Язык войны

0
198
Время на чтение 5 минут

В статье Музей особого назначения в № 715 газеты вы рассказывали о чудесной помощи на войне в Афганистане - как крестик, зашитый под петлицей, «вытащил» солдата из плена, спас в неравном бою. Это очень яркие случаи. А чаще, наверное, такое происходило обыденно, что даже сам спасённый не сразу понимал, Кто ему помог. Вот одна такая история...

В церковь Гришу привела мама, когда ему, студенту третьего курса исторического факультета, пришла повестка в военкомат. Покрестился, причастился, как сам говорит, в экстренном порядке. Перед прохождением осмотра медкомиссии хотел было крестик снять, непривычный всё-таки атрибут того времени, но сказали: не стоит.

О том, что служить ему придётся в Афганистане, узнал на таджикской границе. Новобранцы-сибиряки вышли из самолёта и увидели непривычный их глазу пейзаж - пустынные пески, людей в халатах, как им показалось, банных и с полотенцами на голове, вдалеке пасущихся животных, похожих на оленей, позже узнали - ослы...

Привыкнуть к климату не успели: четыре дня им дано было на то, чтобы пройти спецподготовку, после чего их экипировали и направили в «горячую точку».

- Кандагар, - вспоминает Гриша, - очень красивый город, основанный во времена Александра Македонского, там удивительные природа и климат - когда бродил по окрестностям, казалось, попал в библейские времена. И одежда людей очень похожа на ту, которую описывают историки. Всё время не покидало ощущение, что вот-вот встречу Иоанна Предтечу, даже непривычно ёжился от мысли, что не знаю языка и ничего не смогу ему сказать...

Но очарование дивным краем прошло вместе с первым же боем.

- Когда мы устроились на привал после длительного перехода, на нас напала группа, или, как их там, банда бородатых мужиков. Я даже не понял, кто они, откуда и почему им нас надо непременно убить. У одного я увидел такой взгляд, как будто на меня смотрела сама преисподняя. В глазах - лютая ненависть, меня до сих пор в холод бросает, как вспомню... В общем, потери мы понесли приличные, причём, что странно, погибли наиболее подготовленные ребята - те, кто занимался каратэ, борьбой, прыгали с парашютом, а «ботаники», вроде меня, остались целыми и почти что невредимыми. После этого боя меня долго тошнило и хотелось помыться: не так, как в армии - общий душ, а грезилась баня. Но Афганистан и баня - понятия несовместимые.

Уже тогда - так сказать, в процессе службы - я стал узнавать, что это за страна такая. И от этих знаний стало мне, откровенно говоря, не по себе. По менталитету, развитию основное население застряло в средневековье. Многие верят в чёрную магию, носят с собой амулеты вроде зубов кобры, шепчут, как стихи, заклинания.

Считается, если придёшь в гости к местным, то они обязаны тебя принять, накормить-напоить. Хотя какая там еда - чай да лепёшки. Улыбаются, всё хорошо, а как уйдёшь, могут догнать и убить. Дома - ни-ни, а за порогом можно. Вот это - «нож в спину», что так противно нашему брату, - у них считается едва ли нормой. А может, и правилом, кто их там знает. И эта двойственность во всём. Помню, в каком-то городке был праздник и плов раздавали прямо на улице. Всем подряд. Ну, пошли наши солдатики, я остался в части: брезглив я от природы, уж лучше буду голодным сидеть, чем питаться вот так. Пришли они на площадь, им в пиалы положили из другого котла, при этом раздающие так широко улыбались - ешьте, мол, праздник у нас. Они взяли, и что-то не пришлось им по вкусу, хотя солдатские желудки, известное дело, даже гвозди перемалывают, но тут было что-то не то. Один товарищ пересыпал плов в газетку и принёс в часть, а мы как раз базировались в здании госпиталя, где много техники всякой: микроскопы, колбы, мензурки... Стали рассматривать внимательно «плов» - а это рис с мелко покрошенным кирпичом. Вот такое «восточное гостеприимство».

На войне как войне. Мечта одна - вернуться домой живым. А тут меня назначили старшим разведгруппы, после того как вся предыдущая не вернулась с задания. И я - нет, не то чтобы трус, но просто мне впервые в жизни по-человечески захотелось жить. Причём жить у себя дома. Плен хуже смерти. И тут стал я думать о Боге. Молитв, конечно, никаких не знал. Все мои богословские познания ограничивались двумя словами на нательном крестике: «Спаси и сохрани». Это главное. И я стал от себя молиться, так честно, как просят дети. Накатила на меня какая-то волна: сначала стало всё безразлично, но я снова вернулся к теме смерти, не захотелось родителей огорчать, а больше всего бабушку. Она у меня мировая! Заслуженный донор, между прочим... Сколько жизней спасла, получается. Ну, я так по-наглому, по-другому просто не умел тогда, думаю про себя: «Господи, уж прости, но хотелось бы, чтобы вся моя группа выжила». И по именам прошёлся. Просил я, чтобы Бог научил меня, как вести себя в тех условиях. Бывало ведь такое: разведчики всё сделают, возвращаются обратно - и на мине подорвутся, или гюрза сразу двух угробит. Страшное дело - война, особенно когда не знаешь ничего о той местности, где воюешь.

И тут я подошёл к костру, где «деды» курили. Сам-то я некурящий, даже дыма не переношу, но... ноги сами привели к тем, кто послезавтра должен был вернуться в Союз, домой. Разговорились. Они меня, как мальца непутёвого, давай учить. Поскольку народ в Афгане в большинстве случаев неграмотный, а про телефоны в то время даже речи не могло быть, то используется у них язык огня и камней. Например, если посветил ночью огонь факела и резко погас - пришёл нежданный гость, если два, то два, если больше семи - много. Идёшь по дороге - смотри внимательно на камни: если три камня на дороге вдоль рядышком - опасность от людей, могут быть мины; три камня поперёк - дорога неожиданно может прерваться, обвал, камнепад. Весь вечер я как губка впитывал эти знания. Ребята рассказывали, как на опыте познали этот язык: по одной и той же дороге могут сновать местные тарантайки туда-сюда - и ничего, а как поедет грузовик с солдатами - взорвётся. Целая наука.

На следующий день пошёл я на задание, и что скажешь - нашёл камни и вдоль, и поперёк. Сделал зарисовки, потом передал в штаб, когда вернулся.

И такая во мне буря поднялась. Вот это что получается - Господь услышал меня и показал, как выжить! Стал я мечтать хоть какую-нибудь молитву выучить, у меня же воспитание стопроцентно советское, даже дома, когда про себя мурлыкал что-нибудь в ванной, получалось: «Взвейтесь кострами, синие ночи»...

В тот же вечер увидел я на сослуживце какой-то странный пояс, он носил его под тельняшкой и старательно так прятал. Я пошутил, мол, никак пояс верности, а он, стесняясь, ответил, что специальная молитва на нём написана, которая от всех бед хранит. Попросил посмотреть, а это девяностый псалом. Я тут же его переписал и выучил, слова прямо про нас, золотые: «Наступиши и попереши льва и змия». Стал я читать псалом перед заданием - и всё гладко, как говорится, ни льва, ни змия, хотя до этого какой только живности не встречалось: видели и трёхногую гиену, и варана с выколотыми глазами - земля войны не умеет щадить людские чувства.

Ну вот, вернулся живой. Вы меня сейчас спросите, в какую церковь я стал ходить, когда пришёл из армии? Отвечу честно - ни в какую. Вернулся в университет, доучился, в аспирантуру не пошёл. Мечтал деньги зарабатывать. Жизнь потрепала, одно время хотел карьеру сделать в областной администрации, и сначала всё пошло как по маслу. А потом губернатор сменился, и меня как члена старой команды уволили. Причём быстренько так. Долго ходил безработным, всех виноватил в своих бедах. Постепенно жизнь наладилась, сейчас жена, две дочки, внучка скоро будет, работаю начальником снабжения в нефтяной компании...

Ольга ИЖЕНЯКОВА

http://www.rusvera.mrezha.ru/716/5.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ольга Иженякова
Сибирские воины
О тех, кто воевал с верой в Бога и молитвой
14.01.2016
«Чти отца и матерь свою»
История одного психологического опыта
30.09.2015
Все статьи Ольга Иженякова
Последние комментарии
Похоже, русские патриоты заскучали без гражданской войны
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
05.02.2025 10:57
Божия Матерь остаётся Державной Владычицей нашей Русской земли
Новый комментарий от Александр Волков
05.02.2025 10:54
Конец экуменизма
Новый комментарий от Александр Волков
05.02.2025 10:34
«За Руиной приходит большая и сильная Россия»
Новый комментарий от Владимир Николаев
05.02.2025 10:32
ТРАМПлин для Америки и освобождение Новороссии
Новый комментарий от Владимир Николаев
05.02.2025 10:28
Почему русские не рожают?
Новый комментарий от учитель
05.02.2025 10:05
«Нас заставляют совершить каноническое преступление»
Новый комментарий от Владимир Николаев
05.02.2025 09:59