Зачем закопали икону?
- В истории обретения иконы остаётся немало тайн, - говорит Анатолий
Михайлович. - Началось с чуда. Летом 1579 года десятилетней девочке
Матроне, дочке простого стрельца Данилы Онучина, во сне явилась
Богородица и велела пойти к архиепископу и воеводам - рассказать, что
надо вынуть икону из земли в том месте, где находилась сгоревшая усадьба
Онучиных.
Но кто и зачем закопал икону?
Считается, что образ пролежал в земле не менее 25 лет - со времён
Казанского ханства. Когда его выкопали, икона явилась без каких-либо
повреждений, «сияя, аки только что написанная». Не испортилось и сукно, в
которое она была обёрнута, - ветхий рукав вишнёвого цвета.
Чудо? А может, икона находилась в земле не так долго?
- По свидетельству летописи, составленной в 20-х годах XVII века, эта
икона была сокрыта в земле другой православной девицей, - рассказывает
учёный. - Она приехала в Казань из Великого Новгорода, «тайно молилася, а
образ в землю закопала», поскольку в это время христианская вера в
Казани стала подвергаться поруганию.
Версии учёных расходятся
Иконных изображений Богородицы на Руси множество, и на всех Младенец сидит на руках у Матери. На Казанской Он написан стоящим.
- Такое изображение в полный рост - европейская, в частности
итальянская, традиция, аналогичные примеры можно увидеть в храмах Рима и
Флоренции, - отмечает Анатолий Михайлович. - Новгород середины XVI века
был центром международных экономических и культурных связей. Видимо,
иконописец не только ориентировался на византийские образцы, но и хорошо
разбирался в западной иконографии.
К найденной святыне в Казани отнеслись трепетно. Архиерей велел звонить в
колокол и организовал многотысячный крестный ход к месту явления иконы.
Дальше версии расходятся. В Казани специалисты полагают, что икона
осталась здесь же, с неё сделали список и отправили в Москву Ивану
Грозному. Московские историки придерживаются иной версии: подлинник
увезли в столицу, там с него сделали список и прислали его в Казань.
Под седьмым слоем - сенсация
У списков иконы необычная судьба. В Музее изобразительных искусств
Татарстана несколько десятилетий скромно висел образ с табличкой
«Середина XIX века». Пока с ним не начали работать московские
реставраторы.
- Пошли расчистки, сняли первый слой, второй, третий, седьмой и
выяснилось: икона написана во второй половине XVI века, - рассказывает
Анатолий Елдашев.
- Уж не тот ли это первообраз, найденный Матроной?
- Никто не возьмёт на себя смелость это заявить. Но в том, что перед
нами один из самых первых списков, сомневаться не приходится.
Вор хотел доказать, что Бога нет
Святыне молились 300 с лишним лет, пока однажды - в ночь с 28 на 29 июня
1904 года - её не украли прямо из Казанского Богородицкого монастыря.
Сделала это шайка Варфоломея Стояна, кузнеца родом из Екатеринославской
губернии. Он с детства промышлял карманными кражами, а к 20 годам стал
вором, специализирующимся на иконах и церковной утвари. В шайку входили
шесть человек, помогал разбойникам монастырский сторож Захаров. Сложив
наворованное в мешки, воры хотели разойтись по домам. По дороге
заскочили к покупателю, сбыли оклад, который стоил около 100 тыс.
рублей. Дома Стоян порубил икону и сжёг её.
- Недавно мне удалось установить место, где это было, - говорит Анатолий
Елдашев, - в доме купца Шевлягина, на углу нынешних улиц Вишневского и
Лесгафта.
После ограбления полиция сработала быстро. Через три дня банду нашли -
сняли в Нижнем Новгороде с парохода «Ниагара». Когда на суде Стояна
спросили, почему он уничтожил образ, последовал ответ: «Я атеист, хотел
доказать, что Бога нет. Видите, икону украл, разрубил - и ничего,
жив-здоров».
В момент ареста ему было 28 лет - крепкий, уверенный в себе. Его
приговорили к 12 годам каторжных работ, но до каторги он не добрался:
бежал из Мариупольской тюрьмы, где ждал отправки этапа. Его задержали в
Харькове и увезли в Петербург, в Петропавловскую крепость. Через 12 лет
он умер там от чахотки.
Марина МАКЕЕВА