Весеннее обновление, или Масленица как ноу-хау христиан и «интеллектуальный» пост

0
1757
Время на чтение 7 минут
Масленица - уступка и отголосок язычества или в ней действительно есть какой-то смысл для христианина? Как она связана с Великим постом? И какие новые «вводные» появляются в посте для современного человека? Беседуем об этом с преподавателем Сретенской духовной семинарии, кандидатом исторических наук Павлом Владимировичем Кузенковым.

"Масленица". Грузинский Петр Николаевич

- Павел Владимирович, идет Масленица. Как православным относиться к тем торжествам, которые устраиваются на этой неделе - это ведь взято из язычества? Можно ли сжигать чучело зимы?

- Во-первых, это традиция не языческая, она просто древняя, восходящая к глубокой древности, а в христианстве все древние традиции переосмыслены заново, они не отрицаются. Что лежит в основе Масленицы? Весеннее возрождение, весеннее обновление творения. То есть это уже даже и в язычестве не что иное, как память о творении мира, которое каждый год возобновляется.

Все языческие традиции, даже шаманские, содержат отражение древнего состояния человека, когда он общался с Богом

Известно, что все языческие традиции, даже шаманские, в основе своей содержат уже глубоко-глубоко забытое, но, тем не менее, отражение того древнего состояния человека, когда он общался с Богом. А здесь что происходит: каждый год мир как бы заново творится, потому что при творении мира происходило то, что как раз происходит весной - появлялись из земли ростки растений, прозябала нива, деревья распускались, рождались животные - молодняк. Все без исключения древние религии (можно их называть языческими) фиксировали это как великую радость, потому что не было ведь никакой гарантии, что весна придет, и поэтому все радовались этому. Но радость эта в то же время сочеталась с определенным напряжением, потому что предстояло пережить достаточно серьезную проблему: заканчивались запасы продовольствия, все то, что было накоплено осенью, и период где-то до июня в наших широтах был временем такого напряжения - от скудости питания и т.д.

Поэтому Масленица - праздник, с одной стороны, связанный с ожиданием напряженного периода, с другой стороны, радостный, потому что солнце, блины знаменитые наши, символизирующие не что иное, как солнечный диск. В других культурах на первом месте - пляски, танцы и т.д.

Как природа обновляется, так и человек должен вступить в новый годовой цикл после внутреннего нового рождения

- У нас тоже на Масленицу много пляшут, а потом резко начинается Великий пост. Как к этому относиться?

- Это не только у православных - у всех христианских народов. И знаменитый карнавал происходит перед Великим Постом: саrnе vale - это же значит «прощай, мясо». Причем европейцы уже давно не постятся, а карнавал справляют. А у нас - приятное совмещают с полезным. С одной стороны, это радость, мир обновился, а с другой - испытание, сосредоточение, период, когда нужно обновить и самого себя. То есть, как природа обновляется, как бы заново рождается, так и человек должен вступить в новый годовой цикл после некоего внутреннего нового рождения. В чем смысл поста? Он же не для того, чтобы просто не есть, а для того, чтобы через телесное воздержание помочь духовному возрождению.

Масленица - младенческая радость человечества

- Получается, что и в сжигании чучела зимы тоже есть логика - сжигать «старого себя»?

- Ну да, дело как раз в том, чтобы всем этим древним языческим празднествам давать новую христианскую оценку. Ведь почему в свое время Церковь с ними боролась? Потому что на заре христианства в языческие празднества вкладывался еще и определенный смысл, который противоречил христианству. Это было антицерковно, поэтому Церковь с ними последовательно боролась - и у нас, и в Византии - везде. Но теперь уже, когда угроза миновала, Церковь ничего против не имеет. По крайней мере, это никак не запрещено канонами, потому что это такая младенческая радость человечества, связанная с вполне естественным, Богом положенным природным циклом... Поэтому и блины, и сжигание чучел всяких, - это может приобретать и приобретает в христианстве, действительно, духовный смысл. И обогащает нашу традицию. Кстати говоря, такие традиции, идущие из язычества, есть во всех христианских культурах: у болгар - свои, у грузин - свои, у сербов - свои, у греков - свои. И сама Пасха к нам пришла из Ветхого Завета. Она тоже духовно переосмыслена! И Рождество тоже имеет какие-то древние корни...

«Масленица». Б. М. Кустодиев

- Господь Сам благословил переосмыслить...

- Конечно! И такое новое переосмысление древнего - это главное «ноу-хау» христиан: они способны дать духовное наполнение любому явлению, если оно действительно здраво в своей основе. Но тут важно понимать, что называется, иерархическую ценность праздника - что на первом месте... Здесь присутствует такая целостность восприятия. Это одновременно и праздник живой природы, частью которой является человек, и праздник человека, который уже смыкается с Божественным миром, то есть его души, которая, наблюдая за ликованием живой природы - телесной, вспоминает и о своем долге - долге обновления, творения, в духовном смысле слова.

Новое переосмысление древнего - главное «ноу-хау» христиан

Потому что не просто так Воскресение Христово еще именуется «восьмым днем», началом нового периода в истории мира - ведь произошло некое духовное обновление. И Пасха - это финал весенних празднеств, которые знаменуют собой уже начало в подлинном смысле, возрождение мира. То есть, Масленица - это предвкушение: еще ведь везде снег, еще все очень печально, но уже есть надежда на то, что придет весна. А Пасха - это уже зримое торжество весны

В христианстве это называется «Постная Триодь» и «Цветная Триодь», они образуют ожидание обновления и торжество. Очень красиво, вдохновляет! Но, опять же, очень важный момент - обновление требует собственного смирения. Смирение - для чего? Чтоб ликование было ярче. Можно ведь и не поститься, но тогда и радости такой не будет.

В древности достаточно долго велись споры о том, сколько должен длиться пост, нужен ли он вообще, но, в конечном счете, уже опытным путем пришли к тому, что самое правильное - сорокадневный пост. Кто слаб, кто не может, - его не будут корить, но нормой считается вот это. Понижать норму - неприлично, да и зачем? Поэтому споры о том, нужен пост или не нужен, должны, на мой взгляд, сводиться к тому, что никого нельзя принуждать к этому, но и нельзя говорить о том, что это «твое личное дело - хочешь постись, а хочешь не постись». Я сам, честно скажу, не могу поститься все время, у меня не получается, но я чувствую, что это моя слабость, что где-то я не дорабатываю. Потому что если план пропустишь, скажешь: «Да какая разница?», то это ощущение исчезнет, и исчезнет желание быть совершеннее.

Масленица - это предвкушение, а Пасха - это уже зримое торжество весны

- Сопутствующий вопрос: мы воздерживаемся от еды телесной во время поста, а сейчас мы все больше и больше поглощаем «информационную» пищу. Какие могут быть здесь ограничения?

- Конечно, для древнего, средневекового человека пост, в основном, относился к еде. Для современного человека гораздо более важным содержанием является воздержание от удовольствий нематериальных. Это важный момент! И это самое сложное. Потому что по канонам мясо, молоко нельзя, а все остальное - вроде бы как и можно. Но изменилась среда, и священники об этом говорят. Самое главное - это не пост деликатесный-продуктовый, а именно пост от всяких соблазнов. Потому что для того, чтобы действительно пройти это очищение, обновление, в современном мире нужно, прежде всего, с себя именно интеллектуальную шелуху стряхнуть. Именно она, налипая, мешает встретить Пасху достойно. Поэтому к посту относятся как раз запреты на всякие игры компьютерные - то, что тебя захватывает, и ты в этот момент понимаешь, что уносишься, теряешь свободу. И все то, что для человека приятно, но относится к страсти. Если ты чувствует в себе страсть какую-то, ты должен ее по возможности ограничить, ненадолго, на сорок дней. Ты уже потом поймешь, что это удовольствие не так для тебя необходимо, как ты думал раньше. Это важный момент - увидеть подлинную ценность всех этих страстей. Они же, как привычки, срастаются с человеком, а если он в себе это переборол, страсти уже теряют свою власть и свою былую привлекательность, показывая, что это неполезно.

Беседовал Валентин Фролов

http://sdsmp.ru/news/n2539/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Павел Кузенков
Юридические механизмы ликвидации монархии
К 100-летию Приамурского Земского Собора 1922 года
03.08.2022
Вселенские Соборы
8/21 октября - Память святых отцев VII Вселенского собора (787)
19.10.2018
О соборности подлинной и мнимой
Куда ведет экклезиология критского «Великого Собора»?
13.07.2016
Все статьи Павел Кузенков
Валентин Фролов
Все статьи Валентин Фролов
Последние комментарии
Притча о вратах, путях и слугах
Новый комментарий от учитель
27.04.2024 08:10
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Человек
27.04.2024 08:07
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Русский Сталинист
27.04.2024 08:02
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
27.04.2024 08:01
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от Человек
27.04.2024 07:54
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Андрей Х.
27.04.2024 07:22
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Александр Волков
27.04.2024 06:38