Как Сергий пришел на Вятку

0
272
Время на чтение 7 минут

По совету Патриарха

Нижняя, Средняя и Верхняя Тоймы - деревни, обступившие автотрассу сразу от пригорода Вятских Полян. Они растянулись на десятки километров, переходя друг в друга. Но, несмотря на это, оставались деревнями - здесь никогда не было храма. И вот в этом году Средняя Тойма изменила свой статус, став селом и центром религиозной жизни округи.

Церковь здесь появилась на месте бывшего пустыря, заросшего дикими кустами и заваленного мусором. Она словно чудесный терем из русской сказки - сбитая из брёвен, украшенная резным кружевом, с крыльцом и колокольней. От неё открывается великолепный вид на округу: поросшие лесом холмы, крепкие дома у их подножий и дорога, по которой проносятся «озабоченные делами насущными» автомобили. А в церкви легко и покойно, по-домашнему уютно. Торжественность вносит необычной формы - в виде имперской короны - иконостас. Так автор внутреннего убранства воплотил пожелание заказчика - отразить жертвенность Царственных страстотерпцев. Для этого и Голгофу - большой резной крест - поместили прямо на Царских вратах. По замыслу храм должны были освятить в честь иконы Божией Матери «Державная» ещё в ноябре прошлого года - ко Дню празднования 400-летия Дома Романовых. Но тут вмешался случай.


Владыка Даниил на освящении храма преп. Сергия

Освящение несколько раз откладывалось, пока, наконец, не была определена дата - 13 июля 2014 года. Паства, разумеется, с нетерпением ждала этого дня - до сих пор молебны проходили в крохотном старом здании библиотеки. Но за две недели до торжества епископ Уржумский и Омутнинский Даниил сообщил настоятелю Тойменского прихода протоиерею Борису Бабушкину о решении присвоить новому храму совсем иное имя. А произошло следующее. Во время посещения Троице-Сергиевой лавры владыка встретился с Патриархом Кириллом. В разговоре о делах епархии Святейший спросил, не открывается ли на Вятке в ближайшее время храм. «Хорошо бы, - сказал он, - в память празднования 700-летия со дня рождения всея Руси чудотворца, преподобного Сергия Радонежского, назвать в его честь новую церковь». Владыка Даниил тут же вспомнил о Тойме...

Чем больше думаешь об этой истории, тем удивительней она кажется. И началась она не в Троице-Сергиевой лавре и даже не пятнадцать лет назад, когда отец Борис Бабушкин, возглавлявший тогда Малмыжское благочиние, спросил вятско-полянского предпринимателя В. И. Смолюка, не желает ли тот поучаствовать в строительстве церкви в Тойме. С давним помощником и благотворителем батюшку связывала не только дружба, но и сама деревня: оба родом из Средней Тоймы. А какой православный не мечтает, чтоб на его малой родине был храм? Нет, всё началось намного раньше...

Обращение

В начале 90-х вятско-полянский завод «Серп и Молот» занимал ещё заметное место в оборонке страны и был бюджетообразующим предприятием города. На нём работало, без преувеличения, больше половины взрослого населения города. Для рабочих были созданы все условия не только для труда, но и для отдыха - по всей округе, например, славилась заводская художественная самодеятельность. Заводчане часто выезжали с концертами в сельскую местность. Вот и в тот раз собрался полный сельский клуб. Особенно понравился зрителям солист ансамбля Борис Бабушкин.

Зал провожает его громкими аплодисментами. Кланяясь, артист уходит за кулисы и попадает в... церковь: со стен и сводов «очага культуры» смотрят на него святые старцы, Богородица, Сам Христос. Когда-то в селе потратили немало сил и средств, чтобы древнюю церковь превратить в современный клуб - входящие в зрительный зал даже и не догадывались, что здесь когда-то молились Богу. Всё перестроили, а на место за сценой махнули рукой - мол, всё равно не видно. Борис вырос в верующей семье, и поэтому открытие это повергло его в ужас: на амвоне пляшут и поют, а в алтаре переодеваются!

В то время завод ещё работал, зарплата выдавалась, одной из самых хорошо оплачиваемых рабочих специальностей считалась профессия сварщика. Поэтому весть о том, что сварщик Борис Бабушкин подал заявление об уходе, вызвала изумление: молодой специалист, на хорошем счету, перспективы профессионального роста, звезда художественной самодеятельности, даже на областных конкурсах побеждает, - чего не хватает? Неужели нашёл место денежнее? Ещё больше удивились бывшие коллеги, когда узнали, что Борис поёт теперь в церковном хоре и, видимо, работа эта не денежная, раз подрабатывает и сторожем в художественной школе. А ещё поговаривали, что он вместе с семьёй стал часто ездить по святым местам... И это была правда: после возвращения с тех сельских гастролей Борис долго не мог спать, всё в нём словно перевернулось - как жить дальше? Как прежде, он понял, уже не будет...

В паломнические поездки Борис отправлялся с маленькими сыновьями, чтобы и они смогли изучить историю Отечества не по учебникам. Неизгладимое впечатление произвело на них первое посещение Троице-Сергиевой лавры. Было лето. Подмосковный городок встретил их буйством зелени. В Загорск они приехали к полудню, пошли по тенистой аллее - и вдруг деревья расступились, открыв белоснежные стены монастыря. Залитый ярким солнцем, он казался невесомым, словно сошедшим с небес. А вечером попали на службу. На протяжении её Борис стоял затаив дыхание, а едва приблизился к раке преподобного Сергия Радонежского - ощутил такое ликование, какое бывает только у путника, блуждавшего во тьме и внезапно вышедшего к спасительному свету. Покидая святое место, он уже знал точно, в чём смысл его жизни.

Служение


Во 2-м ряду в центре - о. Борис, слева - о. Владимир из Кильмезского благочиния, справа - о. Анатолий из села Старый Бурец. В центре 1-го ряда - вятский звонарь Александр Максимов

В 1993 году из Малмыжа к певчему Никольского храма Вятских Полян приехала прихожанка. Она попросила его... принять священство и возглавить их храм. Позже отец Борис узнал, что таковым было желание протоиерея Аркадия, настоятеля Богоявленского храма, с которым ему довелось служить ранее. Она объяснила, что их батюшка смертельно болен. Но получила отказ: слишком неожиданным для вчерашнего мирянина стало предложение - полагал, что не достоин. Приезжали во второй раз, в третий, уже и целой делегацией. А было у него иное желание - прислуживать священнику в качестве пономаря, а в 40 лет стать дьяконом. Нравилось дьяконское служение. Что делать? Поехал он тогда в Удмуртию в село Поршури, к своему духовному отцу, митрофорному протоиерею Виктору Максютину. Тот благословил его на священство в Малмыж. А для укрепления духа послал Бориса в Троице-Сергиеву лавру к архимандриту Науму. Старец встретил словами: «Вот неуч явился». Однако благословил гостя на принятие сана и дал множество духовных книг. Позже отец Борис поступил в Духовную академию - и жизнь уже прочно связала его с Троице-Сергиевой лаврой, было счастьем иметь возможность каждый день бывать у мощей преподобного Сергия.

Позже, будучи уже благочинным, отцу Борису пришлось много потрудиться для благоукрашения Богоявленского храма в Малмыже и для восстановления православия в округе. В сёлах Рожки, Савали, Дерюшево впервые после долгих лет запустения зажигались огоньки веры именно благодаря ему. Поклонные кресты, первые службы, первые крестные ходы... В самом Малмыже он положил традицию Царского крестного хода - от Богоявленского собора по городу до стадиона, к месту, где в честь коронации последнего царя была выстроена часовня. Мечтал возродить и её. Но, прослужив 10 лет в Малмыже, отец Борис покинул обжитое место, перейдя в село Слудка под Вятскими Полянами.

Там церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы была разрушена почти полностью. Вместо средней части - огромная яма. Как и с кем возрождать храм? Встречать своего батюшку от Слудского прихода вышла только одна бабушка, Ираида, с букетом полевых цветов.

Ох и тяжко было возделывать эту пустынь: даже на воскресных службах от двух до пяти человек. И пожертвований на восстановление храма с колхозников, получающих мизерную зарплату, не соберёшь. Одно лишь упование - на Божью Матерь. И Она посылала помощь - находились благотворители. Подняли колокольню, прежние очертания получила средняя часть храма. Но главное - возрождалась духовная жизнь села. В слудскую воскресную школу, открытую батюшкой, стали приезжать дети даже из города, а на исповедь к отцу Борису часто прибывали его духовные чада из Кирова, Москвы, Малмыжа, Казани, Сергиева Посада, Вятских Полян...

Храм преподобного


Храм преп. Сергия Радонежского

А потом дошла очередь и до родного села. «Не по силам ношу берёшь», - предупредил отца Бориса глава Вятско-Полянского благочиния, ныне покойный, отец Алексей (Сухих), побывав на первом собрании Тойменской общины в 2007 году. Но всё же одобрил его замысел. А тогдашний митрополит Вятский и Слободской Хрисанф благословил строительство храма в честь иконы Божией Матери «Державная». Поначалу было множество искушений. Например, тяжёлой волокитой обернулось оформление земли - пустырь ничей, а значит, не подлежит ни продаже, ни передаче. Когда перечислили первые 100 тысяч рублей, батюшка вдруг испугался: а что если больше не будет пожертвований, дело, начавшись, застопорится навсегда? Но Божья Матерь и здесь помогала отцу Борису и его пастве, отвечая на их горячие молитвы и упорный труд. И вот долгожданный день настал...

...В половине восьмого утра у храма собрались не только местные жители, но и гости. Было пасмурно, дул пронизывающий ветер. Многие не поместились в храм - им пришлось остаться на улице, участвуя в торжественной службе с помощью трансляции из динамиков. Богослужение возглавил епископ Уржумский и Омутнинский Даниил. Из Кирова приехал старший звонарь Вятской епархии Александр Максимов со звонницей.

Самым торжественным моментом службы стало освящение престола во имя Сергия Радонежского. В своём слове к собравшимся и епископ Даниил, и настоятель храма отец Борис говорили о том, насколько важно, чтобы церковь стала не просто украшением местности, но и настоящим очагом духовности, центром общественной жизни села.

После богослужения и крестного хода вокруг храма прихожане не спешили расходиться. Собрались у входа, чтобы послушать поздравление владыки... В этот момент солнечный луч, прорезав свинцовую завесу, осветил собравшихся, зажёг крест на церкви. Тут же словно чьи-то руки раздвинули тучи, разметали их по краям неба. И солнечный свет хлынул на землю, согревая простоявших на пронизывающем ветру всю службу людей золотым теплом. «Это Пресвятая Богородица благословляет наш храм, благословляет нас, - зашептали в толпе. - Она послала нам заступника и покровителя. Преподобный отче наш Сергие, моли Бога о нас!»

Наталья ЧЕРНОВА

http://www.rusvera.mrezha.ru/713/3.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Наталья Чернова
Все статьи Наталья Чернова
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06