«Не унывайте. Христос ведь с нами»

О священномученике Фаддее (Успенском) (1872-1937)

0
736
Время на чтение 6 минут

13/26 октября Церковь чтит память священномученика Фаддея (Успенского), архиепископа Калининского и Кашинского. В этот день в 1993 году в Твери были обретены честные мощи владыки Фаддея, ныне почивающие в Вознесенском соборе Твери - города, с которым связаны последние девять лет его архипастырского служения: сюда в 1928 году он был переведен из Саратова; здесь, вопреки гонениям и притеснениям властей, мужественно исполнял свой долг пастыря, окормлял, утешал, проповедовал; здесь в декабре 1937 года, после ареста (уже в который раз), принял мученическую кончину.

Жизнь владыки Фаддея была образцом христианского смирения и самоотречения, но и твердого стояния в вере. Патриарх Тихон говорил одному из жителей Астрахани (владыка Фаддей в 1923-1928 годах занимал Астраханскую кафедру): «Знаете ли вы, что владыка Фаддей святой человек? Он необыкновенный, редкий человек. Такие светильники Церкви - явление необычайное».

Предлагаем вниманию читателей подборку воспоминаний о владыке с комментарием церковного историка иерея Александра Мазырина.

Священномученик Фаддей (Успенский)
Священномученик Фаддей (Успенский)     

Скала Православия

Святость владыки Фаддея ощущалась уже его современниками. Даже самые рьяные клеветники - обновленцы - не могли ничего дурного сказать про него. Владыка Фаддей в условиях разраставшихся церковных нестроений, в условиях травли извне и со стороны лжебратии всегда умел сохранить присутствие духа, невозмутимость, верность своему призванию.

Один из эпизодов его жизни особенно интересен. В конце 1926 года прокатилась очередная волна арестов архипастырей. Митрополит Иосиф (Петровых), который оказался временно исполняющим обязанности местоблюстителя, но не имел возможности этот долг исполнить, призвал именно владыку Фаддея временно встать во главе Русской Церкви. И он безропотно принял поручение. Правда, прибыть в Москву из Астрахани - в то время владыка Фаддей был архиепископом Астраханским - он не смог: был тоже арестован - по дороге в Москву.

Когда позже в Церкви развернулась острая полемика по поводу права митрополита Сергия (Страгородского) принять церковное управление, владыка Фаддей оставался в стороне от этих споров. Видимо, считал, что монаха не должно всё это касаться. А он всегда был монахом по духу. И примечательно: хотя противники митрополита Сергия порой очень жестко высказывались в адрес тех, кто с митрополитом не порывал, владыку Фаддея они никогда не критиковали.

Нам владыка дал прекрасный пример: даже самые неблагоприятные для Церкви обстоятельства не могут отклонить от церковного направления, если ты в Церкви укоренен. Владыка Фаддей был как будто вне бушующего моря вокруг него, и ничто не могло вывести его из равновесия.

Он явил пример подлинного архипастыря, и народ оставался верным ему

Он явил пример подлинного архипастыря, и народ оставался верным ему и Патриаршей Церкви в те кризисные для нее годы. Можно было бороться с обновленцами их методами, апеллировать к власти, апеллировать к советским законам - некоторые так и поступали. Но владыка Фаддей считал, что эти методы - не церковные.

Священник Александр Мазырин

Рака с мощами священномученика Фаддея в Вознесенском соборе Твери
Рака с мощами священномученика Фаддея в Вознесенском соборе Твери     

Из воспоминаний о священномученике Фаддее (Успенском)

Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России:

"Владыка избрал святой, но трудный путь, немногим дана такая сила духа"

«Знаете ли Вы, что владыка Фаддей святой человек? Он необыкновенный, редкий человек. Такие светильники Церкви - явление необычайное. Но его нужно беречь, потому что такой крайний аскетизм, полнейшее пренебрежение ко всему житейскому отражается на здоровье. Разумеется, владыка избрал святой, но трудный путь, немногим дана такая сила духа».

Священномученик Кирилл (Смирнов), митрополит Казанский и Свияжский:

«Поместили нас в большую камеру вместе с ворами. Свободных коек нет, нужно располагаться на полу, и мы поместились в углу. Страшная тюремная обстановка среди воров и убийц подействовала на меня удручающе... Владыка Фаддей, напротив, был спокоен и, сидя в своем углу на полу, всё время о чем-то думал, а по ночам молился. Как-то ночью, когда все спали, а я сидел в тоске и отчаянии, владыка взял меня за руку и сказал: "Для нас настало настоящее христианское время. Не печаль, а радость должна наполнять наши души. Сейчас наши души должны открыться для подвига и жертв. Не унывайте. Христос ведь с нами"».

А.И. Кузнецов, юрист, духовный сын священномученика Фаддея (Успенского):

«Я взял на себя непосильный труд воспроизвести на бумаге облик архиепископа Фаддея (Успенского), заранее зная, что этого сделать не могу: не хватит писательского таланта. Перед мысленным взором того, кто прочтет эти записи, я должен воссоздать образ человека необычайной монашеской красоты: мистического склада души, аскетических подвигов, ревностного до самоотверженности отношения к Церкви, смирения, кротости, беспредельной доброты и любви к людям. Какая-то необычайная гармония царила во всем существе этого человека».

Н.Д. Кузнецова, прихожанка:

«Владыка вставал очень рано, засветло, и шел на службу в храм.

Одно время стали осаждать его местные мальчишки-хулиганы - бросать в него камнями. Узнали мы с подругами и решили владыку охранять. Было нам тогда лет по 14-15. Я рано утром оббегала всех подруг, будила их и мы шла к владыке. Владыка выходит, улыбается, всех нас в лоб целует, а мы окружаем его, и так всю дорогу через парк до церкви. Мальчишки только появятся, а мы на них шикаем. Они постоят-постоят и уходят. В скором времени они и отстали. Так мы защищали владыку».

А.А. Соловьев, прихожанин:

Священномученик Фаддей (Успенский) Священномученик Фаддей (Успенский)

«При таком епископе, каким был владыка Фаддей, обновленцы не могли, конечно, иметь никакого внутреннего успеха, так как вся ложность их отношения к Церкви становилась совершенно очевидной при сопоставлении с отношением к Церкви истинного архипастыря, каким был приснопамятный владыка Фаддей. В этой связи мне вспоминается интересный факт. В 1925 году обновленческий "митрополит" Александр Введенский читал во всех городах по Волге свои лекции и вел диспуты. Одновременно на местах он проводил политику по укреплению обновленчества. О своей поездке Введенский поместил очерк в журнале "ВЦУ". В нем он писал, что в Астрахани ничего нельзя сделать для церкви, пока там сидит епископ фанатик Фаддей (Успенский). Конечно, правильнее было бы сказать, что в Астрахани нельзя причинить вреда Церкви, пока там такой дивный епископ Фаддей».

М. Смыслов, прихожанин:

«В сознании верующих он был окружен ореолом святости. В этой связи не могу забыть такого события. В единоверческом храме идет литургия. Владыка Фаддей стоит с чашей и преподает Святые Тайны. Верующие один за другим подходят к Чаше. Но вот неожиданность: владыка отстраняет от Чаши молодую девушку и с волнением что-то говорит ей. Девушка в слезах и в какой-то растерянности уходит с амвона, ее окружают, спрашивают о случившемся, и она рассказывает, что вчера держала пари с подружками, что может причаститься без исповеди, но вот сегодня, едва подошла к Чаше, как неожиданно услышала от владыки: "Отойдите в сторону и не делайте греха; поисповедайтесь сначала..."».

Священник Ксенофонт Цендровский, идеолог обновленчества в Астрахани:

"Долго я коснел в грехе обновленчества. Но вот я увидел владыку Фаддея. Я смотрел на него и чувствовал, как в душе моей совершается переворот"

«Долго я коснел в грехе обновленчества. Совесть моя была спокойна, потому что мне казалось, что я делаю какое-то нужное и правое дело. Но вот я увидел владыку Фаддея. Я смотрел на него и чувствовал, как в душе моей совершается какой-то переворот. Я не мог вынести чистого, проникновенного взгляда, который обличал меня в грехе и согревал всепрощающей любовью, и поспешил уйти. Теперь я ясно сознавал, что увидел человека, которому можно поклониться».

Тропарь священномученику Фаддею, глас 1-й:

Хвала Богу и жертва живая житие твое, священномучениче Фаддее, явися. Постом, бдением и молитвою Небесная дарования приим, многим добрый помощник и утешитель бысть. Пастырскою мудростию и тихостию нрава украшен, лукавства врагов Христовых препобедил еси. Слава Давшему тебе во страданиях крепость, слава, яко мученика, Венчавшему тя, слава Действующему Тобою всем исцеления.

Кондак, глас 4-й:

Духа небоязни, силы, любве и упования даде Пастыреначальник ти, Святителю Фаддее, во страдании бо твоем благодарение Богу воздавал еси и в гонениих страждущих утешал еси, глаголя: не унывайте, Христос бо с нами есть.

www.pravoslavie.ru/put/87080.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Александр Мазырин
Как низко пал второй Рим
Как Константинополь дружил с большевиками, специализировался на поддержке раскольников и получал патриархов из Америки
14.09.2018
«Деяния Собора стали настоящим подвигом его отцов»
Cвященник Александр Мазырин считает, что актуальность обращения к памяти Поместного Собора 1917–18 гг. возрастает, так как через признание Критского собора нам пытаются навязать константинопольский папизм
06.05.2017
Все статьи Священник Александр Мазырин
Последние комментарии
«Хиджабы, никабы, ещё нужно разобраться, что это такое»
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
04.11.2024 10:42
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Кузьма Прутков
04.11.2024 10:05
День памяти митрополита Иоанна (Снычёва)
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
04.11.2024 09:34
Разговор со стеной
Новый комментарий от Vladislav
03.11.2024 23:58
Православный или «квазижидовский»?
Новый комментарий от prot
03.11.2024 23:44