Открывается прекрасный мир веры

Беседа с митрополитом Курским и Рыльским Германом (Моралиным)

0
251
Время на чтение 8 минут

Владыка, Курск, как и Дивеево, связан с именем прп. Серафима Саровского. Как батюшка Серафим продолжает свою жизнь в Курске в наши дни?

Можно сказать, что преподобный Серафим в Курске жил и живет до сих пор, потому, что это, конечно, самый почитаемый и любимый святой, и куряне гордятся своим знаменитым земляком. Каждый знает, что Сергиево-Казанский собор - это украшение Курска - построен родителями преподобного Серафима Саровского, и там было чудо, когда отрок Прохор, поднимаясь на строящийся собор вместе со своей матерью, упал и промыслом Божиим остался жив, цел и невредим. На месте его падения установлена сень. Известно, что дом Преподобного был недалеко от Казанского собора. Воскресенско-Ильинская церковь была приходским храмом семьи Мошниных. В ней крестили будущего преподобного Серафима, здесь он молился, его причащали. Несомненно молодой отрок Прохор ходил молиться в Троицкий монастырь. Современный Курск богат приметами того времени. Это был богомольный купеческий город, и та обстановка XVIII века, то благочестие, те святыни, которые окружали юного Прохора Мошнина, сформировали, конечно, его характер и побудили служить Единому Богу.

Куряне называют себя земляками преподобного Серафима Саровского. Но вопрос в том, как мы соответствуем такому великому святому и подвижнику, какова наша жизнь. Мне хочется, чтобы как можно больше людей, особенно в моей епархии, были знакомы с жизнью, наставлениями и деяниями великого подвижника Божия. Я помню, когда сам прочитал в первый раз «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», был просто потрясен и несколько дней ходил под воздействием этой книги. Мне захотелось поехать в Дивеево, пройти по этой земле, постоять там, где прошла Божия Матерь и подвизались матушка Александра и те святые сестры-подвижницы, которые зарождали эту святую великую обитель.

У Батюшки была пламенная вера. Вот сейчас 75 % россиян называют себя православными. В чем разница между верующими и верными?

Очень хорошо, что большинство наших соотечественников называют себя православными. Но спроси каждого второго: «Когда ты исповедался, регулярно ли причащаешься и посещаешь храм, читаешь ли ты утренние и вечерние молитвы, читаешь ли ты Евангелие и вообще когда-нибудь читал ли его?» И очень многие скажут: «Нет». Или еще скажут, что Бог у них в душе и им не нужно ходить в храм и читать Евангелие. Но ведь вера наша должна проявляться в нашей жизни в конкретных делах. От нас, священников, конечно, многое зависит: мы должны быть открыты людям и должны говорить и говорить людям о вере, тем более, что время сейчас такое благоприятное, нет никаких препятствий.

В Великую Субботу дворы наших тридцати храмов в городе Курске были переполнены. Десятки тысяч людей пришли освящать пасхальную снедь - яйца, куличи, пасху. А ведь многие не соблюдали пост. И некоторые из них не пришли потом на пасхальное богослужение. Или в Вербное воскресенье храмы тоже переполнены, многие приходят для того, чтобы освятить вербу. Это добрый обычай. Но ведь нужно приходить и в последующие дни - дни страданий Господних. А в Великий Четверг в храме немноголюдно. И в Великую Пятницу... А ведь идет Страстная седмица, в которой - самый смысл нашего спасения, нашего искупления. В дни, когда мы должны сострадать со Христом, где вы люди? Очнитесь, придите! Так что нам еще работать и работать и не утешать себя вот этими цифрами, потому что множество наших людей, считая себя православными, лишь исполняют обряды и очень редко ходят в храм. Духовной жизни нет, Евангелие не читают, в жизни своей поступают далеко не по-христиански.

Святитель Иоанн Златоуст говорит в своем пасхальном послании: постившиеся и не постившиеся, приходите праздновать Пасху...

Радость пасхальной ночи объемлет всех. Все призываются к этой радости, ведь Господь всех нас жалеет, всех милует, всех ждет, всех призывает к Себе. И на Пасху мы видим, что многие и не постившиеся приходят и стоят в храме. Хочется, конечно, чтобы эта Пасха стала для них началом новой жизни, чтобы они потом стали и поститься, и исповедоваться и постепенно воцерковлялись. Хочется, чтобы они узнали, какое это сокровище, какое это большое богатство - наша православная вера.

А что меняется в жизни человека, если он живет верой?

Меняется прежде всего отношение к самой жизни. Появляется высший смысл нашего существование, понимание того, что жить - это не только есть и пить, думая только о насущном. Верующий человек чувствует, что он не один на этом свете, что есть Господь, очи Которого призирают на все дела человеческие, и все наши мысли, все наши поступки открыты перед Богом. Для человека открывается прекрасный мир веры. Те, кто не познали этот мир, - это обедненные люди. Как глухой человек не слышит звуков или как слепой не видит света и красоты этого мира, так и человек, который не имеет веры, лишен очень многого.

Царь Давид говорит: «Оживи нас, и мы будем призывать имя Твое». Как оживить человека?

Господь всех призывает, Его всеблагой промысел действует относительно каждого человека. Но отклик человека зависит от чистоты его сердца, от того, насколько сознание его подготовлено. Ведь есть люди, которые живут рядом с храмом, а в храм не приходят. Вот у вас в Дивееве рядом с монастырем живут люди, слышат колокольный звон, а от веры далеки. Я спросил как-то одну бабушку, которая сидела на лавочке у своего дома: «А вы в монастыре были?» - «Заходила раза два. Да жарко очень там, в храме». И так многие люди... Как их оживить? Казалось бы, храм рядом - приходи. Но будто враг заложил им уши, повязку наложил на глаза и на ноги какие-то путы железные. Мы, верующие люди, должны говорить им ненавязчиво о вере, должны быть проповедниками. Доброе слово - это очень важно. Не слушают? Тогда должны о них молиться.

У меня всегда душа болит, когда вижу людей, далеких от веры. Вот еду на службу в Страстную Пятницу и вижу: люди идут кто куда... Хочется закричать: «Идите в храм Божий! Сейчас будет вынос Плащаницы. Сегодня великий день. Сегодня Господь за нас пострадал и умер. Остановитесь хотя бы на час-два. Прекратите свою суету. Задумайтесь!» Придешь в храм - сто-двести человек стоит. Печально...

Почему сейчас так много недовольных людей?

Свойство человека, наверное, такое, что нам хочется, чтобы было все сразу и было нам хорошо. Но так не бывает.

Восемьдесят лет мы были как в плену. Как говорила покойная матушка Маргарита: «Да мы же в плену были у советской власти». Целое поколение искалечено безбожием. Сформировался новый тип человека - человека бессовестного, который может запросто переступить через все нравственные запреты, для которого заповеди Божии ничего не значат, хотя он и считает себя православным, и раз в году приходит в храм, чтобы поставить свечку.

Люди недовольны властью, недовольны близкими и далекими. А что ты сам сделал для людей хорошего? Что сделал для того, чтобы жизнь в нашем обществе изменилась в лучшую сторону? Что ты сделал для России, для нашего государства, ведь не только власть должна, мы ведь тоже граждане России. Недавно у нас было пасхальное собрание - встреча с приемными семьями. Это замечательные люди, которые забирают детей из интернатов. И таких семей становится все больше и больше. Это хорошая тенденция. Если мы хотим, чтобы изменилась наша жизнь, каждый из нас должен сделать какие-то поступки по-Божьи, какое-то доброе дело. Вот взяли ребенка, воспитали его добрым, порядочным человеком, христианином к тому же, - изменится жизнь в нашем обществе? Несомненно, изменится. То есть добра должно быть больше. А не просто нытье. Необходимо начать с себя. Не ворчать и не роптать.

Вы ведь наш земляк, арзамасец, и знали тех дивеевских стариц, которые доживали век в этих местах? Расскажите о них.

Довольно многих знал. В Арзамасе доживали свой век матушки Дивеевского монастыря, арзамасских - Никольского и Алексеевского, и много было из Серафимо-Понетаевского во главе со схиигуменьей. Большинство прошли тюрьмы и ссылки. Помню время своего детства - идешь по улице: маленький домик, покосившийся, но чистенький - монашки, наверное, живут. Точно! И жили они по несколько человек. Ходили в храм в платках, поддерживая друг друга. Приятно было на них смотреть. Тогда в Воскресенском соборе они еще пели на клиросе, а клиросом управляла инокиня Алексеевского монастыря, ее называли «Дуня-бас». Она дожила до девяноста с лишним лет и видела, и слух был у нее идеальный, и голос сохранила до последних своих дней. Я посещал, конечно, матушек, которые жили в Дивееве, матушку Маргариту Лахтионову. Много-много раз у нее был. Матушку Серафиму Малыгину в селе Суворово знал. Она поступила в монастырь еще в 90-х годах XIX века. Ее родная тетка, тоже монахиня Серафима, была начальницей живописной мастерской, она удостоилась за свои работы, за прекрасную организацию живописного дела получить наперсный крест из Кабинета Его Величества. Но стеснялась эту награду носить, очень редко крест надевала. Матушка Серафима Малыгина еще девочкой поступила в монастырский приют, она застала еще тех матушек, которые помнили преподобного Серафима Саровского. Рассказывала: бежим веселые, радостные из храма, старенькая матушка идет: «Девчонки, идите сюда, где были?» - «За литургией в храме». - «А слезинку пролили?» - «Нет, о чем нам плакать?» - «Как о чем? О грехах...» Да, была такая обстановка замечательная в обители; дружная, большая была семья. Матушка говорила, что в монастыре они были, как в раю. Ее домой в Суворово к родителям чуть ни силком прогоняли: «Иди навести родителей». «Приду, - говорит, - они рады: посиди с нами. Посижу немного - и мне уже скучно и тошно, мне уже хочется в Дивеево». Она умерла в 88-м году, немножко не дожив до открытия монастыря. Ей было почти 94 года. Говорила: «Редко какое утро я просыпаюсь без слез. Снится Дивеево - и я в слезах просыпаюсь». Матушка вычитывала все правило, все богослужения, так и сидела в книгах. Все они были молитвенницы, все были смиренные, все были скромные. Я тогда служил во Владимирской епархии, отслужу у себя неделю и несколько дней выбирал, чтобы приехать сюда и их исповедовать, причастить, пособоровать. Они все были праведной жизни. Все были страдалицы, безропотно несли свой крест. Ни от одной я не слышал укоризны или обиды на кого-то, всегда мирное, радостное и спокойное настроение духа. И еще что мне казалось очень важным, у них внутренняя культура была. Матушка Серафима - простая крестьянка, а даже чай разливала, подавала деликатно, с особой культурой. В монастыре их так воспитывали. Обращали внимание на все, даже за походкой следили. Если идешь, размахивая руками, та же матушка старая подойдет, сделает замечание. Не заканчивая гимназий, они получали духовное образование. Они были благородными в высшей степени.

А как вы объясните такое обетование Матери Божией, данное Ею первоначальнице матушке Александре, что здесь будет обитель, равной которой не было, нет и не будет на земле?

Это великие слова. Я молодым человеком часто приезжал в Дивеево. Милиция тогда гонялась за богомольцами. Зайду в храмы, подойду к березке, тайно перекрещусь на месте, где были могилки. С оглядкой идешь к матушке Маргарите, потому что не хотелось, чтобы и у нее были какие-то неприятности. И приходилось слышать, матушки говорили, что обитель должна возродиться. Тогда в это не верилось. Ведь, казалось, был несокрушимый этот советский железобетонный строй. А когда увидел своими глазами, как монастырь возрождается, понял, что для Бога возможно все. Это настоящее чудо. Я был потрясен, когда обстроили приделами Казанский храм, вспомнил пророчество преподобного Серафима. Все сбывается! Конечно, это великий монастырь. По своим строениям. По числу насельниц - подвижниц и тружениц. И по своему духовному значению, которое мы еще не до конца можем понять. Но уже сейчас Дивеевский монастырь, как горящая свеча, горит на свещнице Церкви, молитвами и подвигами сколько людей просвещает. Сила, и слава Дивеева, наверное, в полной мере еще откроется в будущем.

http://www.4udel.nne.ru/index.php?id=4381

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Митрополит Курский и Рыльский Герман (Моралин)
Все статьи Митрополит Курский и Рыльский Герман (Моралин)
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:29
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:17
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40