Два архиерея: роль епископа Александра (Богданова) в судьбе митрополита Вениамина (Федченкова)

Екатерина Налитова 
0
17.02.2016 223
О той роли, которую сыграл епископ Александр (Богданов) в судьбе митрополита Вениамина (Федченкова), почти ничего не известно. Однако Екатерина Налитова обнаружила в Государственном архиве Тамбовской области подробные документальные свидетельства, подтверждающие непосредственное влияние владыки Александра на ситуацию, сложившуюся в результате семинарских беспорядков 1898 года, участником которых был и будущий митрополит. Публикуемая статья проливает свет на малоизвестные эпизоды упомянутых событий.

Кто не знает митрополита Вениамина (Федченкова) - выдающегося архипастыря, богослова и талантливого духовного писателя, автора книг «Божьи люди», «На рубеже двух эпох», «Всемирный светильник», «Небо на земле» и многих других? Яркая и насыщенная жизнь владыки Вениамина протекала в сложный для нашего Отечества и русского народа период. Ему, сыну крепостного крестьянина, еще в младенчестве пророчили будущее святительство. Выпускник Тамбовской духовной семинарии и Санкт-Петербургской духовной академии, кандидат богословия, духовное чадо архиепископа Феофана (Быстрова) и собеседник праведного Иоанна Кронштадтского, аскет и архиерей, патриот, изгнанный из горячо любимой Родины-матери, ставшей в XX веке для многих своих сынов мачехой, - вот основные вехи его многотрудного жизненного пути.

Биография митрополита Вениамина, в миру Ивана Афанасьевича Федченкова (1880-1961), хорошо известна православным читателям по его книге воспоминаний «На рубеже двух эпох». Среди прочих в ней упоминается одно событие, которое могло в корне изменить не только жизненный путь митрополита Вениамина, но и кардинально повлиять на формирование личности будущего святителя, - участие в семинарских беспорядках 1898 года. Однако Промысл Божий устроил так, что воспитанник 1-го класса Тамбовской духовной семинарии Иван Федченков учился в то время, когда Тамбовскую кафедру возглавлял епископ Александр (Богданов), сыгравший важную роль в судьбе молодого семинариста.

Епископ Тамбовский и Шацкий Александр (Богданов, 1830-1898 годы) был назначен в Тамбов в 1894 году, прожив здесь до самой своей кончины в 1898-м. На момент смерти ему было 68 лет, 45 из которых он отдал ревностному служению Церкви и Отечеству.

Сын бедного сельского священника Тульской губернии, умный и способный мальчик, Александр Богданов демонстрировал блистательные успехи в духовном училище и семинарии. Как лучший воспитанник, он был послан в Киевскую духовную академию, которую окончила в 1853 году со степенью магистра. Был преподавателем и ректором Орловского духовного училища, а затем ректором Орловской духовной семинарии. Благодаря его стараниям, Орловская семинария, находившаяся в то время в бедственном положении, «в несколько лет превратилась в одну из благоустроенных семинарий»[i]. Пережив утрату жены, «лет через пять, когда все члены семьи его подросли» (два сына и две дочери), отец Александр принял монашество. А вскоре, через год, 12 февраля 1889 года, архимандрит Александр был хиротонисан во епископа. С неугасимой ревностью владыка Александр трудился сначала в качестве епископа Муромского, викария Владимирской епархии, затем возглавил Енисейскую кафедру, а в 1894 году назначен епископом Тамбовским и Шацким.

Некролог, опубликованный в «Тамбовских епархиальных ведомостях» в 1898 году, так характеризовал деятельность покойного архиерея: «Из краткого обзора служебной деятельности Преосвященного Александра видно, какой громадный запас опытности во всех делах епархиального и учебного управления имел он ко времени назначения на Тамбовскую кафедру. Трудно указать дело, которого бы он сам не делал, и должность, которой бы он не проходил <...> По епархиальному же ведомству Преосвященный личным опытом изведал службу и безприходного соборного и приходского священника. Ему известны были и обязанности членов консистории и дела по училищному совету»[ii].

Современники характеризуют его как кроткого, миролюбного, благоразумно осторожного, но твердого и даже, когда нужно, строгого архипастыря. Снисходительность к немощам человеческим, отеческая попечительность о всех нуждающихся руководили всеми его поступками и оказали немалое влияние на судьбу не только будущего митрополита Вениамина, но и многих других[iii].

Некролог утверждает, что «при всей сложности, многочисленности в разнообразии трудов, которые приходилось нести ему при управлении такою громаднейшею епархиею, как Тамбовская, Владыка, не щадя себя, находил время и силы внимательным образом относиться к делам семинарии и духовных училищ. Он тщательно просматривал не только журналы педагогическаго правления, но и экономическаго, давая, где нужно, руководственныя указания»[iv]. Подтверждение тому, какой глубокий интерес проявлял епископ Александр к делам Тамбовской духовной семинарии и духовных училищ, можно также найти на страницах журналов педагогического правления, испещренных развернутыми резолюциями, сделанными рукой владыки.

Епископ Александр возглавлял Тамбовскую кафедру всего четыре года. За несколько месяцев до его смерти в семинарии произошел неприятный инцидент, повлекший за собой беспорядки среди семинаристов, названные также в журнале педагогического собрания правления Тамбовской духовной семинарии № 8 от 28 Марта 1898 года «демонстративными действиями воспитанников»[v]. Об этом происшествии и о последовавшем за ним бунте вспоминает и митрополит Вениамин в книге «На рубеже двух эпох».

Владыка Вениамин пишет: «Причиною первого [бунта. - Прим. Е.Н.] был жестокий преподаватель В.П. Розанов. Он своими манерами так запугивал класс, что мы забывали и то, что знали.

Я, первый ученик, и то терялся от него. И скольких учеников он представлял к увольнению своей математикой. И так было 27 лет! Но и это все еще терпели. А однажды он за подсказку вывел из класса в коридор юношу лет 20, взяв его за ухо. Это было последней каплей. Депутация из всех классов обратилась к ректору с просьбой удалить его. Тот отказался. Тогда начался бунт: шиканье, свист, шум, вечером битье стекол в дверях и окнах. Вызвали полицию. Семинарию временно закрыли. Нас, делегатов и дежурных, оставили и допрашивали. Среди них был и я: как первый ученик, всегда предводитель класса перед начальством. На допросе меня убеждали открыть имена зачинщиков и особых бунтарей. Я не сказал ничего, конечно. Тогда один из членов правления говорит:

- Вы из крестьян?

- Да.

- Так смотрите же, если мы и своих не пожалеем, то подавно и вас, крестьян.

Я промолчал.

Семинарское училище решило уволить до 70 человек (из 600), в том числе и меня... О, что бы это был за удар для матери! Возможно, со своим нездоровым сердцем она могла и умереть тут же от разрыва. Но тогдашний архиерей, епископ Александр, говорят, положил такую резолюцию на журнале правления семинарии: «Не хочу плодить новых нищих на белом свете. Дело предоставить Синоду с моим мнением».

В Синоде отнеслись разумно. Розанова удалили из семинарии, но с повышением в смотрительство. А к нам приехал товарищ обер-прокурора Синода Саблер и говорил какую-то витиеватую речь, но никого не уволили, а только наказали карцером. Это была особая комната в больнице, где нас одевали в больничный халат и давали лишь воду и хлеб, но товарищи через окно подавали пирожков мне, как жертве, пострадавшей за общественные интересы»[vi].

Судя по всему, этот случай глубоко врезался в память митрополита, что подтверждается сопоставлением его воспоминаний, написанных спустя сорок с лишним лет, и архивными документами, составленными непосредственно по горячим следам: рапорт и. д. инспектора, рапорт ректора, журнал педагогического собрания и развернутая резолюция епископа Александра на нескольких листах[vii].

Преподаватель Михаил Надеждин, который в то время являлся и. д. инспектора семинарии, в своем рапорте отмечал: «По заявлению помощников Инспектора - Феодора Иловайского, Феодора Назарьева, Ивана Яхонтова и Ивана Говорова, неотлучно дежуривших в классных корридорах во время безпорядков 23 и 24 Марта, замечены были ими в непосредственном участии в безпорядках или в подстрекательстве к ним других 88 воспитанников, коих по степени их виновности можно разделить на три категории. Первую категорию составляют воспитанники, принимавшие непосредственное участие в безпорядках сами и подстрекавшие к ним других»[viii]. Надеждин относит к первой категории бунтовщиков 15 воспитанников, в числе которых Иван Федченков, учившийся на тот момент в 1 классе, 1 отделении.

Этот рапорт был воспроизведен целиком в журнале педагогического собрания правления Тамбовской духовной семинарии № 8 от 28 Марта 1898 года, а затем частично процитирован при вынесении наказания для виновных. Семинарская администрация действительно, как вспоминает митрополит Вениамин, решала уволить наиболее активных, на ее взгляд, бунтовщиков, зачинщиков и подстрекателей беспорядков, включенных и. д. инспектора в первую категорию. Это постановление исключало будущего митрополита Вениамина и еще 14 человек не только из Тамбовской духовной семинарии, но закрывала им путь вообще в семинарии и значительно уменьшала возможности поступления в другие учебные заведения. Дословно оно было сформулировано следующим образом: «... отнесенных в рапорте И. д. Инспектора к первой категории воспитанников <...> как непосредственно принимавших участие в безпорядках и подстрекавших к ним других, ранее не отличавшихся исправностию, известных своею резкостию в объяснениях с Семинарским Начальством и членами инспекции, неподчинением иногда распоряжениям начальства и прямыми нарушениями правил Инструкции - уволить из Семинарии без прошения; но при этом, принимая во внимание легкомыслие, свойственное юношескому возрасту, и то, что демонстративныя действия вызваны непедогогичным и безтактным поступком преподавателя В. Розанова, - чтобы не заградить другие, вне Семинарии, пути к жизни - почтительнейше просить Его Преосвященство о разрешении аттестовать вышепоименованных воспитанников баллом по поведению четыре (4)»[ix].

Неизвестно, как бы сложилась судьба митрополита Вениамина дальше, если бы это постановление было утверждено, но в дело вмешался епископ Тамбовский Александр (Богданов). В Государственном архиве Тамбовской области сохранилась обширная резолюция Преосвященного, занимающая два отдельных листа и приложенная к журналу педагогического собрания № 8 от 28 марта 1898 года. Изучая оригинал, мы не нашли точной цитаты, приведенной митрополитом Вениамином в воспоминаниях, однако епископ Александр действительно был в корне не согласен с решением семинарского правления: «Так как, по моему мнению, вышеуказанные действия учеников суть не что иное, как нарушение ими требований семинарской дисциплины, то присужденное Правлением семинарии ученикам всех трех категорий наказание я признаю слишком строгим»[x]. Поэтому Преосвященный предложил ограничиться лишь дисциплинарными взысканиями, что и было затем утверждено Синодом: «В виду всего вышеизложенного, я, оставаясь верным моей точке зрения на беспорядочные действия учеников, нахожу возможным ограничиться на сей раз одними дисциплинарными взысканиями, а именно: учеников 1-й категории каждого порознь подвергнуть двухдневному карцерному заключению, учеников 2-й категории наказать двухдневным голодным столом, при чем ученикам той и другой категории уменьшить балл по поведению на единицу, поручить их особому надзору семинарской инспекции и предупредить их, что, если они на будущее время нарушат в каком либо отношении правила семинарской дисциплины, немедленно будут исключены из семинарии с уменьшенным баллом поведения. Постановления Правления семинарии относительно взысканий, присужденных ученикам 3-й категории привести в исполнение, но только без отметки по поведению баллом 3-ой, а с понижением балла по поведению на единицу»[xi].

Как видно из воспоминаний митрополита Вениамина, резолюция епископа Александра была утверждена в Святейшем Синоде, и на этом все закончилось. Будущий святитель, щедро снабженный пирожками, благодаря своим товарищам, действительно отбыл назначенное ему наказание в карцере, а затем продолжил свое обучение в родной семинарии. Остается загадкой, знал ли митрополит Вениамин, что именно епископ Александр настолько сильно повлиял на его судьбу в этот переломный момент, и как сложилась бы его жизнь в ином случае: пошел бы он по духовной стезе, остался ли истово верующим, стал ли выдающимся духовным писателем? Несомненно одно: мудрость, отеческое попечение и снисходительность владыки Александра к человеческим немощам внесли свой вклад в формирование неординарной личности будущего митрополита Вениамина и, как знать, скольких еще юных душ.



[i] ТЕВ, 1898, № 39, с. 391.

[ii] Там же. С. 396.

[iii] Там же.

[iv] Там же.

[v] ГАТО. Ф. 186. Оп. 104. Д. 2.

[vi] Митрополит Вениамин (Федченков). На рубеже двух эпох. М.: Отчий дом, 1994. С. 92-93.

[vii] ГАТО. Ф. 186. Оп. 104. Д. 2. Л. 137-154.

[viii] ГАТО. Ф. 186. Оп. 104. Д. 2. Л. 154.

[ix] ГАТО. Ф. 186. Оп. 104. Д. 2. Л. 139 об.

[x] ГАТО. Ф. 186. Оп. 104. Д. 2. Л. 145-146.

[xi] Там же.

http://185.37.61.231/monitoring_smi/2016/02/17/hiweniya_v_carskoj_chasovne/

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр).

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Загрузка...
Екатерина Налитова
Все статьи Екатерина Налитова
Последние комментарии
БесогонTV «Того ли мы стыдимся?»
Новый комментарий от грешник Вова
01.08.2021 09:25
Почему социализм — это утопия
Новый комментарий от Полтораки
01.08.2021 08:50
Следком против оскорбления ветеранов и матерщины
Новый комментарий от Владимир Петрович
01.08.2021 08:46
Земля Императора Николая Второго
Новый комментарий от грешник Вова
01.08.2021 08:22
Фальстарт встречи антихриста, или Давай бояться вместе
Новый комментарий от Русский танкист
01.08.2021 07:19
Победы спортсменов и поражение страны
Новый комментарий от учитель
01.08.2021 06:29
«Власть на Украине захватили националисты»
Новый комментарий от учитель
01.08.2021 06:15