Волна терактов прокатилась по миру, интернет накалился от обсуждений и комментариев, нарастает беспокойство и даже паника. Возникает ощущение, что зло становится совершенно неуправляемым, то и дело звучат растерянные вопросы: почему Господь попускает этому злу множиться? О чем стоит задуматься в связи с трагическими событиями последних недель, и как же нам теперь жить, чтобы не бояться умереть, рассуждает редактор газеты игумен Нектарий (Морозов).
Не спрашивать с Бога
Когда происходят подобный трагедии и разом в жизнь сотен людей врывается горе, действительно начинают отовсюду раздаваться вопрошания: как Господь такое допустил? В этом заключается очень серьезное заблуждение: спрашивать с Бога за то, что делают сами люди. Ведь Господь дает человеку свободу - свободу и в добре, и во зле, в любых других проявлениях. Но почему-то, когда мы говорим людям о том, что есть Закон Божий, которому необходимо подклонить свою выю, чтобы в подлинном смысле этого слова жить и здесь и в вечности, то люди заявляют, что хотят быть свободными от любых законов. И при этом совершенно не желают признавать своей ответственности за эту свободу. Однако в то время, когда чьи-то действия приводят к таким страшным последствиям, когда человеческая свобода реализуется столь ужасающим, столь трагическим образом, люди о Боге вспоминают и спрашивают: «А почему Он этому попустил быть?», совершенно забывая о том, что они так отстаивали свое право на эту свободу, так воевали за нее. Поэтому не с Бога надо спрашивать, а с самих себя.
Дело в том, что мы сегодня живем в мире, в котором, наверное, не какой-то уже один джинн выпущен из бутылки - множество. Видимо, тем, кто их, собственно, выпускает кажется, что джинн может быть существом управляемым, принося кому-то пользу, а кому-то вред. Но в какой-то момент, безусловно, эта стихия выходит из под контроля и начинает разрушать всё на своем пути.
Нетрудно проследить истоки возникновения той или иной террористической организации, тех или иных процессов, которые приводят к террористическим актам, и мы можем видеть, что практически всегда это - следствие определенных политических игр. Не имеет смысла проводить глубокий ситуативный анализ, ведь от того, что мы назовем подлинных виновников или выигравших, в принципе ничего не зависит. Нам важно другое: какой можно увидеть духовный смысл этих событий.
Например, в последнем парижском теракте, безусловно, пострадали люди невинные, их и их близких по-настоящему жаль; но вся ситуация очень символична: ночной клуб; концерт группы, название которой переводится на русский язык, если я не ошибаюсь, примерно так: «Орлы смертельного металла»; в тот момент, когда исполняется песня «Поцелуй сатаны», открываются двери, в зал входят люди с автоматами и начинают методично расстреливать тех, кто в этом клубе находится. Я далек от того, чтобы говорить: «Вот видите, что они слушали, чему они, таким образом, поклонялись, и к чему это привело?!». Мне кажется, что это даже кощунственно в подобной ситуации. Но, порою, Господь дает нам что-то увидеть через такие символы. Люди постоянно заигрывают с врагом рода человеческого, со злом - в самых разных формах: и тогда, когда они разрешают и легализуют однополые браки; и тогда, когда они черное называют белым; и тогда, когда они закрывают глаза на совершенно очевидные угрозы и признают их нормой. А потом происходит то, что происходит. То есть люди сами вырывают ту яму, в которую потом падают, хотя, к сожалению, роют одни, а падают, как правило, другие.
Почему именно эти люди погибли, сказать трудно, ответ знает только Господь, Который печется о судьбах всего мира, каждого народа и каждого отдельного человека. И, безусловно, наше зло, наши ошибки, наши преступления Он настолько, насколько это вообще возможно, подвигает к какому-то благому результату. И подчас кто-то гибнет, а кто-то задумывается. Кто-то испытывает страшную скорбь, а кто-то приходит для себя к очень важному выводу и меняет свою жизнь в целом.
Я помню человека, который во время расстрела Белого дома в 93-м году в Москве находился внутри, и дал обет Богу, что, если он останется жив, то примет священный сан. И в настоящее время этот человек в священном сане служит. В каждой подобного рода ситуации находятся люди, перерождению которых эти страшные события способствуют. Кто-то перед лицом зла, увидев, каково оно на самом деле, имеет шанс сделать свой шаг навстречу Богу, обратиться к Нему.
Шанс обратиться
Дело в том, что для современного мира очень характерен религиозный и идеологический вакуум. Сегодня на первое место в качестве идеологии выходит право человека делать то, что он хочет, ради получения удовольствия. Есть масса вещей, которые прежде в мире считались запретными с точки зрения нравственности просто потому, что это - омерзительно, противоестественно. На сегодняшний день в мире фактически не осталось вообще никаких табу. Наверное, не до конца пока оправдана педофилия, хотя и ее пытаются оправдать, и пока еще нельзя людям есть друг друга, потому что это все-таки сопряжено с тем, что один человек отнимает у другого жизнь. То есть человек сегодня теряет последнее какое-то представление не только о Законе Божием и о следовании ему, но и вообще о каких бы то ни было законах, и становится в каком-то отношении гораздо страшнее самого дикого животного.
Вот это восстание мира против Бога, эта борьба за свободу от Бога и от нравственности, связанной нерасторжимо с верой, приводит к таким страшным результатам.
Задумается об этом мир? Содрогнутся ли сердца миллионов людей и обратятся ли вновь эти люди к Богу? Если да, то у нашего общества есть еще шанс... Если мы просмотрим и это, пройдем мимо, считая, что это всего лишь какие-то частные события, и не извлечем никакого урока, то это наверное, еще один шаг к полному самоуничтожению.
Добрый христианин, взирая на то, что происходит,тожедолжен задуматься о том, что, как ни громко, как ни пафосно это звучит, в значительной степени судьбы мира зависят от него. Пока мы ведем борьбу за свое собственное спасение - со своими страстями и с теми искушениями, которые нас окружают, и, тем самым, ведем эту борьбу в какой-то степени за людей, с которыми сталкиваемся и которые нашим примером либо вдохновляются и приходят в Церковь, либо, наоборот, от нашего примера отвращаются от Бога и Церкви - до тех пор мир существует. Потому что цель его существования в том, чтобы человечество вернулось вновь в свой Отчий дом, к Богу.
Просто быть христианином
А вот паниковать, впадать в депрессию - безусловно, это не дело христианина. Опора для нас на протяжении всей земной жизни - это доверие Богу и в относительно благоприятных обстоятельствах, и в обстоятельствах страшных и бедственных. И это та надежда и то доверие, которые никогда не бывают обмануты. И либо Господь избавит тебя от того испытания, к которому ты не готов, либо даст тебе силы это испытание встретить и перенести с честью и достоинством. На самом деле ничего другого, кроме веры и кроме доверия Богу. не может человека от этой паники и от этого страха спасти.
Безусловно, очень страшно бывает, когда происходит такая массовая гибель людей. Но в то же время надо осознать, что каждый из нас в какой-то момент будет умирать. И какова бы ни была смерть: естественной от старости или мучительной от болезни, или такой трагической - самое главное - тот суд о прожитой жизни, который человек услышит от Бога уже после нее.
Не наше дело разбирать - грешнее ли всех были люди, которые погибли в этих всех терактах, или они, наоборот, были лучше всех остальных, или они были «средними», обычными людьми. Наше дело - обратить взор на себя. Когда ко Христу Спасителю подходят ученики и заговаривают с Ним о башне, которая упала на определенное количество людей и раздавила их, и о язычниках, кровь которых Пилат смешал с кровью жертв, то Господь говорит: «Вы при этом не думайте, что они согрешили больше всех. Но если не покаетесь, вы все так погибнете». Вот ответ на наши вопрошания в любой подобной ситуации.
Это то, о чем необходимо постоянно помышлять и, как ни странно, именно это может избавить человека от паники и от страха смерти как таковой. Потому что весь вопрос в том, как человек к собственной смерти подготовлен. Если он примирен с Богом, своей совестью и с людьми, то ему это не будет так страшно.
Надо просто быть христианином. А для того, чтобы понять, как, нужно заглянуть в Евангелие и перечитать его в очередной раз как слово Божие, обращенное лично к тебе. Не как историю, не как возвышенное учение, а как свидетельство о той жизни, которой должен жить ты. И верить, что без воли Божией и волос с головы нашей не упадет на землю, а если упадет - и волос, и сама голова - то значит, так тому и быть, и Господь о прочем позаботиться для нас.
И если мы знаем слова «в чем застану, в том и сужу», то вот сейчас, как нельзя более ко времени очередной раз себе их привести на память. Потому что очень не хотелось бы, чтобы Господь застал посреди того, посреди чего застал этих людей - слушающими песню «Поцелуй сатаны», и вот он, поцелуй этот огненный, прямо в сердце входит в виде пули. Нет. Лучше, чтоб Господь застал нас в молитве, в добром христианском делании, в хранении своей совести.
Игумен Нектарий (Морозов)Подготовила Инна Стромилова
http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/ot-tebya-zavisyat-sudby-mira