Серафим Роуз и Оливье Клеман - жертвы православного прозелитизма

Беседа с о. Георгием Митрофановым

Религия 
0
232
Время на чтение 7 минут
Священник Георгий Митрофанов. Родился в 1958 году в Ленинграде. Закончил исторический факультет ЛГУ, работал младшим научным сотрудником в отделе рукописей Публичной Библиотеки. С 1985 по 1990 году учился в Ленинградских Духовных Семинарии и Академии. Кандидат богословия. Преподаватель Санкт-Петербургской Духовной Семинарии и Академии. Настоятель храма св. апостолов Петра и Павла при Академии постдипломного педагогического образования г. Санкт-Петербурга.

Отец Георгий, каким образом Церковь как социальный институт должна быть представлена в общественной жизни?

Доминирующие тенденции развития общества в XX веке заключаются в постепенном усилении роли общественных организаций в жизни государства. Необходима активизация участия Церкви именно в тех начинаниях, которые инициированы самим обществом. Симфония Церкви и общества есть наиболее эффективная перспектива развития церковно-государственных отношений. Церковь должна быть представлена своими мирянами в различных общественных, политических, культурных, благотворительных организациях. Современную Церковь можно упрекнуть в том, что она недостаточно активно использует эту форму взаимодействия с обществом.

Показателен опыт последних выборов, когда неожиданно обнаружилось, что почти во всех ведущих политических партиях Православная Церковь оказалась практически не представлена. Единственный благословлЈнный для участия в выборах кандидат потерпел сокрушительное поражение, хотя в целом авторитет Церкви в обществе гораздо выше, чем те 1,5%, которые набрала Народная партия.

Можно ли предположить, что поражение "церковных" кандидатов является следствием представлений в обществе, что Церковь не должна заниматься политикой?

В обществе, к сожалению, вообще нет выработанного отношения к Церкви. Я думаю, что всЈ, что произошло на последних выборах, это просто знак того, что сама Церковь недооценивает важность роли мирян, как в жизни общества, так и в политике. Речь не должна идти о создании политической клерикальной православной партии. ЕщЈ собор 1917-18 гг. допустил плюрализм политических взглядов среди христиан. Я убеждЈн, что православные христиане могут участвовать в деятельности различных политических партий, за исключением коммунистических и фашистских.

Насколько с вашей точки зрения является правомерным проявление президентом Путиным своей религиозности на публике?

Глава светского государства не может существовать вне конкретного культурно-исторического контекста своей страны. Православие - это культурообразующая религия для России. Если президент налагает на себя крестное знамение, входя в православный храм, для меня это ещЈ не является признаком того, что у президента есть глубокая личная религиозность, он только ведЈт себя в православном храме культурно-исторически корректно. Но если предполагать, что у президента Путина есть глубокая личная религиозность, которую он таким образом демонстрирует, то почему мы должны лишать президента права исповедовать ту религию, которую он считает для себя наиболее приемлемой.

Не является ли декларирование политическими деятелями своей религиозности простой эксплуатацией общественно-политического ресурса Церкви для приобретения политической выгоды?

Филипп, о каком общественно-политическом ресурсе Церкви вы говорите? Этот ресурс не позволил единственному благословленному кандидату пройти в Думу.

Священник на его месте имел бы шанс пройти...

Решение Священного Синода, запрещающее священнослужителям принимать участие в выборах, абсолютно точно соответствует нынешнему положению вещей в Церкви. Большинство нашего духовенства сегодня совершенно аполитично. Политически активна лишь меньшая часть духовенства. К сожалению, эта активность чаще проявляется в коммуно-патриотическом ключе, нежели в подлинно патриотическом жертвенном духе.

Может ли Церковь использовать PR-технологии и должна ли она заниматься созданием собственного положительного образа в обществе?

Церковь должна заниматься миссионерской и просветительской деятельностью, в которой могут присутствовать элементы и PR-технологий. Нужно преодолеть тенденцию рассматривать Церковь как рудимент прошлого, как архаичный институт, который не способен отвечать на вопросы современности.

У Церкви Христовой есть ответы на все вопросы, которые стоят перед человеческим обществом. Церкви необходимо научиться работать в сфере информационной политики и использовать средства массовой информации. Большая часть людей в храмы не ходит и только через ту информацию, которую Церковь сама предлагает обществу о себе, общество может о ней судить.

Газеты читают все. Православные же газеты в большинстве своЈм выглядят маргинально и издаются весьма непрофессионально. Должны появляться такие православные газеты, которые использовали бы существующие в современной индустрии СМИ методы, в том числе PR-технологий, потому что может быть не только чЈрный, но и белый PR.

Что для Церкви приоритетно в обществе - проповедь или социальная работа?

Приоритет Церкви, конечно, проповедь Христа Воскресшего, но эта проповедь должна облекаться в такие формы, которые сделают эту проповедь максимально доступной для того общества, в котором Церковь живЈт, и в котором проповедует.

Говорить с секуляризованным обществом о Христе нужно, начиная с обсуждения тех проблем, которые это общество волнует. Основы социальной концепции РПЦ - это первый такой опыт. Некоторый положения Основ опережают и превосходят средний уровень церковных представлений, представлений нашего приходского духовенства об актуальных проблемах современности.

РПЦ и РПЦЗ. Пути диалога намечены, каковы перспективы?

Цель диалога - восстановление евхаристического общения. Русская Православная Церковь Заграницей много десятилетий живЈт в условиях демократического плюралистического секуляризованного общества. Живя в обществе, которое отчуждено от русской православной церковной жизни, РПЦЗ сумело сохраниться в этих условиях при полном отсутствии постоянной этно-социальной базы. Живя в обществе, которое создано протестантами, Церковь научилось осуществлять свою миссионерскую деятельность для инословных, опираясь на собственные силы, она не ждЈт поддержки от государства, она сама осуществляет свою деятельность таким образом, что отток в протестантизм членов РПЦЗ несоизмеримо меньше притока в неЈ представителей протестантских деноминаций.

В советский период в Русской Православной Церкви усиливалась вертикаль власти при полном размывании горизонтали власти. У РПЦЗ решения Собора 1917-18 годов во многом были реализованы в вопросе приближения епископской власти к приходскому духовенству. ЕЈ опыт показал, что в Православной Церкви может быть активная приходская община.

Именно в русском зарубежье было преодолено то, веками разрушавшее русскую Церковь, средостение между епископатом и приходским духовенством. Активизировать наше приходское духовенство может только такая епископская власть, которая постоянно ставит перед ним конкретные задач, прежде всего по активизации деятельности по отношению к современному обществу.

РПЦ живЈт в иллюзии (которой, кстати, у Зарубежной Церкви нет), что власть на протяжении десятилетий не позволяла нам быть православными, но как только препоны окончательно исчезнут, имманентная православная религиозность русского народа самостоятельно себя проявит. Но это вовсе не так. Нужно выходить за пределы храма и осуществлять свою просветительскую миссионерскую деятельность именно в таких формах, которые будут приемлемы для того расцерковлЈнного общества, которым является современная Россия. У Зарубежников такой опыт есть.

Ну и, безусловно, поддержка русской диаспоры очень важна для внешнеполитической активности нашего государства: одним из путей получить эту поддержку является нормализация отношений с РПЦЗ.

Каким образом будет производиться административное соединение?

На Всезарубежном пасторском совещании вопрос о конкретных формах административно-канонического объединения не стоял. Если делать прогнозы, то можно предположить, что РПЦЗ будет обладать автономным статусом, но в какой это будет форме сказать пока сложно.

В сознании простого церковного человека присутствует мировоззренческая установка, что католики - наши злейшие враги.

Советские ксенофобские комплексы, увы, не чужды значительной части нашего духовенства. Безусловно, Римско-Католическая Церковь благодатна и, безусловно, она осуществляет дело Божье на земле, так как его понимают католики. Мне трудно представить, что может произойти объединение церквей в этом мире, для этого нужны уже явные апокалипсические признаки... Нам сейчас важнее объединение с нашими братьями в русском зарубежье, чем какие-то часто бесплотные диалоги с римо-католиками или протестантами.

Нужно ли переходить на богослужебный русский язык?

Этот вопрос был остро поставлен многими правящими архиереями ещЈ в 1905 году и на соборе 1917-18 гг., на котором была признана принципиальная возможность совершения богослужения как на церковно-славянском, так и на русском и даже украинском языках. Однако осуществить перевод богослужения на русский язык, который бы удовлетворял высоким богословским требованиям очень сложно. Современные церковно-славянские тексты, восходящие в основном к 17 веку так же не лишены серьЈзных недостатков. Их редактура в 17 веке происходила на очень низком уровне. Нужно идти по пути серьЈзного редактирования церковно-славянских текстов, возможно с элементами их русифицирования.

Современный церковно-славянский язык неудовлетворительный. Один из наших церковных писателей шутливо говорил о чтении Апостола как о "паузе благочестивого непонимания". В отличие от Евангелия Апостольское чтение остаЈтся за пределами понимания многих прихожан. Люди, которые считают, чуть ли не ересью вопрос о новом переводе богослужения, далеки от понимания того, какое богатство скрывается в нашей церковно-литургической традиции плохими церковно-славянскими текстами.

Современный человек очень рационалистичен. То, что он не понимает, не вызывает у него сакрального трепета, а вызывает отторжение. Он стремится к более примитивному, но понятному, чем к более возвышенному и непонятному. Поэтому многие идут к протестантам, которые при всЈм своЈм примитивизме, говорят на более понятном языке.

Меня не шокировало бы существование у нас одних храмов, в которых служили бы на отредактированном славянском языке, и храмов, в которых богослужение велось на русском языке, только в переводе выполненном на должном богословском уровне. Отказываться от церковно-славянского языка - значит обеднять свою культуру, свою духовную традицию. В тоже время не надо думать, что желание слушать богослужение на русском языке является проявлением ложной религиозности. Здесь может быть допущен плюрализм.

Насколько с вашей точки зрения велика возможность возрастания влияния протестантизма в России?

Россия может быть либо православной, либо безбожной, но протестантской - никогда. Сейчас наша страна является в гораздо большей степени безбожной, чем православной. Успехи протестантизма обусловлены недостатками нашей деятельности, потому что русский протестант, это человек, не услышанный или не замеченный мною, православным священником. Именно в этом смысле, кстати, нам полезен и интересен опыт РПЦЗ, потому что он показал, что можно успешно существовать в протестантском обществе.

Отец Георгий, а как вы относитесь к конкуренции между христианами, которые исповедуют одного и того же Бога?

Современное развитие общества ставит христианские конфессии в условия такого рода конкуренции. Меня удивляют те претензии, которые предъявляют некоторые православные священники к римо-католикам и протестантам в России за прозелитизм. Самой Православной Церкви нужно как можно больше заниматься прозелитизмом. Жертвами православного прозелитизма стали выдающийся проповедник иеромонах Серафим (Роуз), блестящий французский богослов Оливье Клеман. Надо желать, чтобы таких жертв было больше, и тогда мы не будем чувствовать комплекс православной неполноценности, который заставляет нас не верить в собственные силы.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Филипп Щипков
Отпуск на Севере
Зачем восстанавливать деревянные храмы
16.05.2014
Очаг христианства на Северном Кавказе
Беседа с протоиереем Артемием Пономаренко
31.07.2013
Юрий Васильев: с приходом в "МН" Евгения КиселЈва редакционная политика в "церковном" вопросе не изменилась
Юрий Васильев родился в 1973 году. Закончил консерваторию по классу музыкальной культурологии. С 1999 года работает в еженедельнике "Московские Новости". Редактор отдела политики.
10.10.2003
Все статьи Филипп Щипков
Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Андрей Х.
18.04.2024 18:59
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от учитель
18.04.2024 18:49
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Кожухевич
18.04.2024 16:58
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Новый комментарий от Кожухевич
18.04.2024 16:51
Гомосексуалисты во власти приведут человечество к ядерной катастрофе
Новый комментарий от Русский танкист
18.04.2024 16:45
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от боеприпас
18.04.2024 16:34
«Вечный жид» в романе И.С. Тургенева «Рудин»
Новый комментарий от архетипика
18.04.2024 16:16