О своем пути к Богу, Православии в Азербайджане и многом другом – архиепископ Бакинский Александр

Гость редакции «Православная Жизнь» - архиепископ Бакинский и Азербайджанский Александр (Ищеин). Владыка совершил паломничество в Киево-Печерскую Лавру накануне Успения Пресвятой Богородицы и любезно согласился ответить на наши вопросы.

 

- Ваше  Высокопреосвященство, Вы родились в 1952 году, через семь лет после окончания Второй мировой войны, в семье советских рабочих. Как Вы пришли к Богу и решили стать священником?

- Действительно, мое детство выпало на послевоенное время. Храмы и монастыри повсеместно были закрыты. По Божьей воле наша семья вместе с другими жильцами поселилась в  стенах Ярославского Спасского монастыря, который был закрыт еще до войны. И мои ранние впечатления были связаны с этой старинной обителью, храмами, росписями в них, надгробиями почивших монахов, игуменов и архимандритов. Меня привлекала атмосфера монастыря. Я мог часами разглядывать евангельские сюжеты на стенах храмов. А еще думал о тех, чьими руками создана эта красота, что двигало этими людьми? И почему окружающий безбожный мир так отличается от этой безлюдной обители?

Окончив школу, я пошел в армию, но детские вопросы стали вопросами взрослого человека, кое-что черпал из книг - находил места в литературныхпроизведениях, которые касались религии, истории христианства. В то время ни Евангелия, ни Библии купить было невозможно. Еще в детстве прочитал житие святителя Димитрия Ростовского. Оно стало настоящим откровением. Предки  мои были родом из г. Ростова  Ярославской губернии, допускаю, что кто-то из них мог быть монахом, священником или мирянином, посвятившим свою  жизнь  Церкви. Возможно, по их молитвам ко мне пришло желание стать монахом.

- А почему монахом, а не белым священником?

- Потому что монах всецело посвящает себя церковному служению и не обременен мирскими заботами, к тому же он дает обеты, которые должен исполнить в течение жизни. Собственно, это не было моим решением, Господь призывает к служению Ему: кого мирянином, кого священником или монахом.

- «Жития святых» Димитрия Ростовского были Вашей первой церковной книгой?

- Нет, я уже к тому времени имел Евангелие. Это Благая весть, которую можно читать всю жизнь. Она до сих пор открывает свои тайны. Но мне в тот период попалась еще одна книга - Киево-Печерский патерик XVII века на славянском языке. Образы подвижников печерских вставали передо мной, как живые. Тогда родилось окончательное решение не сопрягать себя с этим миром. И в 1975 году я получил благословение принять монашество и стать священником.

- Расскажите, как связано имя  апостола Варфоломея с нынешней территорией Азербайджана?

- Жизнеописание апостола Варфоломея повествует, что после трудов в Индии он отправился проповедовать веру Христову в Кавказскую Албанию, где и пострадал за Христа в 71 году по Р. Х. в городе Альбанополе - нынешнем Баку. И до сегодняшнего дня сохранилось место у подножья Девичьей башни в Баку, где, согласно преданию, он претерпел мученическую кончину. До 1936 года там находились часовня и памятная доска, на которой сообщалось об этом историческом событии. В I тысячелетии христианство широко распространилось в Кавказской Албании, и здесь была организована самостоятельная Албанская Церковь. После утверждения на этой территории ислама Албанская Церковь пришла в упадок.

В начале XIX в. азербайджанские ханства присоединились к Российской империи. В Баку приехали русские чиновники, торговые люди, военные. В связи с ростом промышленности и русского населения в Гяндже, Шемахе, Баку активизировалась православная жизнь, началось храмовое строительство. В середине XIX в. наблюдался нефтяной бум. В то же время начался приток русских специалистов. Тогда же была организована Бакинская епархия, в которую вошли приходы западного побережья Каспийского моря. В дальнейшем епископы получили титул «Бакинский и Прикаспийский». В 1917 году на Поместном соборе РПЦ был подтвержден статус Бакинской епархии.

Снос собора св. князя Александра Невского. Фото 1936 г.

Затем последовал долгий период атеизма. Храмы повсеместно закрывались. В 1936 году в Баку был разрушен прекрасный кафедральный собор  Александра  Невского.

- Когда началось возрождение в Бакинской епархии?

- Со становлением национальной независимости и суверенитета Азербайджанской Республики появилась возможность упорядочения религиозной жизни. В связи с этим 28 декабря 1998 года решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви была восстановлена Бакинско-Прикаспийская епархия.

Я к тому времени нес послушание в Баку в качестве настоятеля кафедрального собора Рождества Богородицы и благочинного Азербайджанских приходов. Вскоре состоялась моя хиротония в епископа Бакинского и Азербайджанского. В состав возрожденной епархии вошли православные приходы на территориях Азербайджанской Республики, Республики Дагестан и Чеченской Республики. В настоящее время границы Бакинско-Азербайджанской епархии совпадают с границами Азербайджанской Республики, она делится на три благочиния -
Бакинское городское, Западное и Прикаспийское.- Ваше Высокопреосвященство, существуют ли в Азербайджане межрелигиозные и межнациональные проблемы и как решаются вопросы национальной политики?

- В Азербайджане 96% мусульман, 2% христиан и 2% представителей других конфессий. Как неоднократно заявлял Гейдар Алиев, многонациональность - богатство Азербайджана. За все годы моего служения я видел лишь примеры толерантности и уважения друг к другу людей разных национальностей. В Азербайджане 150 среднеобразовательных русских школ. На одной из встреч президент Азербайджана в шутливой форме заметил, что религиозный мир в стране удерживают «три богатыря»: мусульманский лидер Гаджи Аллахшукюр Гуммет оглы Пашазаде, глава еврейской общины и ваш покорный слуга.

- Владыко, как Вы оценили Крестный ход мира в Украине в июле этого года?

- Любой Крестный ход - это усиленная молитва, духовный подвиг огромного числа людей. Господь всегда откликается на ходатайство верующих, посылает благодать Святого Духа. Во время Крестных ходов освящается воздух, пространство, земля, исчезают болезни, моры и другие бедствия. Десятки тысяч крестоходцев в Украине молились о мире, единстве, любви, взаимопонимании. И нужно верить, что Господь принял эти ходатайства.

Беседовал Сергей Герук

http://pravlife.org/content/o-svoem-puti-k-bogu-pravoslavii-v-azerbaydzhane-i-mnogom-drugom-arhiepiskop-bakinskiy
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Александр (Ищеин):
Дорога к Матери церквей
Многие учёные утверждают: церковь в азербайджанском селе Киш - одна из первых в христианском мире
23.06.2010
Уверен, что там, где останутся православные приходы, сохранятся и русские общины
В первые дни Великого поста правящий архиерей Закавказья в интервью порталу "Интерфакс-Религия" рассказал о том, чем живет его епархия, расположенная на границе православного и мусульманского мира
18.03.2005
Все статьи автора
Последние комментарии
НКВД как оболганный символ Великой Победы
Новый комментарий от Vladislav
2020-06-05 16:15
Ахиллесова пята России
Новый комментарий от учитель
2020-06-05 16:08
«Заявление циничное и хамское»
Новый комментарий от АБС
2020-06-05 16:02
«Многие живут по принципу "после нас – хоть потоп"»
Новый комментарий от Русский Сталинист
2020-06-05 15:25
Убить Бога – 3
Новый комментарий от учитель
2020-06-05 15:23
Не ожидал
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
2020-06-05 15:15