Вера и личный пример

0
167
Время на чтение 4 минуты

Недавно в редакцию пришло письмо от юноши, жителя города Кузнецка соседней Пензенской области. Он заканчивает выпускной класс, ходит в храм, воскресную школу и пишет заметки на темы, которые волнуют его воцерковленных сверстников. Зовут этого юношу Алексей Морозов. Перед вами - размышления над вопросом о том, каким образом подросток, школьник может свидетельствовать о Христе. В принципе, выводы автора могут заинтересовать и уже взрослых наших читателей.

Безусловно, каждый православный христианин должен нести свет веры Христовой людям. Если раньше родители давали детям знания о Боге, то теперь порой происходит обратное: сами дети рассказывают мамам и папам о вере и Церкви, сами дети хотят вести жизнь более богоугодную, чем взрослые...

А вот может ли ребенок быть «апостолом» среди сверстников? По моему опыту, сегодня большинство учеников любого класса - верующие, но понятия о вере у них чаще всего очень размытые. Так почему бы православному ученику не рассказать о Боге своим сверстникам? Однажды в нашей воскресной школе зашел разговор об этом. Итогом его стало такое резюме преподавателя: «Ребята, говорите своим друзьям о Боге, обращайте их в православную веру. Пускай вам дадут за это подзатыльник - идите и на это. Будьте как апостолы». Я долго думал, стоит ли поступать так, как было предложено. В воскресном классе никто не попытался спорить с преподавателем - в том числе и я. Теперь хочется взглянуть на все под другим углом.

Сразу нужно определиться с главными участниками «апостольского служения». В данном случае это дети. И разговор о вере происходит между верующим и неверующим (либо сомневающимся) ребенком. Какова его основная цель? Сделать неверующего верующим. Но как это сделать? Как заставить неверующего мальчика или неверующую девочку пересмотреть свои взгляды?

В высказывании преподавателя из воскресной школы речь шла о подзатыльниках. Рассмотрим пример. Произошла драка между двумя учениками, оба из которых не верят. К ним подходит третий, начинает призывать дерущихся к миру, объяснять, что драться плохо, что нужно стараться жить в любви к ближнему. Существует два варианта развития событий: либо на «праведника» не обратят внимания, либо побьют. И это будет нормальной ответной реакцией. Ребенку трудно убедить другого поменять свои взгляды, если он не является авторитетным лицом для этого другого. Речь «праведника» ставит «грешника» в позицию обороняющегося. Вероятнее всего, «грешник» захочет ударить «праведника». Взрослые люди все-таки больше способны к самокритике, могут поставить свои идеи под сомнение - и исход ситуации может быть иным.

Допустим, что за веру Христову нужно страдать. Почти все апостолы приняли мученическую смерть, обратив в веру немалое количество людей. А что происходит в рассматриваемой нами ситуации? Обратился ли неверующий к вере? Нет. И скорее всего, даже когда «грешник» вырастет, при любом упоминании о Боге он будет вспоминать «праведника» и возвращаться в позицию обороняющегося. Другими словами, ребенок может получить травму, но при этом не совершить доброго поступка.

К тому же драка обычно происходит на глазах у множества сверстников. И вдруг выходит «праведник», чтобы сказать свое слово. За это слово его тоже бьют, он как будто принимает мученичество. И здесь очень высока вероятность лицемерия, когда захочется не веру донести, а просто выделиться из общей массы нарочитой праведностью или мученичеством. В Евангелии рассказывается о постящихся людях. Одни постятся и не показывают это, другие также соблюдают пост, но надевают маску угрюмости, чтобы все увидели, как они постятся, какие муки терпят. Господь говорит на это, что лицемерные уже получают награду свою на земле (Мф. 6, 2). Выходит, что описанное выше поведение не то чтобы приближает к Богу - оно отдаляет от Него. Свет веры не проникнет в сердце «грешника», а «праведник» оказывается... лицемером.

Хорошо, если лицемерия не будет, но соблазн все же очень велик, и рисковать не стоит. Так неужели школьник не сможет обратить в веру своих сверстников, одноклассников? Может, но действовать надо, как мне кажется, чуть-чуть иначе.

Рассказ о вере ставит неверующего человека в положение обороняющегося. Для того чтобы этого не происходило, необходимо все развернуть в обратную сторону. Нужно, чтобы он открылся для новой идеи, стал готовым принять ее. Как это сделать?

На выручку приходит метод авторитетов. Если вы не авторитет для человека, то каким бы хорошим ваш совет ни был, тот, кому он адресован, его не воспримет. Для того чтобы семена веры попали в почву и проросли, вы должны стать для неверующего человека авторитетом, примером в чем-то добром.

Если сверстники увидят наши личные замечательные поступки, продиктованные верой, - поступки, не просто слова, - тогда у неверующего возникнет вопрос: «Как ты это сделал?». И может быть, он даже спросит. Вот тогда и нужно говорить о своей вере. Целая проповедь не нужна - нельзя бросить в землю дерево и заставить его расти. Нужно бросить семечко. Упомяните о вере вскользь, невзначай. При следующей подобной ситуации поступите аналогично. Чем чаще это будет, тем лучше. Помните: часто, но понемногу.

Таким образом вы, может быть, сумеете донести свет веры до атеиста. Описываемый выше диалог обычно происходит не на глазах толпы, поэтому вероятность лицемерия сведена к минимуму. Такое поведение как раз больше всего и будет похоже на апостольское служение.

Газета «Православная вера» № 6 (506)


http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/vera-i-lichnyjj-primer
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Морозов
Все статьи Алексей Морозов
Последние комментарии
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
18.04.2024 22:12
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Человек
18.04.2024 19:31