхиседеком), имеет древнее происхождение. Независимо от археологической достоверности легенды литургический смысл освящения часовни основывается на учении апостола Павла о Христе как Новом Адаме: «
...как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15:22).
Status Quo
В ряде случаев мы сталкиваемся в Храме Гроба Господня и с таким нередким в Святой земле явлением, которое уместно назвать «конфессиональным дублированием» святынь. Например, у католиков есть свой придел Разделения риз (на Голгофе), у армян - свой (перед спуском в подземный храм Елены), у католиков - свое место явления Христа Магдалине (престол «Не прикасайся ко Мне» - к северу от Кувуклии), у православных - свое (в храме Жен-Мироносиц, рядом с колокольней). В армянской церкви на галерее храма есть даже своя Голгофа...
Рассуждая о том, как происходило формирование сакрального пространства Храма Гроба Господня, Никодим Павлович Кондаков писал:
«Само время мало-помалу придало значение каждому уголку древнего храма, осмыслило все его входы, ниши и экседры (полукруглой ниши), дворы и притворы, а рефлекс грека и не знающее условий времени и места воображение сирийца населили каждый угол священными воспоминаниями, начиная с Авраама и кончая святой Мариею Египетскою».
Никодим Павлович Кондаков
Правовые, имущественные и территориальные границы, закрепленные за каждой из конфессий в Храме Гроба Господня, строго оговорены. Ни одна икона, ни одна лампада не мо¬гут быть добавлены или убраны без общего согласия. Во избежание недоразумений и даже физических межконфессиональных разборок (нередких, к сожалению, в XVIII-XIX вв.), все заинтересованные стороны соблюдают исторически сложившийся Status Quo. Он определен султанским фирманом, изданным по завершении Крымской войны в 1857 г. и основанным, в свою очередь, на более старом фирмане 1757 г.
С точки зрения церковной принадлежности храм находится в совместном владении - и, соответственно, под совместным управлением - нескольких христианских исповеданий. К концу средневековья в Иерусалиме и в храме присутствовали семь Церквей: Православная Греческая, Православная Грузинская, Католическая и четыре Православные Церкви Востока (монофизитские) - Армянская, Сиро-Яковитская, Коптская и Эфиопская (Абиссинская, как называли ее до середины XX века). Время и обстоятельства вносили свои коррективы. Грузинская Церковь со временем полностью утратила свои позиции в Иерусалиме. Сильная и богатая армянская община в последние дватри века, напротив, весьма укрепилась, и в ее владение перешли постепенно многие из прежних грузинских, сирийских, абиссинских Святых мест. С 1832 г. армянское духовенство получило возможность, наравне с православными и католиками, совершать богослужение на Гробе Господнем. У коптов, сирийцев и абиссинцев есть право молитвы, христианам других общин разрешено посещать храм только в качестве простых паломников.
Status Quo остановил вековую борьбу и соперничество разных конфессий за Гроб Господень. Началась же борьба после ухода крестоносцев в 1187 г. и подогревалась сначала мамелюками, а затем османами, превратившими Святые места в выгодный торг и продававшими их тому, кто давал больший выкуп. В 30-40 е гг. XIX в., как отмечал русский дипломат Константин Базили, за право владения Святыми местами акрский паша, в подчинении которого находился Иерусалим, получал только с одного греческого Святогробского братства 500 тыс. пиастров в год, что соответствовало примерно 100 тыс. руб. серебром.
С жестким конфессиональным соперничеством православных с армянами связано одно из самых удивительных событий в жизни христианского мира.
В Великую субботу 1634 г. османские власти по настоянию армянского наместника заперли храм, не допустив православных на службу Святого Огня. Но по молитве православных, собравшихся у закрытых дверей, из налетевшей грозовой тучи ударила молния, а из трещины расколовшейся колонны у входа в храм явился Святой Огонь.
Однако и православные греки с католиками не брезговали доносами и даже драками за место у Святого Гроба. Архимандрит Порфирий (Успенский) стал свидетелем настоящего побоища на Голгофе, возникшего из-за попытки католиков заменить во время богослужения греческую пелену на престоле. Греки, чтобы отстоять свои права,
«принесли с кухни много дров, и пошла на Голгофе драка и война. Греки били дровами, а франки свечами, а после и они принесли дров. Турки было бросились разнимать, но и у них ружья поотнимали; и они бросились спасать Божий Гроб и Воскресенский храм... Мы же не знали куда бежать, от страха оцепенели».
Архимандрит Порфирий (Успенский)
Сейчас правовые, имущественные и территориальные границы, закрепленные за каждой религиозной общиной, строго оговорены вплоть до правил уборки. Точнее, именно право уборки является важнейшим доказательством права владения, из-за чего, впрочем, некоторые приделы храма находится в удручающем состоянии, как и Кувуклия, которая нуждается в серьезном ремонте. Status Quo предполагает следующую схему: кто убирает, тот и хозяин. Если же требуется помыть что-то не принадлежащее тебе на протяжении многих веков, то нужно со всеми договориться, что практически невозможно. Поэтому, в частности, у окна над входом в храм стоит никому не нужная строительная лесенка, которую когда-то забыли убрать. Она изображается на всех картинах, начиная с XVIII в., поскольку убрать ее никто не имеет права. Это территория ничья и в то же время она принадлежит всем.
По бокам от входа в Кувуклию - невысокие мраморные преграды со скамьями, за которыми стоят высокие канделябры, принадлежащие католикам. Над дверью в четыре ряда висят лампады (по 13 православных, католических и армянских). Status Quo предполагает, что количество лампад как над Кувуклией, так и над Камнем Помазания не может быть изменено. Когда великая княгиня Елисавета Феодоровна после убийства Сергия Александровича хотела повесить над Кувуклией свою лампаду в память о муже, то Иерусалимский Патриарх попросил сделать ее точно такого размера и рисунка, а затем заменил одну из собственных лампад на лампаду Елисаветы Феодоровны.
Когда же Иерусалимская Патриархия решила заменить в 2004 г. украшающие Кувуклию 12 икон святых апостолов в технике ростовской финифти на новые, то замена происходила во время православной службы.
Таким образом, величайший храм христианства - базилика Гроба Господня - подтверждает в своей двухтысячелетней истории истину Халкидонского Собора: подобно тому, как во Христе соединились две природы - божественная и человеческая, так и во всей церковной истории, в том числе в церковном зодчестве, пребывает неизменной божественная сторона и меняется, по условиям времени и воле правителей и архитекторов, сторона земная, человеческая. Облики храма менялись, содержание - Святой Гроб - оставалось неизменным, те или иные святыни переходили в руки иной конфессиональной общины - мера их святости, благодатная сила воздействия на верующих не оскудевала. И пока есть Церковь и есть верующие, пока совершается в Храме Гроба Господня ежегодное таинство Благодатного Огня в Великую Субботу, значит, Бог не оставил еще нас до конца, не оставил земли и мира, искупленных Голгофской Жертвой из рабства греха и смерти.
Ирина Воробьева