Франческо Рутелли, бывший министр культуры Италии и мэр Рима, ныне возглавляющий «Институт культурной дипломатии» и Ассоциацию «Приоритет культура», и Паоло Маттие, известный археолог, много лет проработавший в Сирии и открывший древний город Эбла, призывают к «международной мобилизации» для защиты сирийских памятников культуры, прекращения воровства и незаконного вывоза из страны шедевров искусства и реставрации поврежденных монументов.
Авторы проекта прекрасно отдают себе отчет в сложности поставленной перед ними задачи. Ситуация в Сирии остается чрезвычайно сложной: около 130000 погибших за три года войны, миллионы беженцев, трудности разрешения конфликта дипломатическим путем. И все же, уверены они, нельзя забывать, что сегодня происходит уничтожение художественно-культурного наследия, имеющего мировое значение.
Шесть памятников в Сирии признаны ЮНЕСКО достоянием человечества, и почти все они в той или иной степени подверглись разрушениям в ходе военных действий.
Мечеть Омейядов или Великая мечеть Алеппо XIII века, где, по преданию, похоронен священник Захария, отец Иоанна Крестителя, почитаемый также и мусульманами как пророк Закария, пострадала от атак, а ее единственный минарет был разрушен в апреле 2013 года.
Город Босра, упоминаемый в Библии, расположенный в 140 километрах к югу от Дамаска (рядом с крепостью периода Омейядов), бывший во времена римского господства столицей провинции Аравия Петрейская и до недавнего времени гордившийся своей археологической зоной с остатками древнеримского театра, оказался в центре ожесточенных сражений. В результате памятник практически полностью разрушен.
Пострадала Цитадель Алеппо, игравшая значимую роль во времена Крестовых походов, являясь опорным пунктом попеременно то крестоносцев, то мусульман. Солдаты сирийской армии девять дней держали в ней оборону против мятежников, которые использовали взрывчатку для ее подрыва.
Еще одним уникальным культурным памятником Сирии является «Крак де Шевалье» - крепость госпитальеров, находящаяся недалеко от города Хомс на вершине утеса. Это одна из наиболее хорошо сохранившихся крепостей XI века, принадлежавшая в течение почти двухсот лет рыцарям Ордена Святого Иоанна Иерусалимского, который позже стал называться Мальтийским орденом. Расположенная между Алеппо и Дамаском, крепость была стратегическим пунктом во времена Крестовых походов вплоть до 1187 года, когда султан Египта и Сирии, талантливый полководец Саладин нанес сокрушительный удар крестоносцам, а Иерусалим был вновь завоеван мусульманами.
Во время нынешнего конфликта крепость была оккупирована мятежниками и подвергалась систематическим бомбардировкам со стороны правительственных войск, которые, в конце концов, захватили ее. К счастью, старинная постройка оказалась поврежденной лишь в незначительной мере.
Профессор Паоло Маттие подчеркивает - культурное наследие Сирии совершенно уникально и тесно связано с европейской культурой. «Сирия почти всегда была символом мирного сосуществования и толерантности между различными религиозными общинами и мостом между мусульманским и христианским мирами», - напоминает он.
Сирия - родина первого алфавита, городов-государств, существовавших уже в III тысячелетии до н.э., изумительных памятников старины, место рождения трех императоров и семи пап Рима.
«И все же, - замечает Франческо Рутелли, - разрушение мечетей, мест, где до сегодняшего дня население говорит на арамейском языке (на котором говорил Иисус), кажется, никого не интересует и не вызывает никаких чувств. Реакция международных организаций чересчур слабая и неадекватная».
Организаторы проекта предлагают включить тему сохранения культурного наследия страны, как безотлагательную, в повестку дня будущих переговоров в Женеве по урегулированию конфликта в Сирии. Больше ждать и откладывать нельзя, считают они. К тому же, именно спасение своего культурного наследия - церкви или мечети, где люди ищут утешения, может объединить людей разных вероисповеданий.
Недавно в Италии вышла книга журналиста Доменико Квирико, который пробыл в плену у сирийских мятежников 152 дня. Он дал своей работе обескураживающее название «Страна зла», которое уже вызвало немалую полемику. Свое пребывание в плену у боевиков журналист сравнил с концлагерем.
«Я был в Сирии пять раз после того, как произошла революция, - пишет он. - В пятый раз меня похитили, но уже и раньше я заметил значительные перемены. Чистых революционеров-идеалистов осталось мало. Преобладают фанатики ислама, и некоторые из них превратились в настоящих бандитов. Граница между революцией и преступлением - маргинальна, и рано или поздно кто-то ее переходит. Я столкнулся как раз с теми, кто ее перешел».
В журнале путешествий «I viaggi di Repubblica» за июнь 2007 года мне попалась статья, приглашавшая туристов посетить Сирию, которая начиналась такими словами: «Город месопотамский, арамейский, римский, арабский, мамлюкский, Дамаск, самая древняя столица мира, остается местом магического притяжения, которое необходимо посетить, прежде чем современность и глобализация зачеркнут его очарование. Здесь сожительствуют в мире представители различных общин и религий, люди вежливые, гордые и честные. Патриархальная семья - главный герой этого общества, где много детей, и, что исчезло из нашей жизни, они играют до позднего вечера в переулках и на площадях своих кварталов».
Станет ли когда-нибудь Сирия вновь такой?