Быть опорой сейчас, а не в будущем

0
253
Время на чтение 3 минуты

В Саратове возобновил работу детско-юношеский спортивный клуб «Патриот», созданный в 2010 году по инициативе настоятеля нашего храма игумена Нектария (Морозова) на базе Саратовского УФСКН при поддержке фонда «Православие и современность». До закрытия в нем занимались рукопашным боем, изучали основы отечественной истории и Православия около четырехсот мальчишек и девчонок, среди которых были и юные прихожане нашего храма. Сегодняшние возможности позволяют возобновить работу лишь в гораздо меньшем объеме - на собранные средства арендован и оборудован спортзал в деловом центре «Международный». В информационных сообщениях по этому поводу в СМИ будет упомянуто, конечно же, о важности патриотического воспитания, о том, что клуб, предлагающий подросткам полезную и увлекательную альтернативу подворотне, совершенно необходим для города и района. Но хотелось бы сказать о другом - более неформальном и более личном.

Когда моя хрупкая дочка-первоклашка, ранимая и совершенно не стрессоустойчивая, сказала мне, что твердо решила серьезно заняться одним из видов спорта, я была в большом смятении. Не сказать, что я с предубеждением отношусь к спорту вообще - скорее, с позиции сугубо диванного болельщика. Но все эти купальники и кимоно, многочасовые пропадания на тренировках, травмы, слёзы, соперничество за кубки - разве приемлемо это для ребенка из церковной семьи? Ведь соревновательность воспитывает гордыню, стремление к отточенности движений - любование телесным, а наша идеальная задача - воспитать святых в тишине и молитве...

Только вот результатом вроде бы очень благочестивого воспитания (такого, как мы его понимаем) нередко становятся тепличные, расслабленные христиане - такие же, как и мы сами. И об этом совершенно справедливо бьют тревогу те, кто с этим уже столкнулся. Такая же тревога возникала и у меня, когда моя дочь, еще несмышленой пятилеткой, посещала воскресную школу - причем самую лучшую, самую «благочестивую», какую только удалось найти. Маленькие Пелагеюшки и Елисеюшки прилежно сидели за партами, писали славянские буквы, смотрели нравственные мультики и без труда различали пророков Иону и Иеремию. Мы бесконечно готовились к утренникам, мастерили поделки. Старшая группа - уже подростки - занималась почти тем же самым: добавлялись пикники на природе, первые жизненные уроки влюбленности и подготовка к олимпиадам по ОПК.

...А воду для крещения из школьного корпуса в стоящий рядом храм каждое воскресенье носила тяжелыми ведрами баба Рая. И накрывали обед «на детей», крутясь, как белки в колесе, тоже две немолодые женщины - хотя «дети», будь они чуть более инициативны и обязательны, уже вполне могли бы справляться с этим сами...

Я, безусловно, считаю образование при храме полезным и нужным делом - при условии, что главное в нем не вытесняется второстепенным. Нужно ли прививать детям основы христианской культуры? Конечно. Только христианская культура, в моем понимании,- это далеко не в последнюю очередь предельно практический, ощутимый навык делать то, что «надо», откликаясь на нужду другого - даже если это сопряжено с определенным напряжением и даже если это трудно, больно и физически тяжело. Этот универсальный элемент лежит в основе очень многого в христианской жизни, и рождается он из подвижничества - то есть из того же, что и в спорте, упорного труда на результат, из того же «больно, но вставай», и из того же сознания победы, которую добыл не ты - а будто бы кто-то помог тебе в последний момент, и открылось второе дыхание... Все это очень хорошо, естественным образом, усваивает ребенок, у которого есть тренер. Во всяком случае, в дошкольном детстве именно тренер научил моего ребенка трем важнейшим вещам, которых я сама не умею в свои тридцать с лишним лет: не опаздывать на занятия; делать понемногу, если не получается сразу; «если очень хочется, но нельзя», то... нельзя. И эту «экзекуцию», которая нередко заканчивалась всхлипываниями и ноющими мышцами, дочка в итоге сама предпочла всем занимательным кружкам, интуитивно ощущая в этом что-то важное и нужное.

Не в каждом городе есть клуб или спортивная школа, где тренеры и воспитанники вместе ходили бы в храм, где их объединяло бы христианское мировоззрение. Но то, что таким образом можно вырастить действительно сильных спортсменов и в то же время сильных христиан, с моей родительской точки зрения, бесспорно. Впрочем, не только с родительской: мы все надеемся, что мальчики и девочки, которые стоят с нами в одной очереди к Причастию, вырастут и станут опорой нам, слабеющим и немощным - да хотя бы в том же самом приходе. Но человек не может стать опорой «вдруг», пройдя некую запланированную точку своего взросления или просто вспомнив, что когда-то в детстве ему говорили об этом старшие. И наше общее христианское дело - поддерживать тех, кто помогает им становиться этой опорой уже сейчас, а не в будущем.

Газета «Петропавловский листок» № 8, ноябрь 2015 г.

Елена Иванкова

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/byt-oporojj-sejjchas-a-ne-v-budushhem
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии