Язык войны

0
190
Время на чтение 5 минут

В статье Музей особого назначения в № 715 газеты вы рассказывали о чудесной помощи на войне в Афганистане - как крестик, зашитый под петлицей, «вытащил» солдата из плена, спас в неравном бою. Это очень яркие случаи. А чаще, наверное, такое происходило обыденно, что даже сам спасённый не сразу понимал, Кто ему помог. Вот одна такая история...

В церковь Гришу привела мама, когда ему, студенту третьего курса исторического факультета, пришла повестка в военкомат. Покрестился, причастился, как сам говорит, в экстренном порядке. Перед прохождением осмотра медкомиссии хотел было крестик снять, непривычный всё-таки атрибут того времени, но сказали: не стоит.

О том, что служить ему придётся в Афганистане, узнал на таджикской границе. Новобранцы-сибиряки вышли из самолёта и увидели непривычный их глазу пейзаж - пустынные пески, людей в халатах, как им показалось, банных и с полотенцами на голове, вдалеке пасущихся животных, похожих на оленей, позже узнали - ослы...

Привыкнуть к климату не успели: четыре дня им дано было на то, чтобы пройти спецподготовку, после чего их экипировали и направили в «горячую точку».

- Кандагар, - вспоминает Гриша, - очень красивый город, основанный во времена Александра Македонского, там удивительные природа и климат - когда бродил по окрестностям, казалось, попал в библейские времена. И одежда людей очень похожа на ту, которую описывают историки. Всё время не покидало ощущение, что вот-вот встречу Иоанна Предтечу, даже непривычно ёжился от мысли, что не знаю языка и ничего не смогу ему сказать...

Но очарование дивным краем прошло вместе с первым же боем.

- Когда мы устроились на привал после длительного перехода, на нас напала группа, или, как их там, банда бородатых мужиков. Я даже не понял, кто они, откуда и почему им нас надо непременно убить. У одного я увидел такой взгляд, как будто на меня смотрела сама преисподняя. В глазах - лютая ненависть, меня до сих пор в холод бросает, как вспомню... В общем, потери мы понесли приличные, причём, что странно, погибли наиболее подготовленные ребята - те, кто занимался каратэ, борьбой, прыгали с парашютом, а «ботаники», вроде меня, остались целыми и почти что невредимыми. После этого боя меня долго тошнило и хотелось помыться: не так, как в армии - общий душ, а грезилась баня. Но Афганистан и баня - понятия несовместимые.

Уже тогда - так сказать, в процессе службы - я стал узнавать, что это за страна такая. И от этих знаний стало мне, откровенно говоря, не по себе. По менталитету, развитию основное население застряло в средневековье. Многие верят в чёрную магию, носят с собой амулеты вроде зубов кобры, шепчут, как стихи, заклинания.

Считается, если придёшь в гости к местным, то они обязаны тебя принять, накормить-напоить. Хотя какая там еда - чай да лепёшки. Улыбаются, всё хорошо, а как уйдёшь, могут догнать и убить. Дома - ни-ни, а за порогом можно. Вот это - «нож в спину», что так противно нашему брату, - у них считается едва ли нормой. А может, и правилом, кто их там знает. И эта двойственность во всём. Помню, в каком-то городке был праздник и плов раздавали прямо на улице. Всем подряд. Ну, пошли наши солдатики, я остался в части: брезглив я от природы, уж лучше буду голодным сидеть, чем питаться вот так. Пришли они на площадь, им в пиалы положили из другого котла, при этом раздающие так широко улыбались - ешьте, мол, праздник у нас. Они взяли, и что-то не пришлось им по вкусу, хотя солдатские желудки, известное дело, даже гвозди перемалывают, но тут было что-то не то. Один товарищ пересыпал плов в газетку и принёс в часть, а мы как раз базировались в здании госпиталя, где много техники всякой: микроскопы, колбы, мензурки... Стали рассматривать внимательно «плов» - а это рис с мелко покрошенным кирпичом. Вот такое «восточное гостеприимство».

На войне как войне. Мечта одна - вернуться домой живым. А тут меня назначили старшим разведгруппы, после того как вся предыдущая не вернулась с задания. И я - нет, не то чтобы трус, но просто мне впервые в жизни по-человечески захотелось жить. Причём жить у себя дома. Плен хуже смерти. И тут стал я думать о Боге. Молитв, конечно, никаких не знал. Все мои богословские познания ограничивались двумя словами на нательном крестике: «Спаси и сохрани». Это главное. И я стал от себя молиться, так честно, как просят дети. Накатила на меня какая-то волна: сначала стало всё безразлично, но я снова вернулся к теме смерти, не захотелось родителей огорчать, а больше всего бабушку. Она у меня мировая! Заслуженный донор, между прочим... Сколько жизней спасла, получается. Ну, я так по-наглому, по-другому просто не умел тогда, думаю про себя: «Господи, уж прости, но хотелось бы, чтобы вся моя группа выжила». И по именам прошёлся. Просил я, чтобы Бог научил меня, как вести себя в тех условиях. Бывало ведь такое: разведчики всё сделают, возвращаются обратно - и на мине подорвутся, или гюрза сразу двух угробит. Страшное дело - война, особенно когда не знаешь ничего о той местности, где воюешь.

И тут я подошёл к костру, где «деды» курили. Сам-то я некурящий, даже дыма не переношу, но... ноги сами привели к тем, кто послезавтра должен был вернуться в Союз, домой. Разговорились. Они меня, как мальца непутёвого, давай учить. Поскольку народ в Афгане в большинстве случаев неграмотный, а про телефоны в то время даже речи не могло быть, то используется у них язык огня и камней. Например, если посветил ночью огонь факела и резко погас - пришёл нежданный гость, если два, то два, если больше семи - много. Идёшь по дороге - смотри внимательно на камни: если три камня на дороге вдоль рядышком - опасность от людей, могут быть мины; три камня поперёк - дорога неожиданно может прерваться, обвал, камнепад. Весь вечер я как губка впитывал эти знания. Ребята рассказывали, как на опыте познали этот язык: по одной и той же дороге могут сновать местные тарантайки туда-сюда - и ничего, а как поедет грузовик с солдатами - взорвётся. Целая наука.

На следующий день пошёл я на задание, и что скажешь - нашёл камни и вдоль, и поперёк. Сделал зарисовки, потом передал в штаб, когда вернулся.

И такая во мне буря поднялась. Вот это что получается - Господь услышал меня и показал, как выжить! Стал я мечтать хоть какую-нибудь молитву выучить, у меня же воспитание стопроцентно советское, даже дома, когда про себя мурлыкал что-нибудь в ванной, получалось: «Взвейтесь кострами, синие ночи»...

В тот же вечер увидел я на сослуживце какой-то странный пояс, он носил его под тельняшкой и старательно так прятал. Я пошутил, мол, никак пояс верности, а он, стесняясь, ответил, что специальная молитва на нём написана, которая от всех бед хранит. Попросил посмотреть, а это девяностый псалом. Я тут же его переписал и выучил, слова прямо про нас, золотые: «Наступиши и попереши льва и змия». Стал я читать псалом перед заданием - и всё гладко, как говорится, ни льва, ни змия, хотя до этого какой только живности не встречалось: видели и трёхногую гиену, и варана с выколотыми глазами - земля войны не умеет щадить людские чувства.

Ну вот, вернулся живой. Вы меня сейчас спросите, в какую церковь я стал ходить, когда пришёл из армии? Отвечу честно - ни в какую. Вернулся в университет, доучился, в аспирантуру не пошёл. Мечтал деньги зарабатывать. Жизнь потрепала, одно время хотел карьеру сделать в областной администрации, и сначала всё пошло как по маслу. А потом губернатор сменился, и меня как члена старой команды уволили. Причём быстренько так. Долго ходил безработным, всех виноватил в своих бедах. Постепенно жизнь наладилась, сейчас жена, две дочки, внучка скоро будет, работаю начальником снабжения в нефтяной компании...

Ольга ИЖЕНЯКОВА

http://www.rusvera.mrezha.ru/716/5.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ольга Иженякова
Сибирские воины
О тех, кто воевал с верой в Бога и молитвой
14.01.2016
«Чти отца и матерь свою»
История одного психологического опыта
30.09.2015
Все статьи Ольга Иженякова
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28