Ты меня уважаешь?

0
303
Время на чтение 8 минут

-  Зачем писать «уважаемая»? - спросила моя дочь, заглядывая мне через плечо, в то время как я составляла объяснительную записку её классному руководителю.

- Так положено... при письменном обращении, - машинально ответила я. Дочь такой ответ явно не удовлетворил, и она отошла, насмешливо бормоча про себя строчки из детского стихотворения: "Глубокоуважаемый... глубокоуважатый...« Это был один из множества ударов по моему педагогическому самолюбию, которые приходится заслуженно получать всё чаще и чаще. 

Игра в ассоциации

Ситуация с дочерью заставила задуматься: что такое уважение, понимаю ли я суть этого явления сама, могу ли научить этому своих детей? И стоит ли учить? Не пережиток ли это советского прошлого? Не принесло ли наше время иные ценности и оттенки отношений между людьми? Говорят же, что век информации - это век сокращения дистанции и век отчуждённости одновременно. В то время как уважение - это, совсем наоборот, определённая дистанция и отсутствие отчуждённости. Может быть, просто сменились времена и нравы?

Когда я задаюсь вопросом, желая докопаться до сути понятия, поначалу меня обычно навещают ассоциации, лежащие на поверхности. Так, сперва приходили печальные образы - потрёпанные жизнью люди в несвежей одежде, распивая крепкие напитки, настойчиво спрашивали друг друга: «Ты-меня-уважаешь?» Вспоминались мне и обезличенные, обобщённые директора школ, депутаты из телевизора, начальники государственных учреждений... Они олицетворяли формальную сторону уважения, когда за словом не стоит ничего, кроме необходимости подчеркнуть почтение к должности, профессии, званию. Безусловно, такое холодное уважение необходимо для субординации начальника и подчинённого. Но слово же таит в себе важность - вот это и не давало мне покоя. Поиски продолжались.

Помогли те, кто сам обращался ко мне за помощью: люди, переживающие кризис семейных отношений. Оказалось, что уважение стоит чуть ли не на первом месте среди необходимых условий, без которых не может быть семьи. Некоторые так и говорили: если бы мой супруг (супруга) меня уважал, то всё остальное можно было бы преодолеть. Или прямо противоположное - если бы он (она) заслуживал уважения, то я никогда бы не вёл себя подобным образом. Многие открыто заявляют: сначала заслужи уважение...

Но возможно ли «заслужить» уважение человека, от которого слышишь такие слова? И от кого в действительности зависит уважение: от того, кто якобы должен его добиться, или от того, кто хочет (или не хочет?) уважать? Если близкий человек требует «заслужить» уважение, то уже одной этой просьбой он унижает, показывая, что задача партнёра - из штанов выпрыгнуть и доказать, на что тот способен.

Думаю, уважение зависит в первую очередь от нашей личной способности видеть ценность и значимость другого. Сколько бы поступков и подвигов ни совершал человек, уважать его или не уважать - зависит лично от нас.

Ксенины дети

Мне кажется, уважение, понимание важности другого в семье наиболее трудно даётся, когда речь идёт о детях.

Одна ситуация врезалась в мою память. Питерское лето, часовня блаженной Ксении на Смоленском кладбище. Длинная очередь вдоль могильных оград. Есть такая традиция - трижды обходить часовню с молитвой к блаженной. К сожалению, нередко в народе эта традиция обретает какие-то магические формы. Я наблюдала картину: вокруг часовни, прижавшись лбами к стенам, стояли неподвижно около десятка женщин и с закрытыми глазами молились. Одна из пришедших была с дочерью лет пяти, плакавшей навзрыд. Я прислушалась.

- Мама, что случилось, почему эти тёти спят стоя, они умерли?

Девочка была очевидно испугана. Мать на свой манер пыталась её «утешить»: дёрнула за руку, пообещала купить шоколадку, в конце концов дала подзатыльник. Девочка «успокоилась»...

Видимо, эта женщина, пришедшая ко Ксеньюшке, не знала, как относилась к детям сама блаженная. Святая, не познавшая радости материнства, очень любила детей. Заходила она выпить чаю в бездетный дом - а спустя некоторое время там звучал детский смех. Стоило Ксении погладить по головке болящего младенца, как он тут же выздоравливал. В народе этих деток, рождённых и исцелившихся по молитвам святой, так и звали - «Ксенины дети». Для неё же все эти дети были Божии.

Совсем иной дух царит в нашем отношении к детям. Увы, это дух собственничества. Моя знакомая однажды обратилась к священнику с вопросом:

- Батюшка, подскажите, что мне ещё сделать со своей дочерью? Она не хочет ходить в храм. Я уже и ругала, и наказывала, и предлагала ей материальную компенсацию за каждую службу. А она всё хуже и хуже отзывается и о Церкви, и обо мне.

- Что же вас удивляет? - спросил священник. - Богу ничего не стоит сделать так, чтоб она стала ходить в храм. Но подумайте, отчего Он этого не делает. Может, Он гораздо больше уважает свободу вашей дочери, чем вы? Может, стоит заняться собой, ведь это глядя на вас ваша дочь делает выводы о церковной жизни, потому ей и ходить в храм не хочется.

По факту рождения родители считают детей «своими собственными», ведь они их растят, оберегают, заботятся... И на этом основании с полной уверенностью считают, что имеют право управлять ребёнком, делать его «таким, как нужно» - по их мнению. Мой ребёнок, что хочу, то и делаю; как хочу, так и воспитываю. При этом нередко всё, что нужно родителю от ребёнка - это чтобы он слушался, был успешен в учёбе и... не мешал. К сожалению, как психологу мне приходится часто слышать от родителей детей всех возрастов такие слова: как мне на него повлиять, как заставить, как изменить, приучить? Любой педагог знает ошибочность этих вопросов. Вопросы должны звучать иначе: что я делаю не так? в чем моя ошибка воспитания?

Уважение не даётся легко по отношению к тем, кого кормят из ложки и кому меняют мокрые штанишки. Но сложно - не значит невозможно.

Границы личного

Всё сказанное можно отнести не только к детям, но ко всем тем ближним, которых мы привыкли считать «своими», относясь к ним, соответственно, «по-свойски». Принятие человека за «своего», за некую данность, приводит к стиранию границ, и как следствие - к потере уважения. Говоря о границах, подразумеваю то необходимое расстояние, которое помогает нам не слиться с человеком в иллюзии единения, а остаться на том обоюдно безопасном расстоянии, когда мы стремимся различить образ Божий в человеке, не пытаясь его перекроить по своим меркам.

Иллюзия единения, по мнению некоторых философов, это овеществление человека, восприятие его как того, что тебе принадлежит. Как это происходит, можно проследить на примере взаимоотношений страстно влюблённых людей.

Когда двое влюблены, они стараются максимально сократить дистанцию. Похожие взгляды, привычки, вкусы. В партнёре не видится недостатков, он кажется идеальным, созданным словно «для меня». Естественно, всё, чего хотят влюблённые - это стать одним целым, стереть все границы, отменить всё, что отделяет их друг от друга. Стремительно сокращая дистанцию, партнёры переходят границы друг друга, и в яркий период влюблённости это приносит радость, дарит необыкновенные, неповторимые ощущения. Возникает иллюзия единения, но, конечно же, до настоящего единения ещё очень далеко. Переступив границы, слившись с другим, мы начинаем воспринимать человека как продолжение или часть самих себя, альтер-эго. Не замечая того, мы начинаем управлять им, пытаться его воспитать, изменить; считаем, что имеем право жить его жизнью. Любые обнаружившиеся недостатки и просто особенности воспринимаем как пугающие, требующие объяснения и исправления. Процесс этот, как правило, причиняет боль обеим сторонам. Нередко это приводит к разрыву отношений.

Если же люди решают что-то строить дальше, то им предстоит трудный путь отдаления на необходимое расстояние, выстраивание границ, нужных для полноценной свободной жизни в любви и доверии. Дистанция поможет принять инаковость другого: привычки, черты характера, отличные от своих взгляды. Всегда есть нечто, чем человек не хочет делиться, в чём он хочет отличаться. И здесь необходимо именно уважение - к его делу, профессии, жизненному выбору и так далее. Как правило, воссоздание необходимой дистанции довольно болезненно и может восприниматься как потеря близости. В действительности же, через боль и страх, это может стать шагом на пути к истинному единению, которое невозможно без взаимного уважения.

По мнению известного шотландского психиатра Рональда Лэйнга, принятие чужой индивидуальности всегда является угрозой своей собственной. Это можно объяснить так - если другой человек не подчиняется нам, непредсказуем для нас, то в любой момент он может уйти (в том числе и умереть). Существование наполняется тревогой, вынести которую человеку без Бога невозможно. Жизнь теряет иллюзорную безопасность. Именно избегая опасностей жизни, которую мы не в силах контролировать, мы создаём некий образ человека, не замечая его настоящего, подлинного. В свою очередь, на это обижаются наши близкие, говоря, что мы их не видим, не слышим, не считаемся с их взглядами и желаниями, не уважаем их решения. Отсутствие уважения к близкому человеку приводит к зависимым отношениям в семье. В них нет места свободе, творчеству, созиданию.

Хотелось бы привести слова нашего современника Евгения Гришковца.

«А желание такое... Желание, чтобы нас всё-таки любили и уважали. Чтобы меня любили и уважали. Но чтобы любили и уважали не потому, что я чего-то добился в жизни, не за мои усердие, труд и упорство, и даже не за какой-нибудь талант или особенность... Чтобы любили и уважали меня не за то, что ты сильный или смелый, не за то, что ты умный, потому что долго учился, не за то, что у тебя много денег, потому что ты много работал, и не за то, что у тебя есть власть или всё это вместе. А нужно, чтобы любили и уважали просто потому, что ты есть. Есть, какой бы ты ни был. Никто из нас в этот мир не просился. Но мы есть. И мы пока отсюда никуда не собираемся. И нам нужно, чтобы прямо здесь каждого из нас любили и уважали только за то, что мы есть. Любили и уважали. Пусть не сильно. Но каждый день».

Снова вспоминаю вышеупомянутых алкоголиков, и мне думается, что карикатура эта вовсе не случайна. Не просто так люди, находящиеся на грани и решающие свои трудности с помощью спиртного, вопрошают друг друга не о любви и дружбе, не о понимании и прощении, а именно об уважении. Фёдор Михайлович Достоевский, исследуя человеческую душу, неоднократно писал именно об этом: «Всякий, кто бы он ни был и как бы он ни был унижен, хоть и инстинктивно, хоть бессознательно, а всё-таки требует уважения к своему человеческому достоинству».

Подлинное уважение не должно быть холодным, иначе появятся «глубокоуважаемые» и «глубокоуважатые». Любовь без уважения становится неуправляемым, недолговечным и опасным чувством, посягающим на свободу, разрушающим личность. Истинная любовь всегда включает в себя уважение, признание важности другого человека, принятие его таким, какой он есть. Воспитание в себе подлинного уважения - это в действительности большой душевный труд, ведущий к зрелости. Ведь у зрелого человека не возникает необходимости переиначивать другого в соответствии со своими взглядами. Он уже умеет видеть в другом то, что заложено Богом.

http://otrok-ua.ru/sections/art/show/ty_menja_uvazhaesh.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анна Лелик
Я хуже всех!
К проблеме низкой самооценки
13.01.2013
Все статьи Анна Лелик
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06