Как всё изменилось

0
235
Время на чтение 10 минут

«ВОТ УВИДИТЕ!»

Место, где стоит город Вятские Поляны, в XVI веке представляло собой глухой лес - идеальное место для уединения и молитвы. Неслучайно здесь возник мужской монастырь во имя Рождества Христова. О его величии сегодня можно судить лишь по количеству насельников - 700 человек. Монахи рубили лес, ловили рыбу в Вятке, занимались бортничеством и ремёслами. Было организовано даже производство кирпича. Постепенно сюда стал стекаться православный люд. Образовалось село Усады. Во времена Екатерининских церковных преобразований монастырь был упразднён. Но всё же память о нём продолжала жить в народе - подумать только: после Великой Отечественной войны, когда все церкви в округе были закрыты, люди на этом самом месте построили маленький деревянный храм. В конце 1950-х в нём ещё звучала молитва, крестили, венчали, отпевали. Усады вошли тогда в городскую черту. Эра хрущёвской космической эпохи ударила тяжёлым молотом: храм закрыли и сделали к нему пристройку, чтобы разместить здесь детский сад. Без капитального ремонта деревянное здание пришло в негодность, и в начале 1990-х было признано аварийным.

1995-й стал годом второго рождения святыни - по инициативе тогдашнего Вятско-Полянского благочинного отца Алексея Сухих здесь началось возведение Богородичного женского монастыря во имя Рождества Христова. А в 1999 году сюда приехали журналисты газеты «Вера». В очерке «Под большим шатром голубых небес» (№ 400, ноябрь 2001 г.) было лишь сказано: «О Христо-Рождественской обители рассказ отдельный, в рамки этого очерка он не вмещается». Наверняка православных журналистов поразил не только масштаб предстоящих работ - на фотографии, сделанной тогда для истории, у только что вырытой под коллекторный колодец ямы стоят тринадцать монахинь и инокинь. На их лицах радость и решимость - монастырю здесь быть! Недаром, прощаясь с гостями, инокиня Кирилла приглашает приехать сюда через несколько лет:

- Вот увидите, как здесь всё изменится!

МЕСТО СВЕТЛОЕ

07074526_Над входом в храм во имя Иверской иконы Божией матери

Монастырь, зажатый частными домами, открывается взору не сразу: проезжая по дороге, ведущей из города в южном направлении, замечаешь сначала зелёный купол под золотыми крестами, потом белых ангелочков, смиренно взирающих на людей со столбов ограды и ворот, и уж потом в просвете между домами откроется целый архитектурный ансамбль: храм во имя Иверской иконы Божьей Матери с большой мозаичной иконой над входом, сестринский корпус с домашней церковью в честь Рождества Христова. Славится монастырь и роскошным цветником, и огородом, расположенным в глубине двора, с теплицами, с овощными грядками. Заложен и фруктово-ягодный сад. Так что сбылось обещание инокини Кириллы: Рождественский монастырь сегодня является не только достопримечательностью Вятских Полян, но и настоящим духовным центром - прихожане собираются сюда на богослужения даже с отдалённых окраин города. Говорят, здесь чувствуется особый дух...

Важные перемены за эти годы произошли и в жизни самой инокини. Она приняла мантийное монашество, а затем и руководство обителью по благословению старца архимандрита Кирилла (Бородина).

- Место здесь светлое, - сообщает мне матушка как о непреложном факте, - так сказал сам старец.

Продолжатель традиции старчества архимандрит Кирилл (Бородин) (†1998), оказывается, благословил возведение монастыря в Вятских Полянах ещё в самом начале и до своей смерти духовно окормлял обитель. Сегодня духовный наставник монастыря - карагандинский архимандрит Пётр (Горошко). Старец Кирилл предостерегал, что будет нелегко, но утешал: в любых испытаниях Матерь Божия отзовётся на просьбы молящихся. Так и вышло. Чего только стоила очистка территории от мусора, ведь на месте бывшего детского сада возвышалась несанкционированная свалка. Монахини вывезли тогда около десяти «КамАЗов». Только расчистили, как местные жители опять навалили кучи. Видимо, правду говорят: на осквернённое святое место нечистая сила стремится особо. А сколько раз случались кражи стройматериалов, других ценностей! Аккумулятор чуть ли не каждую неделю снимали. Ночью украдут, а наутро его же несут в монастырь: не хотите ли купить по сходной цене, вам, наверное, нужно... Да и соседи поначалу оказали недружелюбный приём: дело в том, что после закрытия детсада никто из них не упустил возможности откусить от его земли по несколько соточек - а ну как придётся возвращать?

- Руки опускались? - спрашиваю у матушки, и она ни на секунду не задумывается:

- Никогда! Мы ведь всё делали с молитвой и каждый год ходили с сёстрами в Великорецкий крестный ход, так что и Николай Угодник молился о нас Богу. Сначала жить было негде, и мы спали в строящемся храме - его возводили точно по очертаниям прежнего. И каждую ночь слышали отдалённый, словно бы из-под земли, колокольный звон и пение мужского хора.

Постепенно жизнь монастыря налаживалась: возвели сестринский корпус, где первым делом обустроили домовую церковь, с соседями договорились о долгосрочном выкупе у них своей земли, появились помощники, жертвователи.

С матушкой Кириллой мы беседуем в помещении церковной лавки, пользуясь перерывом в её многочисленных делах и заботах.

ВСЯ В ЧЁРНОМ

Рассказывая историю возрождения своей обители, матушка удивляется сама себе:

- Надо же, уже 20 лет прошло. Значит, в августе надо отметить юбилей...

А для неё всё как будто было вчера...

Начиналось же всё так.

Таня Коршунова росла обычной советской девушкой с обычными мечтами советского счастья: во-первых, уехать из провинциального городка, поступив в какой-нибудь столичный вуз; во-вторых, выйти по любви замуж, накопить денег и купить квартиру, машину, дачу. Первый этап жизненного плана удался: она поступила в Ленинградский строительный институт, после окончания вышла замуж. Осознание того, что для счастья ей нужно нечто иное, чем квартира и машина, пришло намного позже, когда за плечами был развод с мужем, годы работы не по специальности в диспетчерской автотранспортного предприятия. Просто однажды, выйдя из храма, куда она любила захаживать, чтобы, любуясь живописью икон и фресок, отдыхать от повседневной суеты, ощутила желание приблизиться к Богу. Может, эту мысль ей внушила матушка Ксения Петербургская, явившая маленькое чудо.

Дочка Татьяны выросла и собралась замуж. Потребовался жилищный размен. Татьяне очень хотелось помочь молодым, но уезжать с Васильевского острова, где они жили до сих пор, так не хотелось. О помощи попросила блаженную Ксению, и та помогла: неожиданно нашлись две очень хорошие квартиры и, что самое невероятное, обе недалеко от их прежнего дома!

Однажды подруга позвала её сходить с нею за компанию к женщине, которая якобы видела будущее. Странной оказалась та дама: лишь успела взглянула на гостей, как спросила Таню: «А почему я вижу тебя всю в чёрном?»

Этот вопрос она вспомнит годы спустя, когда та же подруга однажды заявила: «На Украине есть монастырь с очень сильным духом. Может, пойдём туда?» И Татьяна согласилась! Только вначале съездит в Вятские Поляны в отпуск к родителям.

- А у нас в Усадах женский монастырь открылся, - сообщили они и удивились, насколько живо дочка встретила эту полянскую новость. Значит, Бог неслучайно привёл её в родной город именно в этот момент...

Так Татьяна Михайловна стала инокиней, потом и монахиней Кириллой, а монастырь стал ей вторым родным домом, в обустройстве которого матушке пригодилось строительное образование. Вместе с Николаем Фёдоровичем Кисельниковым она разрабатывала проект храма, рассчитывала сопротивление материалов, прорабатывала технику безопасности. Николай Фёдорович всю жизнь проработал на Вятско-Полянском заводе «Молот», был заслуженным рационализатором. И в монастыре трудился во славу Божию.

Пригодился матушке и диспетчерский опыт - руководить пришлось и женщинами, и мужчинами самых разных характеров.

ДЕТИ И МОНАСТЫРЬ

- Семь лет назад построили ещё одно здание - для воскресной школы и детского центра. В этом была насущная необходимость? - этот вопрос я задаю уже инспектору воскресной школы Елене Ивановне Ушаковой.

- Конечно! В прошлом я работала директором общеобразовательной школы, - вспоминает Елена Ивановна. - Постперестроечная школьная анархия коснулась и нас: дети стали грубыми, курили, сквернословили. В моду вошло презрение к собственной истории, к Родине - словом, срочно надо было что-то делать, чтобы не потерять целое поколение. Единственный выход мы, педагоги, видели в нравственном воспитании. Поэтому определили три направления: кадетство, русская школа, святыни и светочи России. Прошли по ним курсы в Вологде, Петербурге, Москве. Стали разрабатывать и собственные программы. Например, «Надежда России» - программа по патриотическому воспитанию средних классов, разработанная Галиной Александровной Шишкиной, - в Кировском институте переподготовки педагогических кадров была утверждена и рекомендована для внедрения в другие детские учебные заведения...

Вятские Поляны - многонациональный город, и, хотя православные уроки мы проводили исключительно в рамках дополнительного образования, нашими противниками с успехом была разыграна национальная карта. В результате этого нам настоятельно рекомендовали православную тему свести на нет.

Большинство из моих соратников - верующие люди, многие являются прихожанами нашего монастыря, поэтому они предложили создать православную школу. Матушка Кирилла нас поддержала, и в 2007 году здесь началось строительство. Мы, семь педагогов, ушли из общеобразовательной школы и стали работать на строительстве наряду с рабочими. Позже к нам присоединились родители будущих воспитанников. Весь уют наводили собственными руками: шили занавески на окна, мастерили мебель, готовили учебные пособия.

В воскресную школу принимаются все желающие дети в возрасте от 4 до 17 лет. С самого первого дня работы школы дети ведут её летопись: чем им запомнился день, неделя, год. Обучение идёт по предметам: Закон Божий, основы православной культуры, церковнославянский язык, духовное пение. В старших классах добавляются основы нравственного уклада православной семьи, домоводство. В программу также входит и трудовое воспитание: уборка помещений, снега, помощь монастырю на сельхозработах.

Спрашиваю, охотно ли ребята выполняют трудовую повинность.

- Кому ж хочется возиться с тряпкой или копать картошку! - улыбается моя собеседница. - Некоторые вначале даже отказывались. Но, взрослея, дети поняли, что физический труд необходим, а если видеть конкретные плоды своих рук, так и вообще может быть интересен. Поэтому многие выпускники теперь, когда навещают нас, первым делом спрашивают: «Что надо сделать?» С удовольствием вспоминают и сенокос, и картошку. Вспоминают, конечно, и праздники. Самые любимые, разумеется, Пасха и Рождество.

Вот уже четвёртый год устраиваем Рождественский марафон, который длится с 7 часов сочельника до 7 часов вечера Рождества. Сначала убираем комнаты, двор, затем разговариваем с воспитанниками о празднике, о его смысле, значении для человечества, потом дети готовятся к исповеди: расходятся по укромным уголкам, пишут на бумажках свои грехи. И идём в храм на службу. После трапезы старшие ребята отправляются в крестный ход вокруг города за его духовное возрождение. Идём и поём молитвы. Ребята, оставшиеся в монастыре, читают в это время Евангелие. По завершении крестного хода вокруг города - небольшой отдых на сон. Утром с рождественскими подарками, колядками идём по домам наших сотрудников, друзей. Наколядовавшись, встречаем гостей уже у себя дома, то есть в монастыре. По окончании праздничного представления - рождественская ярмарка. Далее в программе: праздничная трапеза и подвижные игры. С удовольствием дети играют, например, в пантомиму на тему «Что я увидел на улице». Каждый без слов должен рассказать, что его заинтересовало во время праздничной прогулки: птица, снег, украшенная ёлочка и тому подобное. Рождественским вечером к нам приходят артисты - поём с ними, танцуем. В завершение садимся все - и педагоги, и дети - на «Вечернюю свечу» и за чаем обсуждаем марафон и подводим его итоги. Тех, кто дошёл до финиша, награждаем. Причём дети сами выбирают лучших, обязательно объясняя, за что претендент достоин победы. В последний раз, например, среди победителей оказался мальчик, который в Рождественскую службу впервые в жизни исповедовался. «Это очень серьёзный шаг, и он его сделал», - сказала его группа поддержки.

В тот день, когда я приехала в монастырь, намечен был праздник для воспитанников православного детского центра, то есть для малышей от полутора до семи лет. Я получила приглашение и с удовольствием его приняла.

И вот я иду к деревянной лестнице, ведущей на второй этаж в актовый зал, мимо учебного класса, игровой комнаты, столовой, спальни. Конечно же, заглядываю в них - и получаю удовольствие от любования милой, по-домашнему уютной обстановкой. Вдруг как-то сладко сжалось сердце, словно попала в свой мир детства, придуманный давно-давно... Вот множество добрых красивых игрушек, поиграть с которыми так и тянется рука, а в столовой большой обеденный стол стоит так торжественно, что, кажется, на него должны подавать только царские блюда. А в спальне выстроились многоуровневые деревянные кроватки, похожие на волшебные разноцветные коробочки с запасами сладких детских снов...

Звучат начальные аккорды музыкального спектакля, и на сцену выходит Петушок. У него беда: потерялось «кукареку». На помощь приходят Белочка, Котик, Зайчик и другие сказочные персонажи. Среди зрителей отец Михаил (Рыжий), штатный священник монастыря, и отец Борис (Бабушкин). Батюшки также преподают в воскресной школе, духовно окормляют и детский центр. Отец Михаил уже 10 лет является духовником монастыря, а отец Борис ещё возглавляет Вятско-Полянский родительский комитет, тоже действующий на базе воскресной школы. На сцене разыгрываются нешуточные страсти: Петушка чуть не унесла Лиса! Но в конечном счёте победила дружба, и герой сказки остался не только цел и невредим, но и отыскал своё «кукареку». По завершении сказки я знакомлюсь с их родителями.

- Когда я решила отдать в воскресную школу своего старшего, - рассказывает молодая многодетная мама Лена Шишкина, - муж отнёсся к этому как к блажи. А теперь сам приобщился к православному укладу жизни. Даже молиться перед едой и сном начал вместе с нами. Перемена произошла, думаю, потому, что он сравнил, каким был ребёнок раньше и каким стал теперь: более добрым, послушным, разумным... Сравнивает с другими детьми, которых воспитывают в духе нашего времени. Здесь ребёнок получает всё, что нужно для его духовного развития, при этом его не отрывают от внешнего мира, но учат различать добро и зло, полезное и вредное, противостоять пагубным соблазнам. К моей большой радости, два года назад открылся ещё и православный детский центр, так что, как только моей младшей дочке исполнилось полтора года, я тут же привела в монастырь и её. Если бы здесь ещё открыли и православную гимназию, тогда я бы не беспокоилась о дальнейшем образовании моих детей после окончания воскресной школы, об их судьбе. Думаю, многие родители мечтают о том же.

Алексей Медведев, у которого так же, как и у Елены, трое детей (старшему из его мальчиков 14 лет), говорит:

- Проблемы переходного возраста возникают у подростка тогда, когда он находится в противоречии по отношению к взрослым. Православное же воспитание учит и ребёнка, и взрослого понимать друг друга, быть одним целым. Этому помогают наши совместные с детьми паломнические поездки, походы. Нынешним летом, например, плавали по Вятке. Очищали от мусора её берега, ночевали в палатках, пищу готовили на костре... Утренние молитвы читали при восходящем солнце, а вечерние - при заходящем. Представляете, как было торжественно и романтично?! Я, например, сам почувствовал себя подростком. А дети вынесли из похода очень важный урок: природа тоже храм Божий, который требует к себе благоговейного бережного отношения.

В этом году младшему сынишке выделили место в детском саду недалеко от нашего дома, но мы отказались. Приводим его сюда, хотя живём на другом конце города, потому что здесь всё сделано с молитвой, всё дышит любовью.

...Выйдя из здания детского православного центра, направилась я не на улицу, а по узкой тропинке через огород, вокруг храма - чтобы ещё раз поклониться храмовой иконе, попросить у Божьей Матери спасения и благословения этой обители.

http://vera-eskom.ru/?p=5984

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Наталья Чернова
Все статьи Наталья Чернова
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от учитель
22.11.2024 14:50
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
22.11.2024 14:24
Трамп – это просто «Вучич», но калибром побольше?
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
22.11.2024 13:43
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
22.11.2024 13:22
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Ленчик
22.11.2024 13:22
Рецензия на сериал «Плевако»
Новый комментарий от Фиалка
22.11.2024 12:22
Зачем?
Новый комментарий от Владимир Николаев
22.11.2024 09:56