Каждый из нас любит отпуск: одни ездят на море или путешествуют, другие проводят время на даче, мне же всегда хотелось не просто отдохнуть, но и сделать что-то полезное для Церкви.
Три года назад я познакомился с добровольцами из движения «Общее
дело. Возрождение деревянных храмов Севера», которое создали московский
священник Алексий Яковлев, клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери в
Алексеевском, и его жена - художница Татьяна Юшманова. Вместе с другими
молодыми людьми я летом стал ездить по Русскому Северу и ремонтировать
деревянные храмы. Больше пятисот церквей могут просто исчезнуть, если не
сделать самых простых вещей - залатать крышу, создать временную кровлю,
вынести мусор.
Готовиться к поездкам мы начинаем еще зимой: выбираем
храм, договариваемся с местными властями,
ищем материалы для работ.
Летом несколько групп едут к разным деревянным церквям и за неделю их
консервируют, чтобы наши потомки могли увидеть эту красоту. Если местные
жители не будут заботиться о храме, он простоит еще лет десять, а если
помогут, то деревянная святыня проживет много дольше.
Сам я очень
люблю работать с деревом. У меня есть разряд плотника-реставратора.
Я пользуюсь коваными топорами ручной работы, которые изготавливаются по
найденным образцам допетровской эпохи. В зависимости от характера работ
применяются топоры разного веса и c разной длиной рукояти.
В прошлом
году во время поездки я стал свидетелем настоящего чуда - мы работали в
заброшенной церкви Смоленской иконы Божией Матери в Каргопольском
районе, в опустевшей деревне Малая Шалга. При расчистке алтарной части
храма, под метровым слоем мусора мы нашли полный евхаристический набор,
завернутый в полуистлевшую аналойную накидку. В ней находилось шесть
предметов: потир, дискос, звездица, лжица и две тарели. Серебро с
позолотой начала ХХ века. Храм был закрыт в 1937 году. Перед арестом
батюшка спасал самое дорогое - завернул в накидку и спрятал. Храм не раз
грабили, но, видимо, святыня нас ждала. Мы восстановили в этом храме
крышу, починили пол, убрали весь мусор, повесили простые иконки. Из
соседней деревни приехал игумен Феодосий (Курицын), привез с собой
антиминс, и мы служили Литургию, молились о неизвестном нам пока
священнике и причащались из той самой Чаши, которую он пытался сохранить
и сохранил от поругания.
В такие моменты история Церкви становится твоей личной историей, и это прекрасно.
"День деревни" в Малой Шалге Каргопольского района Архангельской
области. Каждый год 10 августа в престольный праздник деревенского храма
Смоленской иконы Божией Матери бывшие жители деревни и их дети
собираются в своей деревне.
Часовня Ильи Пророка, д. Новая Деревня, Верховажский район
Вологодской области. Июль 2013 года.
Возведение защитной кровли над
трапезной и притвором часовни.
Часовня и храм Вознесения Господня. Архангельская обл., Пинежский р-он, д. Березник. Часовня (на переднем плане слева) начало 18 века, ровесница церкви Преображения Господня в Кижах
Часовня Флора и Лавра в д. Калитинка Каргопольского района
Архангельской области. Август 2013 года.
Снятие колокольни, подготовка
к переборке сруб
Сайт движения «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера»
Автор: ЩИПКОВ Филипп, журналистhttp://www.foma.ru/otpusk-na-severe.html