itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Храните чистоту души

0
274
Время на чтение 8 минут

3 февраля 2016 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви было принято решение о прославлении в лике святых архиепископа Серафима (Соболева). Уже многие десятилетия Русский Никольский храм в Софии, где находится место упокоения этого архипастыря, является местом паломничества: православные болгары почитают русского архипастыря как национального святого. Люди здесь всегда: они заходят, чтобы помолиться у гробницы, и почти каждый приносит с собой записку - «письмо» к владыке с просьбой о заступничестве. И люди знают, что их молитвы не останутся без ответа.

«Не огорчать Христа!»

На надгробии святителя по его желанию написаны слова псалма: от чрева матере моея Ты ecи мой Покровитель (Пс. 70, 6). Это не случайно: покров Божий он действительно ощущал над собой всю жизнь. Он был десятым ребенком в небогатой семье рязанских мещан Бориса Матвеевича и Марии Николаевны Соболевых. Его мать при родах терпела страшные мучения и не могла разрешиться от бремени. По настоянию врачей решили приступить к операции, при которой младенец должен был погибнуть. В это время мать, придя в сознание, с клятвой запретила губить своего ребенка. И утром 1 декабря 1881 года, при первом ударе церковного колокола, младенец появился на свет. В Святом Крещении он был наречен Николаем.

С раннего детства его отличали искренняя вера и исключительная любовь к Богу и ближним. В последнем классе семинарии Николай загорелся желанием отдать Господу все свои силы и дал обет стать монахом. Однако мать хотела его женить, и Николай не препятствовал ее хлопотам - по любви и послушанию. Но каждый раз помолвка необъяснимым образом срывалась. Тогда Мария Николаевна поняла, что Господь принял обет сына, и больше не препятствовала ему. Получив ее благословение, в 1904 году Николай отправился в Петербургскую Духовную Академию. Поскольку решение о поступлении было принято в последний момент, времени на подготовку уже не оставалось. Как вспоминал впоследствии сам владыка, сдать экзамены ему помогла только милость Божия: по его усердным молитвам на каждом экзамене выпадал именно тот билет, который он знал.

Эту помощь Божию нельзя объяснять простой человеческой «везучестью». Дело в том, что еще будучи совсем маленьким мальчиком Николай решил ни в чем не огорчать Христа. И он действительно жил так! С детства стремился исполнять заповеди бескомпромиссно. Однажды, когда будущий владыка учился в семинарии, ученики собрались, чтобы изобличить вора в их классе. Тот, поняв, в чем дело, сейчас же встал со своего места, подсел к Соболеву за его парту и опустил голову. Николай стал его утешать. Ему говорили: «Соболев взял вора под свое покровительство, а того не знает, что именно он украл у него новые галоши и перчатки». Но Николай, преодолев сопротивление всего класса, выхлопотал воришке увольнение по собственному желанию, то есть спас от позора на всю жизнь... Знавшие его люди говорят, что любовь к ближним у этого доброго пастыря всегда была необыкновенной. Причем чем больше было скорбей у него самого, тем больше любви он дарил людям. Своим духовным чадам он говорил: «В брате своем надо видеть ангела, а на его грех надо смотреть, как на болезнь», «Надо отделять человека от греха. Грех можно ненавидеть, а человека мы должны любить и жалеть».

В студенческие годы, живя в Александро-Невской Лавре, Николай каждое утро ходил к ранней Литургии, потом читал творения святых отцов и жития святых. Рассказывают, что в течение своей жизни он одиннадцать раз с сердечным умилением прочитал все 12 томов житий, составленных святителем Димитрием Ростовским. С горячей любовью он постоянно призывал святых в своих молитвах, в своих поучениях и проповедях часто приводил яркие примеры из их богоугодной жизни. Владыка говорил своим духовным чадам: «Когда мы умрем, тогда поймем, насколько близки были к нам Спаситель, Матерь Божия и все святые, как снисходили к нам в немощах наших и как исполняли наши молитвы».

Во время своей учебы в Академии Николай несколько раз посещал отца Иоанна Кронштадтского. Вот как вспоминал он свою последнюю встречу с великим пастырем весной 1907 года: «Прощаясь с нами, отец Иоанн сначала благословил Витю Раева... Вдруг отец Иоанн, как молния, бросился ко мне. Я остановился на Горнем месте. Батюшка возложил на мою голову крестообразно руки, поднял очи свои к небу и трогательным голосом произнес: ″Да почивает над вами благословение Божие″. Я почувствовал, будто огненная искра ниспала на мою голову и прошла до пят. Особенная, великая радость наполнила мое сердце и все мое существо. Весь этот день я испытывал благодатную, особенную радость, чувствовал себя окрыленным и словно бы парил в воздухе».

На 4-м курсе перед Николаем встал вопрос о постриге, но он терзался вопросом: выдержит ли он нелегкий монашеский подвиг? Желая узнать волю Божию о себе, он письменно спрашивал об этом отца Иоанна Кронштадтского и старца Анатолия Оптинского, но они не ответили. Однажды, когда Николай читал житие недавно прославленного преподобного Серафима Саровского, его озарила мысль - спросить преподобного Серафима, обратившись к нему, как к живому. Так он и сделал. Положив поклон перед книгой, как перед самим старцем, Николай помолился, открыл наугад житие и прочел: «В 1830 году один послушник Глинской пустыни, чрезвычайно колебавшийся в своем призвании, нарочно прибыл в Саров, чтобы спросить совета у преподобного Серафима. Упав в ноги преподобному, он молил его разрешить мучивший его жизненный вопрос: ″Есть ли воля Божия поступить ему и брату его в монастырь?″. Святой старец отвечал послушнику: ″Сам спасайся и брата своего спасай!″». Эти слова преподобного Серафима Николай принял, как дивное откровение от Бога. При постриге он получил имя преподобного Серафима! Кстати, монашество действительно принял и его родной брат Михаил, впоследствии архимандрит Сергий.

В изгнании

С прихожанами в БолгарииПо окончании Академии отец Серафим служил в духовных училищах Житомира и Калуги (живя там, он часто посещал старцев Оптиной пустыни). В 1911 году он был назначен инспектором Костромской семинарии, а на следующий год - ректором Воронежской с возведением в сан архимандрита. Здесь застал его октябрьский переворот. В феврале 1918 года в Воронеже был расстрелян крестный ход насельников и прихожан Митрофанова монастыря, были вскрыты мощи святителей Тихона Задонского и Митрофана Воронежского. Семинария была закрыта. В октябре большевики живьем закопали в землю семерых насельников Митрофанова монастыря. Архиепископ Серафим стал очевидцем этих страшных событий и впоследствии говорил, что до сих пор помнит стоны мучеников из-под земли...

После начала Гражданской войны отец Серафим вместе со многими представителями русского духовенства оказался в Крыму. Здесь на праздник Покрова Пресвятой Богородицы, 1 октября 1920 года, в Покровском кафедральном соборе Симферополя состоялась его архиерейская хиротония. Вскоре с великой скорбью он покинул Родину - не по своему желанию, а по благословению старца-епископа Димитрия (Абашидзе), которого глубоко почитал. В августе 1921 года Святейший Патриарх Тихон назначил его управляющим русскими приходами в Болгарии.

Можно без преувеличения сказать, что он был душой всей русской колонии. Будучи сам в нужде и лишениях, заботился о бедных и больных русских людях: одних устраивал в больницы, для других добивался выплаты пособий, некоторых просто содержал сам. Не меньшую любовь он оказывал и болгарской пастве, которая тянулась к нему как к доброму пастырю. Владыка Серафим искренно полюбил эту страну. Будучи строгим монахом, он очень любил посещать главную святыню болгарского народа - знаменитый Рыльский монастырь, имеющий для Болгарии такое же значение, как Троице-Сергиева Лавра для России.

В 1934 году владыка Серафим был возведен в сан архиепископа. Поток людей, приходивших к нему для духовного окормления, всё увеличивался. Озабоченные духовными нуждами и скорбями, они уходили от него окрыленными, чувствуя любовь владыки, обласканные им, с твердым упованием на милость Божию. Его дерзновенная молитва ко Спасителю и Божией Матери была чудодейственной, возвращала к жизни даже безнадежных больных, о чем сохранилось немало свидетельств. Святитель был наделен даром прозорливости, которая поражала всех. Но сам он старался скрывать ее, говорил: «Это случайно».

Однако его исключительные и очевидные для всех духовные дарования были вовсе не случайными. С момента пострига и до самой смерти он нес подвиг строгого поста (в продолжение многих лет вкушал пищу только один раз в день), непрестанно молился, служил часто и с огромным благоговением.

Роспись крипты русского Никольского храмаВместе с тем он был очень простым и открытым для всех людей. «Держать себя просто,- говорил он в своих наставлениях,- это значит не допускать искусственности ни в чем и держать себя пред людьми, как пред Богом. Стать простым - в этом заключается перемена жизни. Это и есть измена десницы Вышняго (Пс. 76, 11). Тогда не погибнешь, ибо простота есть смирение. А на смиренных, как на престоле, почивает Своею благодатью Бог». Владыка приводил слова праведного Иоанна Кронштадтского: «Поменьше своемудрия, побольше простоты». Еще одно наставление, которое он часто повторял: «Храните чистоту души». Чистота же его собственной души была такой, что еще при жизни люди видели в нем святого.

В Болгарии владыка написал ряд значительных богословских трудов. Главным из них является «Новое учение о Софии, Премудрости Божией» - опровержение учения профессора Парижского богословского института протоиерея Сергия Булгакова. Владыка видел, что после поражения обновленчества в России модернизм в Православии начал распространяться в других Поместных Церквах, и считал своим долгом ревностно защищать Истину. Он говорил: «Мои книги - это моя кровь». И действительно, в этой борьбе владыка не щадил само­го себя: он писал не только днем, но и по ночам, не давая себе от­дыха. За свой великий подвиг святитель удостоился от Бога кончины в день Торжества Православия.

О времени своего отшествия он был извещен заранее. Перед самой кончиной, окруженный духов­ными чадами, на вопрос о том, что же они будут делать без него, владыка ответил: «Если буду иметь дерзновение перед Господом, не оставлю вас». Улыбаясь, он сказал: «Пишите мне письма». Эти слова стали известными всем. Обращаясь к владыке Серафиму, люди так и поступают до сего дня.

Святитель продолжает свое служение

На месте упокоения архиепископа Серафима13-15 февраля 2015 года в русском Никольском храме в Софии прошли памятные мероприятия, посвященные 65-летию со дня преставления архиепископа Серафима. Ведется сбор материалов для канонизации святителя, которой с нетерпением ожидают все верующие болгары, включая Святейшего Патриарха Болгарского Неофита, о чем сам он не раз говорил в ходе дней памяти.

Настоятель храма святителя Николая - Патриаршего Подворья в Софии - архимандрит Филипп (Васильцев) рассказывает, что почитание архиепископа Серафима - глубокое чувство, которое объединяет многих людей: «Можно сказать, что в Болгарии нет ни одного человека, который не знал бы его. Многим владыка Серафим помогал. Помогал и нам в нашем храме. Наверное, благодаря его молитвам очень быстро прошла его реставрация, хотя, когда она начиналась, не было ни копейки денег. Но средства нашлись, и мы достойно смогли отпраздновать столетний юбилей того храма, духовный фундамент которого заложил владыка Серафим. Нынешнее его почитание основано на том, что он угодил Богу и продолжает свое служение Богу и людям и после своей кончины. По его молитвам, по обращениям к нему совершаются многие чудеса. За несколько месяцев на Подворье пришли десятки, сотни свидетельств об исцелениях от болезней, подтвержденные медицинскими документами, о разрешении сложных жизненных обстоятельств. Они действительно свидетельствуют о том, что Сам Господь прославил этого человека».

Газета «Православная вера» № 04 (528)

Наталья Горенок

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/khranite-chistotu-dushi
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Наталья Горенок
Все статьи Наталья Горенок
Последние комментарии
Стоит ли жить исключительно ради ребёнка?
Новый комментарий от Андрей Карпов
10.08.2022 13:34
Возвращение к «традиционным семейным ценностям» – это блеф
Новый комментарий от оxтeнcкий оxpанитель
10.08.2022 13:30
Как на духу
Новый комментарий от Глеб
10.08.2022 11:38
Festina lente
Новый комментарий от KseniaM.
10.08.2022 11:24
Анти-идеология
Новый комментарий от Марфа Зотова
10.08.2022 11:22
Сквернословие – это не путь к победе
Новый комментарий от Сант
10.08.2022 10:22
Русский человек без России – потерянное существо
Новый комментарий от prot
10.08.2022 09:31