Историческая литература, несомненно, самая популярная. Недостатка в ней нет. Но история, события которой осмыслены духовно, когда за известными событиями историй проявляет Божий Промысел, крайне редка. В книге Леонида Петровича Решетникова «Вернуться в Россию» со всей очевидностью видно, что историю творит Бог. Всемогущество и Премудрость Божия проявляются в том, что Бог творит историю, не посягая на свободу человека.
Господь создаёт своим промыслом обстоятельства, в которых народ свободно
делает выбор - позитивный или негативный. И в зависимости от этого
выбора Бог создаёт новые обстоятельства и таким образом ведёт свой народ
ко спасению, не посягая на его свободу.
Книга «Вернуться в Россию» раскрывает именно духовный смысл истории
России, заставляет за известными всем событиями увидеть Промысел Божий.
Три главы книги последовательно раскрывают духовные смыслы монархии.
В первой главе автор говорит о монархии как богоугодной власти. Во
второй - о свержении монархии как акте богоборчества. В третьей - о
демонической подмене монархии, утверждении «монарха» без Бога.
Леонид Петрович Решетников в своей книге рассуждает о духовном основании
власти. Во времена, когда языческий император Калигула присваивал себе
божественное достоинство, апостол Павел писал: Всякая душа да будет
покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же
власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию
установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение (Рим. 13,
1-2).
К сожалению, в истории толкования этих слов апостола слишком
подчёркивалась мысль о том, что всякая мирская власть, добрая она или
злая, - «от Бога». Из истории известно, что это часто вело к
злоупотреблениям. Сказать о том, что «власть от Бога», - всё равно что
ничего не сказать, ибо всё от Бога, не только власть. Более адекватным
переводом мог бы быть такой: «Не ведь есть власть, если не от Бога».
Именно эта мысль подчёркивается Леонидом Петровичем, когда он говорит об
имперской власти и о «сборище сатанинском» (см. Откр. 2, 9),
расправившимся с Божиим помазанником. Апостол пишет, что власть всего
лишь служанка Божия (ср. Рим. 13, 4), а монарх есть Божий слуга, но
именно Божий. Он реализует волю Божию, а воля Божия, благая, угодная и
совершенная (Рим. 12, 2).
Леонид Петрович Решетников, как и монархист Л.А. Тихомиров, пришёл к
выводу, что монархия является самой совершенной формой жизнеустроения.
Проанализировав формы власти Аристотеля, Л.А. Тихомиров задался
вопросом: почему вообще возможна власть? По мнению Л.А. Тихомирова,
выбор принципа верховной власти зависит от нравственно-психологического
состояния нации, от её идеалов и мировоззрения. Он считает, что если «в
нации жив и силён некоторый всеобъемлющий идеал нравственности, всех во
всём приводящий к готовности добровольного себе подчинения, то
появляется монархия».
Развивая эту мысль, Л.П. Решетников пишет: «Подлинная монархия вечна,
ибо она не замыкается на конкретной личности, на тирании, а признаёт над
собой только Бога и служит Ему и своему народу».
Л.А. Тихомиров заключает свой главный труд «Монархическая
государственность» выводом: «Государственность при монархической
верховной власти наилучше обеспечивает качественную сторону
коллективного творчества, она же (монархия) наилучшим образом
обеспечивает и количественную коллективную деятельность, поскольку
особенно способна к объединению больших и разнородных масс». Однако,
заключает Л.П. Решетников, «монархия требует от народа гораздо более
высокого уровня духовного развития, чем республика или диктатура». Для
этой совершенной формы власти необходимо и достаточно высокое
духовно-нравственное состояние общества. И.А. Ильин, рассуждая о
возрождении монархии в России, отмечает: «Монархия должна быть
подготовлена религиозно, морально и социально; иначе "провозглашение"
окажется пустым словом и началом нового разложения...»
На конкретных исторических примерах Леонид Петрович Решетников
показывает, что, служа царю, гражданин России служил Богу, то есть был
сотворцом истории своего Отечества. А противление этому служению
обрекало на гибель личную и всей страны.
Леонид Петрович даёт блестящее объяснение нашего поражения в Гражданской
войне. Силы, оказавшие сопротивление советской власти, были
антибольшевистские, но они не были носителями идеи монархического
возрождения России, то есть, по сути, и не были белогвардейскими.
Отсутствие позитивного качества и явилось причиной поражения, а качества
негативного оказалось явно недостаточно для победы.
Автор в своём труде аргументированно показывает, что врагу не важно -
коммунистической, социалистической или демократической будет России.
Лишь бы она не была монархической, то есть святой, а значит - сильной.
Протоиерей Димитрий МОНИЧЕВ
http://www.russdom.ru/node/7746