Слушаю аудиокнигу Клайва Льюиса «Обыкновенное христианство». Он пишет, что христианство - это состояние души, а чтобы его достичь, нужно почувствовать и пережить собственное банкротство. Поскольку я своё банкротство пережил и постоянно переживаю, мне это знакомо. И понятны стали мысли другого «банкрота» - пророка, царя и мудреца Давида: «Помилуй меня Боже, яко немощен есть». У мудрого царя проблемы с мятежным сыном, с казной, со строптивым народом, с воинственными соседями - и не у кого было просить помощи, кроме как у Бога.
И мы, христиане, не должны полагаться ни на князей, ни на иных людей, в которых нет спасения. Не надейтесь на президента, на своё начальство, на судебные и прочие власти, не надейтесь на адвокатов, банки, не надейтесь даже на родственников и любимых батюшек и архиереев, не надейтесь на мужей и жён - они тоже банкроты, тоже немощны. Надейтесь только на Бога, Его Пречистую Матерь, как сказано в Писании, «возложи на них печаль свою». Обратись к Ним и святым ходатаям за нас, и тогда, может быть, у Президента Российской Федерации появится возможность защитить нас, начальство будет к нам благосклонно, суды будут праведны, родственники сострадательны, супруги верны, батюшка с приходом будут возрастать, а не топтаться на месте. Если даже небольшая часть обретёт это, всё изменится, просветится Христовым светом.
При таких благих размышлениях получаю от отца благочинного СМС-сообщение: «К десяти часам прибыть в райцентр на "круглый стол" по вопросам взаимодействия Церкви и муниципалитета». Немного обрадовался: вот и муниципалитеты стали признавать своё банкротство, раз вспомнили о Церкви. Справедливости ради нужно отметить, что власти у нас нередко совместно с епархией проводят то конференции, то чтения - но, как правило, по инициативе церковного народа. Чиновники же твёрдо зазубрили, что Божия Церковь - следовательно, Бог - отделена от государства. Они наивно полагают, что без Бога могут построить что-либо путное. А ведь только Он через Свою Церковь одухотворяет деятельность человека, придаёт ей благой, созидательный смысл. И то благо, что муниципалитет не мешает нам жить по Евангелию, молиться. Иной раз хочется попросить о помощи, но потом махнёшь рукой и думаешь: «Нет, не буду просить ничего у муниципалитета - беспомощного, спелёнутого законами и постановлениями. Лучше попрошу у Отца своего Небесного».
На «круглый стол» нас собралось двадцать два человека: министр национальной политики Галина Ивановна Габышева, заместитель руководителя администрации района Александра Андреевна Барановская, главы сельских муниципальных образований, работники культуры, педагоги и даже полицейский. От Церкви - благочинный Корткеросского церковного округа иеромонах Александр Митрофанов, протоиереи Владимир Пономарёв и Александр Никитенко; все они сидят рядом - спокойные, жизнерадостные, и, как положено священникам, каждый знает свой манёвр. Свободно держится и министр, а вот остальные ведут себя скованно, их что-то угнетает. Речь идёт, в основном, о духовном, нравственном и патриотическом воспитании молодёжи. Модное словосочетание «духовно-нравственное» часто понимается превратно - ведь духов множество, о каких идёт речь? Подлинная нравственность может быть только в Боге, а иная духовность - от лукавого.
В зале, где мы сидим, на окнах висят жалюзи. Помню, в начале 90-х ко мне в кабинет пришли рабочие и заменили шторы на такие же. Они разом открывались небольшим поворотом, буквально взрывом света наполняя помещение. Подумалось: вот если бы мы - участники «круглого стола» - повернулись к Божьему свету, в районе стало бы реально светлее.
Отец Александр показывает на слайдах, как у него на приходе занимаются с детьми, ездят в крестные ходы, добираясь иной раз до Украины и Белоруссии. Конечно, такая работа нужна. Потом он говорит, что «если нас в школах к детям не допускают, то ничего ведь не мешает собирать их на улицах, в библиотеках». То есть предлагает партизанить вокруг школ. Конечно, такими способами можно кого-то привлечь, но понятно, что немногих. Однажды я спросил у тусующейся возле магазина молодёжи: «Где бы вы хотели проводить свободное время: в церкви, на дискотеке, в спортзале?» Они ответили: «Нам и тут хорошо». Вернувшись домой, они усядутся за компьютеры - и ни родители, никто другой влияния на них оказать не может. Такая ситуация. А священники, чтобы помочь детям, должны партизанить.
Кто-то из участников «круглого стола» спросил: «Может ли священник прийти в школу для беседы с ребятами?» Был ответ: «К сожалению, закон запрещает». Поэтому наши школы и становятся крепостями духовного невежества, то и дело выпуская из своих стен алкоголиков, наркоманов, блудников. Главная проблема Отечества в том, что его граждане не задумываются, зачем живут, что от каждого из них нужно Богу и людям. Могу назвать немало тех, кто был озарён светом Христовым, пережив свою немощь, опомнился. На десятый план отошли бани - эти храмы неоязычества, загородные дома, которые без Бога становятся большими гробами. Живут сейчас эти люди для Бога, для собственной души, ради ближних. Свет Христов просвещает всех, только повернитесь к нему.
После «круглого стола» нас пригласили на чаепитие. Женщина, которая накануне ездила в составе комиссии разбираться с пьяными, со слезами говорила: «Когда вы, батюшки, зашли, словно светлее стало, улеглись тревоги в душе». Радостно слышать. Конечно же, мы все при исполнении обязанностей - с нами вошли Дух Святой и сонм ангелов. И это было заметно.
Как-то после молебна в деревне Эжов подошла женщина, сказала: «Когда нам молиться: нужно корову накормить, подоить, навоз убрать, в лес сходить, за огородом уход необходим. Что нам, от скотины избавиться?» Спрашиваю: мол, разве Бог запретил вам ходить в лес или кормить коров? Бог благословил вам всё это, и если вы после трудов помолитесь, поблагодарите Господа - с Его помощью легче будет жить, дышать. Живите с Богом, живите в Свете.
Игумен Игнатий (Бакаев)